Многие регионы нашей страны находятся в дорожно-климатической зоне, где строительный сезон ограничен из-за непродолжительного периода с допустимыми температурами укладки асфальтобетонных смесей. Зачастую дорожные подрядные организации не укладываются в установленные ограничения и производят укладку при более низких температурах.
До настоящего времени единственным нормативным документом, который регламентировал допустимые температуры укладки асфальтобетонных смесей, являлся СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНИП 3.06.03-85)». В сентябре 2018 года распоряжением Федерального дорожного агентства издан ОДМ 218.3.102-2017 «Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях». Однако (внимание!) статус методического документа не позволяет применять указанные технологии при производстве работ и указывать их в технологических регламентах на проведение укладки в неблагоприятных погодных условиях.
Разработка и введение в действие ГОСТ Р (проект, доработанная редакция, не подлежит применению до его принятия) позволит с учётом заложенных в нём требований продлевать строительный сезон и устраивать асфальтобетонные покрытия при неблагоприятных погодных условиях.
Российским дорожникам официально разрешат класть асфальт в мороз, в снег и дождь. Нововведения заложены в проекте нового ГОСТа, разработанного по заказу Росавтодора. Принятые в ноябре прошлого года рекомендации, разрешающие ремонтировать дороги в непогоду, в Росавтодоре признали «нелегитимными» и «выпавшими из правового поля».
Проект нового ГОСТа «Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях» разработан Научно-исследовательским институтом транспортно-строительного комплекса (НИИ ТСК) по заказу Росавтодора. Первая редакция документа сейчас проходит общественное обсуждение, финальная версия должна быть готова в ноябре этого года.
В пояснительной записке к ГОСТу и в материалах Росавтодора отмечается, что большая часть дорог России находится в первой и второй дорожно-климатических зонах, то есть на территории с тундрой, вечной мерзлотой, влажными лесами и так далее. В таких местах строительный сезон ограничен коротким периодом тёплой погоды. Вместе с тем в последние годы благодаря доступности специальной техники и усовершенствованию технологий и материалов подрядчики стали класть асфальт в мороз без «ущерба качеству». Однако делают они это вопреки нормативному регулированию.
Есть свод правил 2012-го года, который разрешает класть асфальт только в сухую погоду весной и летом при температурах не ниже +5°С, осенью – при температуре не ниже +10°С. Новая технология, позволяющая производить ремонт и строительство дорог, описана в рекомендациях Росавтодора 2017-го года. Но их применение, как поясняют в Росавтодоре, «нелегитимно» и «выпадает из правового поля», поскольку технический регламент таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» не предполагает применения рекомендаций.
Неблагоприятными погодными условиями, при которых всё равно разрешено устройство асфальтобетонных покрытий, согласно новому ГОСТу, будет считаться температура от +5°С до -10°С весной и летом и от +10°С до -10°С осенью и зимой. Для ремонта в таких условиях асфальт с заводов нужно будет перевозить на машинах с подогреваемым кузовами или тентами.
Нижний слой дороги перед укладкой верхнего нужно будет обязательно очистить от снега и грязи, а при необходимости обработать реагентами и просушить специальными машинами. Однако такую технологию все равно будет запрещено использовать, если на улице мороз с ветром скоростью более 6 м\с, а также при осадках интенсивностью более 5 мм в сутки.
При этом в ГОСТе оговаривается, что ремонт на скоростных магистралях категории 1А и 1Б можно будет проводить только в тёплое время года.
По словам генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами Игоря Старыгина, случаи, когда дорожники кладут асфальт в снег или в мороз, всегда привлекают внимание общественности, а новый стандарт позволит исключить «неоднозначное толкование» таких случаев.
С сентября 2018-го года по январь 2019-го ОНФ выявил почти 100 случаев ремонта при неблагоприятных климатических условиях, по каждому направлялись запросы в муниципалитеты. Нарушения были зафиксированы в Челябинске, Ростове-на-Дону, Якутске и Рязани, с некоторыми подрядчиками в результате контракты были разорваны.
Порядок проведения конкурсов надо менять, а не ГОСТы переписывать. Сейчас подведение итогов по закупкам на второе полугодие затягивают до тех пор, пока не приходят осенние ливни и зимние снегопады. Отсюда и такие художества, чтобы успеть смету освоить.