Наконец-то, спустя три недели, Национальное объединение строителей обнародовало видеотрансляцию «юбилейного» Съезда. Практически все отраслевые СМИ уже достаточно подробно ознакомили своих читателей с материалами Форума. Но поскольку информационный фон в отрасли сменяется достаточно быстро, то, по нашему мнению, не лишним было бы более детально – по словам и буквам – разобрать выступление министра строительства и ЖКХ РФ Владимира Якушева. Поэтому мы всей редакцией разбудили нашего «переводчика с министерского на общедоступный язык» и попросили взглянуть на приветственную речь Владимира Владимировича, то бишь главы Минстроя России.
***
«Десять лет назад в российском строительном комплексе начался переход от государственного лицензирования к саморегулированию предпринимательской деятельности. И одним из важных событий для отрасли стало добровольное объединение 54-х саморегулируемых организаций в Национальное объединение строителей, которое состоялось в 2009 году».
Благодарю за службу!
«За прошедшие 10 лет саморегулирование в строительстве прошло системное совершенствование. НОСТРОЙ доказал свою способность тесного сотрудничества с органами власти и совместного решения поставленных перед отраслью задач. Одним из примеров такой конструктивной деятельности стала наша совместная подготовка Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Мы вместе с вами рассчитываем на то, что итоговый документ будет способствовать развитию строительной отрасли и обеспечивать комфорт и безопасность жизни граждан».
Итак, буквально в первых строках своего выступления министр сказал спасибо ностроевскому начальству за то, что выполнили деликатное поручение. Во-первых, важный документ написали, взвалив всю нагрузку на кошельки членов СРО и натруженные умы сотрудников дирекции. Во-вторых, показали, что учтены интересы широкой общественности. А, в-третьих, вывели министерство из-под удара, сделав за все косяки крайним НОСТРОЙ. Минстрою такое сотрудничество очень понравилось. Можно будет продолжить.
«Я хочу поблагодарить НОСТРОЙ за то, что достаточно большое количество представителей этой организации приняло непосредственное участие в разработке Стратегии. Мы понимаем, что любая стратегия не бесспорна, но в этот раз мы привлекали большое количество экспертов. Большое количество экспертных площадок было задействовано. НОСТРОЙ в этом принимал самое активное участие. Надеемся на то, что этот документ у нас всё-таки будет жизнеспособным. Это не догма, он может меняться. У нас всегда происходят в жизни какие-то изменения, и, конечно, в этот стратегический документ мы тоже будем вносить изменения. Но, тем не менее, то, что мы в нём отразили, мне кажется, как раз соответствует основным запросам отрасли. Это очень важно. Мы постарались в этом документе вместе с вами найти ответы на эти вопросы».
Минстрой собрал все замечания, понял, что от него хотят и новый нормальный вариант стратегии напишет уже сам. Примерно по той же схеме МЭР сотрудничал с кружком любителей саморегулирования из ТПП, разрабатывая всем известную концепцию.
«Очень важным моментом в этом году стало принятие 151-ФЗ. Я не буду напоминать, о чём этот закон. Надеюсь, все сидящие в этом зале прекрасно понимают, о чём я говорю. Этот законопроект был долгожданным для отрасли. Мы дали ответы на многие вопросы, которые беспокоили сегодня строительную отрасль. В рамках принятия данного законопроекта мы разрабатываем подзаконные нормативные документы, которые будут приняты до Нового года, и уже этот законопроект заработает в полную силу.
Также хочу поблагодарить НОСТРОЙ за активное участие в этой работе. Прежде, чем вносить данный законопроект, мы вместе его обсуждали, много спорили, но, мне кажется, как раз то, что получили в конечном варианте, это ответ на уже назревшие и перезревшие вопросы, которые перед отраслью давно стоят».
Итак, снова спасибо НОСТРОЙ за помощь в работе. На сей раз речь идёт о непростых взаимоотношениях власти и застройщиков. К ним министр потом вернётся ещё неоднократно.
Вечерний BIM
«Один из них – это как раз внедрение BIM-технологий в строительстве. 151-ФЗ, наконец-то, дал ответ на вопрос, что же это такое. При этом мы с вами прекрасно понимаем, что ведущие компании давно работают в этих технологиях, но, к сожалению, можно так сказать, что эти технологии были не легализованы в силу того, что не были прописаны в федеральном законодательстве. Мы это вместе с вами сделали. Поэтому сейчас предстоит наша дальнейшая работа. Это внедрение непосредственно в практику и соединение тех наработок, которые были сделаны ранее компаниями, которые уже работали в этих технологиях. Вся эта система, включая законопроект, подзаконные акты и практические наработки, должна заработать.
От долгожданных рассуждений на разных площадках о том, что отрасль давно перезрела и должна работать на BIM-технологиях, мы перешли к реализации. На сегодняшний день у нас отрабатывается пилотный проект. Над этим работает Главгосэкспертиза. Мы взяли конкретную школу, которая строится сегодня в Екатеринбурге. Она строится как раз по BIM-технологии. Это эксперимент, когда Главгосэкспертиза должна прописать всю технологическую цепочку, или, как мы говорим, составить дорожную карту. Когда Главгосэкспертиза, и, соответственно, другие экспертизы, которые действуют у нас на территории субъектов, должны перейти на работу в режиме в том числе и принятия всех необходимых документов для прохождения экспертизы с применением BIM-технологий. Это тоже большой и серьёзный прорыв».
Здесь, конечно, главе Минстроя следовало бы адресовать свои слова в сторону НОПРИЗ. Но, судя по всему, господин Якушев со своей глобальной точки зрения не делает большой разницы между двумя Национальными объединениями, воспринимая их как единое целое. Тем более, что люди, сидевшие в президиуме и первых рядах зала на Всероссийском съезде НОСТРОЙ, занимают примерно такие же места и на Съездах Национального объединения изыскателей и проектировщиков.
«Мы работали и продолжаем работать вместе с вами. Поэтому уверен, что здесь также достигнем достаточно серьёзных успехов. Тем более, что у нас есть и конкретные сроки. В двадцатом году мы уже должны для проектов, которые будут строиться за счёт муниципальных, региональных и федеральных средств, данную технологию применять».
Искусство жить дружно
«Что касается проектного финансирования – процесс идёт. Не бесспорно и не беспроблемно. Мы это с вами прекрасно понимаем. Но это всё перешло на системный режим. Возникают определённые вопросы, как правило, у небольших компаний, которые работают сегодня в регионах, особенно тех, где не очень высокий спрос, где разница между себестоимостью строительства квадратного метра и продажной ценой невысока. Именно эти компании попадают в зону риска, когда не могут получить проектное финансирование. Работа продолжается, в том числе и совместно с субъектами Российской Федерации, банковским сообществом, застройщиками и НОСТРОЙ. Но местом сборки, естественно, являются субъекты».
Итак, от дигитализации и концептуальных планов перешли к реальности. В ней Минстрой, в первую голову, интересуют те, кто и правит бал на рынке жилищного строительства – крупные застройщики и аффилированные с ними компании. Потому и на Съезде НОСТРОЙ (который, вроде как, объединяет подрядчиков) речь пошла именно о них.
«Жилищное строительство переходит на совершенно иной путь финансирования. Мы должны решить две задачи. Первая – это сохранение денежных средств граждан, которые приобретают жильё, вторая – сохранение строительных компаний. Для того, чтобы те решения, которые на сегодняшний день приняты на законодательном уровне, не создали предпосылок для того, чтобы с рынка кто-то ушёл. Такие процессы будут, но они связаны с тем, что раньше компании работали с определённой проблематикой. Естественно, что реформа это всё оголила, и поэтому у этих компаний возникли определённые проблемы».
Предположения о том, что отмена долёвки приведёт к разорению массы мелких строительных компаний – это правильные предположения. Минстрой предлагает считать такие компании проблемными, утверждая, что у тех, кто работает хорошо, проблем не возникнет. А разорятся разные сомнительные личности. Впрочем, есть и оговорки.
«Наша задача – максимально помочь тем компаниям, которые честно работали на этом рынке, и в силу определённых обстоятельств не могут получить проектное финансирование. Они должны быть в зоне нашего внимания, должны получить необходимую поддержку от государства. Региональные власти на местах должны всячески оказывать поддержку для того, чтобы эти компании сохранились».
Грядёт укрупнение. Малые и средние строители либо уйдут в «субчики», где никакое СРО им будет уже не нужно, либо смогут выжить, только войдя в пул муниципальных, региональных подрядчиков или того же ФКР. Хочешь жить и строить – дружи и сотрудничай с местной властью. Хочешь, чтобы твои члены сохранили статус членов СРО и платили взносы – помоги им наладить такую дружбу.
«Работа в этом направлении ещё предстоит. Сегодня мы можем констатировать только результаты этого переходного периода. За 2019 год мы с вами прошли достаточно непростой путь. В начале очень сложно рождалось постановление, которое позволило ряду компаний – а сегодня это более 70-ти процентов проектов – достраивать по старым правилам. Это создало предпосылки для мягкого перехода.
Следующий момент, с которым мы очень долго определялись, это период, в который мы будем делать конечную оценку готовности проекта для того, чтобы определить, можно ли его финансировать по старым правилам, либо он должен финансировать по новой схеме. После долгих дискуссий мы, наконец, определили, и 1 октября стало именно той отсечкой. Хотя до этого момента у нас тоже была достаточно большая дискуссия. Поэтому в течение года рынок лихорадило, потому что были постоянные ожидания конкретных решений от власти и от законодателя, что создавало некую турбулентность. На сегодняшний день все решения приняты. Сейчас мы видим, что рынок, получив все эти сигналы, успокоился и прежнего напряжения нет. Сказать, что проблематика снята, мы, конечно, не можем. Думаю, и в двадцатом, и в двадцать первом годах мы будем продолжать работать в режиме перехода».
Стабильной жизни осталось на два года. Потом вся стройка полностью уйдёт в заботливые руки банковского капитала. Именно в этот период стоит ждать давно прогнозируемого скачка цен на недвижимость и укрупнения рынка. Это саморегуляторам тоже стоит учесть, чтобы успеть подготовиться и подготовить своих членов.
Работа с документами
«Пока не достроятся все объекты, которые получили право строиться по старым правилам, должен действовать наш с вами режим постоянного мониторинга, фиксации точек напряжения и, соответственно, нашей реакции и каких-то изменений в законодательстве. В каждой сессии Государственной Думы мы вносим изменения в 214-ФЗ и сопутствующие законы. Хотелось бы, чтобы лихорадочное внесение изменений прекратилось, отрасль стала спокойно и системно работать, а мы завершили этот переход. Впереди, повторюсь, двадцатый год, и далее мы будем мониторить дома, которые строятся по старым правилам, чтобы не появились обманутые дольщики».
Вспоминаем статьи Сметы-2020, которые выделены на мониторинг различных законов и процессов. Делаем выводы о том, что практика аутсорсинга такого рода работ за счёт членов СРО Минстрою понравилась и будет продолжена.
«Благодарю за совместную работу, за постоянные предложения и информирование министерства о том, что происходит на местах. Не надо нам рассказывать чего-то такого хорошего, а как раз наоборот – информировать о тех точках напряжения, которые есть на рынке. Это позволяет нам со своей стороны оперативно реагировать, не допуская точек социальных конфликтов. Наша отрасль важнейшая с точки зрения решения социальных вопросов, потому что жильё один из приоритетов для людей, здесь мы напряжение должны постоянно минимизировать.
Очень серьёзный вызов, который стоит перед всем Правительством и строительной отраслью, это «регуляторная гильотина». В рамках её нам предстоит проделать огромную работу. Нужно будет пересмотреть всю контрольно-надзорную деятельность и, естественно, принять все необходимые решения для того, чтобы отсечь лишнее, не затрагивая то, что необходимо. И выстроить взаимоотношения между застройщиками и государством в том формате, который на сегодняшний день и должна создать «регуляторная гильотина». Должны уйти избыточные требования и остаться те, которые на данный момент необходимы рынку».
Перед Съездом министр не стал огорчать принимающую сторону, но уже через недельку стало ясно, о чём идёт речь. А идёт она о передаче с 1 января 2021 года всей программы техрегулирования на федеральный уровень. То есть, нынешний год – последний, когда ностроевским функционерам дали добро поосваивать денежки на переписывании СТО. Впрочем, их усилия в дальнейшем будут направлены в другое русло.
«Нам придётся переработать порядка 183-х нормативных документов. Это очень большой объём, и здесь мы рассчитываем на помощь НОСТРОЙ. Конкретные предложения и нормативные документы, которые идут от вас, для нас очень ценны. Нужно не допустить ошибок и провести эту непростую реформу для отрасли без потрясений и получить максимум положительных эффектов. Там, где всё зарегулировано, мы должны убрать, а там, где роль государства недостаточна – необходимо её усилить. Сделать это нужно грамотно, чтобы инвестиции не упали, и строительная отрасль продолжала своё развитие».
То есть, НОСТРОЙ уже скоро снова предложат поработать над документами. В порядке, так сказать, общественной нагрузки.
***
Что же, давайте подводить неутешительные итоги.
1.
Минстрой не воспринимает Национальные объединения как представителей интересов подрядчиков. Более того, о подрядных организациях и каких-то их интересах речь вообще не идёт.
2.
В центре внимания министерства – застройщики, и Национальные объединения также будут заниматься их проблемами. Эта ситуация Минстрой вполне устраивает, и ничего странного ведомство в ней не видит.
3.
Минстрою очень понравилась практика передачи в НОСТРОЙ задач по разработке документов. На этом можно сэкономить, а в случае чего снять с себя ответственность. Эта практика будет продолжена.
4.
Относительно стабильное существование на рынке продлиться максимум 2 года, после чего грядёт жёсткое укрупнение. Выживут те строители, которые научатся работать с госзаказом и подружатся с региональными властями. Остальные уйдут в «субчики» или в никуда.
5.
Ностроевские игрушки в техрегулирование, НРС, различные реестры, оценки квалификации и прочую… не нашли упоминания в речи министра. А кое-что, как разработки СТО, и вовсе будет скоро отобрано.
Таким образом, очень похоже, что строительное саморегулирование сегодня превращается в институт защиты застройщиков на деньги подрядчиков.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Не принимайте близко к сердцу написанную кем-то речь для министра строительства и ЖКХ РФ. Подтекста там нет и не было ;)
Во-первых он эту речь читал и правил. Во-вторых доля правды в подтексте действительно есть. Это касается финансирования.
Я не согласен со сроком существования СРО. Никто не может сказать, когда государству надоест этот, на сегодняшний день, бесполезный орган. Хотя, учитывая финансирование проектов Минстроя, это может определенно повлиять на решение.
Вывод: 2 или 20 лет просуществует ещё саморегулирование в строительстве знала только Ванга.
Через 2 года строителей станет меньше, а регионализация уйдёт в прошлое.
Доить строителей можно до бесконечности, тема для НОСТРОЯ хлебная. )
Не до бесконечности, а пока СРО не остановят.
Пока СРО у представителей власти и дирекции НОСТРОЙ, ничего не закончится, это живые деньги, кто же их отпустит. Это только если государь сменится и политика воровства и вымогательства поменяется. Тогда может, а так это все те же бандиты из 90х...
Обязательно слушать припев!!!
Где-то с 1:15...
А это Вы про кого, Доктор?))) Или сразу про всех? Обобщенно так сказать?)))
Не знаю... Но статьёй почему-то навеяло...
"Мы взяли конкретную школу, которая строится сегодня в Екатеринбурге. Она строится как раз по BIM-технологии."
Кстати вот странно, а чегой-то в Екатеринбурге, а не в Москве?)) Не, ну просто... Обычно же так...)))