И на свободу с чистой совестью?

Обсуждение: 8
4226

Экс-банкир и бывший саморегулятор из обвиняемого может стать пострадавшим. С извинениями, с выплатой крупной компенсации…

Продолжаются судебные слушания по делу экс-банкира и бывшего руководителя СРО «Первая гильдия строителей» Станислава Мацелевича, которому инкриминируется создание организованной преступной группы. Саморегулятор и его подельники – директор Торгового Дома «Карьер» Станислав Примаков, безработный Рафаел Петросян и предприниматель Александр Ефимов обвиняются по части 4 статьи 160 Уголовного кодека РФ (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному) и пунктам «а», «б» части 4 статьи 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств, добытых преступным путём). По версии следствия, эта четвёрка в 2013-2016 годах похитила у ООО «Страховая инвестиционная компания» 1,7 миллиарда рублей.

В ходе февральского заседания Первомайского районного суда адвокаты гражданина Мацелевича потребовали возвращения рассматриваемого уголовного дела в прокуратуру.

Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, оно возбуждено по обстоятельствам перечисления 19 января 2016 года с расчётного счёта ООО «Стинко», открытого в ПАО АКБ «Авангард», денежных средств в сумме 119,97 миллиона рублей; с расчётного счёта ООО «Стинко», открытого в АО «Альфа-Банк» в Новосибирске, денежных средств в сумме 265,97 миллиона рублей; с расчётного счёта ООО «Стинко» в ПАО «Промсвязьбанк» в Новосибирске денежных средств в сумме 37,73 миллиона рублей – в адрес ООО «Спецтехника» по назначению «оплата по договору уступки права». Кроме того, 29 апреля 2015-го между ООО «Стинко» и ООО «ФинАктивы» был заключён договор купли-продажи акций ЗАО «Завод строительных материалов» на сумму 29,99 миллиона рублей, который также был расценён, как хищение».

Как указано в постановлении, в период с 29 апреля 2015-го по 19 января 2016 года неустановленными лицами из числа руководства ООО «Стинко», имеющими право распоряжаться денежными средствами указанного общества, были совершены действия, заведомо влекущие неспособность данного общества в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, причинившие крупный ущерб на общую сумму 453,68 миллиона рублей.

Были возбуждены и другие уголовные дела, позже объединенные в одно производство:

  • по факту приобретения ООО «Стинко» у «Единого Строительного банка» векселей банка ВТБ на сумму 116,45 миллиона рублей (возбудили 21 декабря 2016 года);
  • по факту перечисления денежных средств со счетов ООО «Стинко» в разных банках на счет ООО «Спецтехника» в общей сумме 423,68 миллиона рублей;
  • по факту хищения чужого имущества неустановленными лицами, в том числе из числа руководства ООО «Стинко», в период с 23 декабря 2015 по 20 января 2016 путём, выразившемся в действиях, направленных на неисполнение финансовых обязательств ООО «Стинко» перед должниками, на общую сумму 540,14 миллиона рублей;
  • по факту перечисления и похищения денежных средств в сумме не менее 667,83 миллионов рублей неустановленными лицами из числа фактического руководства и собственников ООО «Стинко» посредством заключения фиктивных сделок, выплаты дивидендов, выдачи займов и иными способами на подконтрольные организации с расчётных счетов ООО «Стинко».

Иными словами, предприниматель с коллегами занимался, по сути дела, тем же, чем в 2010-х годах занималась добрая половина уважаемых российских бизнесменов – перекладывал деньги из одних своих фирм в другие и обналичивал их под благовидными предлогами. Едва ли такие действия можно оценить, как большой вклад в российскую экономику, но и заявления о тяжких уголовных преступлениях в данном случае можно тоже оспорить. Что, не без успеха и делают юристы, нанятые гражданином Мацелевичем.

Так, защита отметила, что в постановлении «отсутствуют конкретные действия неустановленных лиц, которые содержат признаки преступления и послужили основанием к возбуждению уголовного дела».

Далее адвокат подробно разобрал по косточкам каждый эпизод, указав на все процессуальные ошибки следствия и государственного обвинения. По версии защитника, кроме обстоятельств, связанных с перечислением денежных средств со счетов ООО «Стинко» на счёт ООО «Спецтехника» и приобретения векселя банка ВТБ, возбуждение уголовного дела в порядке статей 140, 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ не предшествовало, что установлено исследованием материалов уголовного дела.

Также адвокат заявил, что, как следует из текстов исследованных в суде постановлений о возбуждении уголовных дел, ни одно из них не было возбуждено по обстоятельствам, вменённых в последующем Станиславу Мацелевичу хищений и содержащихся в утверждённом прокурором тексте обвинительного заключения (кроме перечислений на ООО «Спецтехника»).

Таким образом, органом предварительного расследования при расследовании настоящего уголовного дела были существенно нарушены нормы УПК РФ, и нарушение это состоит в предъявлении обвинения по части 4 статьи 160 УК РФ без возбуждения по признакам данного преступления уголовного дела. В силу части 3 статьи 7 УПК РФ нарушения норм настоящего кодекса следователем в ходе уголовного судопроизводства влечёт за собой признание недопустимым полученных таким путём доказательств. Отсюда все доказательства, собранные по обвинению Станислава Мацелевича по части 4 статьи 160 УК РФ, не имеют юридической силы.

При этом 11 сентября 2017 года в Центральном районном суде юристам гражданина Мацелевича удалась аналогичная операция: другое уголовное дело – по обвинению в ведении незаконной банковской деятельности – было возвращено в прокуратуру, поскольку не прошло проверку судом на законность предъявленного обвинения.

Очень похоже на то, что следственные органы переоценили свои силы, пытаясь вместо обычной обналички обвинить бизнесмена по сложной статье «создание преступного сообщества». Дело продолжает медленно разваливаться, а адвокаты демонстрируют высокий уровень юридической подготовки и активно защищают своего подопечного. Тем более, что, судя по установленным фактам, «преступная группа» обкрадывала исключительно саму себя, перекладывая деньги из одного кармана в другой. Остаются, конечно, тысячи строительных компаний, входивших в СРО «ПГС», но и по ним большой вопрос – пострадали члены ассоциации из-за действий руководства СРО или из-за банковского кризиса. Тем более, что уже высказывалось мнение, что будь Станислав Мацелевич на свободе и с развязанными руками, его деловой хватки могло бы и хватить для спасения ассоциации.

Так что, как бы в итоге всей судебной эпопеи Станислав Викторович из обвиняемого не стал пострадавшим. С выплатой компенсации, извинениями и вновь чистой, как снега Памира, деловой репутацией.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

(с благодарностью коллегам омского портала «Коммерческие вести»)

13.03.2020 в 09:39
FAST-ПОСТ
Джентльменам верят на слово
Толябыч ~
Пока до ВС РФ не доберутся, так и будет насмехательство.
23.12, 15:37
Повод для гордости
Интересующийся ~
Разница в том, что там зарабатывают, а тут нет?
23.12, 11:50
Умягчение злых сердец
Интересующийся ~
Чтобы было, если бы ЦБ не повышал ставку?
23.12, 11:46
На каждого эксперта по 370 компаний!
Полианна ~
Да, кто-то всё думает, что в СРО ничего не делают…(((
23.12, 07:56
Свой СПК с преферансом и поэтессами?!
Полианна ~
Собаками можно обозначить защиту….например??
23.12, 07:46
Свой СПК с преферансом и поэтессами?!
Сергей Яковлев ~
А кто же в таком случае собака? Имеется, как минимум, несколько вариантов ответа ...
22.12, 08:00
Свой СПК с преферансом и поэтессами?!
Полианна ~
Для меня более приемлемы таки честное упорство… Свой труд… Ну Вы поняли…
21.12, 09:06