В Петербурге сносят старые станции метро. Сегодня эти сооружения 60-х годов кажутся ничем не примечательными, но более дальновидные градозащитники протестуют против подобного решения местных властей.
Минувшей осенью петербургский комитет по охране памятников (КГИОП) отказался включать в перечень объектов культурного наследия подземные и наземные вестибюли станций метро «Электросила» и «Парк Победы». Это решение лишило архитектурные объекты метрополитена охранного статуса, иными словами, теперь со станциями можно делать, что угодно – хоть реконструировать, хоть сносить. Градозащитники, с подачи которых КГИОП и рассматривал этот вопрос, вердиктом недовольны. И, кажется, их аргументы звучат весьма резонно.
Вообще всякого рода активисты и защитники чего-либо – народец опасный. Эти неравнодушные сердца и горячие головы хлебом не корми, дай найти униженных и оскорблённых и отстоять их права. На первый взгляд, история с защитой старых вестибюлей метро именно про это – уже самые обыкновенные станции трогать нельзя! В городе куча исторических зданий, которые сносят или не реставрируют десятилетиями, хотя многие из них (в отличие от обсуждаемых павильонов метрополитена) официально признаны объектами культурного наследия, а они отстаивают какие-то вестибюли!
Но когда чуть глубже разбираешься в ситуации, не только понимаешь активистов, но и встаёшь на их сторону. Тревогу по поводу сноса старых станций метро неравнодушные горожане забили не просто так. В 2009 году судьба тотальной реконструкции постигла станцию метро «Горьковская». В результате лаконичный павильон, выполненный в стиле минимализма 60-х годов, превратился в ультрасовременное сооружение, которое напоминает летающую тарелку инопланетных захватчиков и резко выделяется из окружающей его исторической застройки.
Следующей под раздачу попала станция «Фрунзенская», которую вовсе снесли до основания. Проект её нового павильона выглядит более уместно, чем инопланетный корабль «Горьковской», но тут уже возникает проблема иного толка.
Дело в том, что и «Горьковская», и «Фрунзенская», и лишенные ныне статуса ОКН «Электросила» и «Парк Победы» были выполнены в едином стиле, так как являлись серией проектов одних и тех же архитекторов – Арона Гецкина и Валентины Шуваловой. Скромные, круглые сооружения максимально естественно вписывались в те районы, где они располагались. Вдобавок, они все являются станциями одной и той же синей ветки метрополитена, а потому визуальное сходство имело для них особое значение.
Безусловно, как объектам, построенным больше чем полвека назад, им недоставало косметического ремонта, устранения каких-то некритических дефектов. Кроме того, соседствующие с вестибюлями нелепые ларьки с разномастным фастфудом ухудшали общую картину. Но неужели это можно было решить только сносом, кардинальной перестройкой? Обычные реставрационные работы заняли бы меньше времени и обошлись городскому бюджету в разы дешевле…
Не менее важно и то, что за этими станциями метро стоят именитые архитекторы, легенды ленинградского модернизма 60-80-х годов – упомянутые выше Арон Гецкин и Валентина Шувалова. Они являются авторами проектов большинства вестибюлей питерской подземки, и подобное обращение с их наследием никак нельзя назвать уважительным. Да, здания станций метро – это не императорские дворцы и не аристократические усадьбы, но с ними связаны жизни куда большего числа людей. Они являются такой же неотъемлемой частью истории города, его архитектурного облика как и Зимний дворец, Летний сад или Мариинский театр, и относиться к ним столь пренебрежительно, с такой лёгкостью выносить им «смертные приговоры» – недопустимо…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ломать не строить! Что за варварство?! Как не стыдно?! Где голова?!
Особенно ломать историю…
Девиз по жизни.