Реестр превратился в инструмент борьбы заказчиков с неугодными поставщиками, констатировал на пресс-конференции заместитель руководителя ведомства Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев. По его словам, это одна из ключевых причин, почему предприниматели не хотят участвовать в госзакупках. Инициативы ФАС должны пресечь подобную практику.
Реестр недобросовестных поставщиков содержит информацию о компаниях, которые уклонились от подписания контракта или нарушили его условия. Фигуранты «чёрного списка» лишаются доступа к участию в закупочных процедурах на 2 года. Каждый случай рассматривается индивидуально комиссией ФАС. По результатам компанию любо заносят в реестр, либо нет.
В 2019 году антимонопольная служба получила почти 28 тысяч обращений госзаказчиков о включении поставщиков в реестр недобросовестных против 14-ти с небольшим тысяч годом раньше. Почти в половине случаев (47%) для занесения в «чёрный список» не было никаких оснований, рассказал Михаил Яковлевич.
Закон «О контрактной системе…» № 44-ФЗ требует доработки, считают в ФАС. Сегодня он позволяет заказчикам расторгать контракт практически на любых основаниях, которые они считают возможным использовать, указывает начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Артём Лобов. Предприниматель несет серьёзные издержки: теряет контракт, обеспечение по нему – 30% стоимости. Далее идут попытки включения неугодной компании в реестр недобросовестных поставщиков.
При детальном рассмотрении ситуации часто оказывается, что неисполнение обязательств поставщиком связано с недобросовестностью заказчика. Он, например, не предоставляет площадку под строительство, нужную документацию, затягивая сроки проекта, а потом расторгал контракт. «Компании жалуются, что полностью зависят от заказчиков, которые могут сделать с ними всё, что угодно, – отмечает господин Евраев. – Во многих регионах неугодным предпринимателям говорят открытым текстом: не приходите на госзакупки, и предупреждают о последствиях, если те поступят по-своему».
Этот вопрос нужно решать, иначе мы никогда не создадим конкурентную среду, считает замруководителя ФАС. Федеральная антимонопольная служба предлагает предусмотреть в законе закрытый перечень оснований, которые госзаказчики могут использовать для одностороннего отказа от исполнения контракта и право исполнителя обжаловать такое решение.
Эти инициативы в составе других предложений по реформированию закупок госведомств и госкомпаний ФАС планирует направить в профильные министерства и экспертные организации для обсуждения.
Источник: «Российская газета»
сами в июле создали для этого прецедент по крайней мере в стройке...теперь в соответствии со схемой победитель аукциона уклоняется от заключения и уходит в рнп...))
Статья 104 44-го ФЗ так сформулирована, что в РНП можно внести любого подрядчика. Достаточно уже самого факта расторжения контракта по инициативе заказчика с формулировкой "грубое нарушение условий контракта". При этом ФАС - это не суд. Он не вправе выяснять при внесении в РНП такие обстоятельства, как обоснованы или нет претензии госзаказчика. Т.е. не вправе предопределять вину подрядчика или, наоборот, оправдывать его.