Его жизнь – как образец для подражания

Обсуждение: 6
4606

От православных церквей до мавзолея Ленина – многогранные работы великого русского зодчего по сей день вдохновляют молодых архитекторов всего мира

В нынешнем году на главную архитектурную премию Москвы подано рекордное количество заявок: за главный приз поборется 178 проектов. Ряды талантливых специалистов пополняются из года в год, и им есть на кого равняться. История отечественной архитектуры богата именами выдающихся личностей. Одна из них – это Алексей Щусев, архитектор, который за свою долгую жизнь успел поработать в трёх знаковых исторических эпохах. Кстати, 150 лет со дня рождения Алексея Викторовича отмечали в прошлом году.

Творческая биография Алексея Щусева, родившегося в 1873 году в Кишинёве, поистине многогранна. Он приложил руку и к церковным ансамблям дореволюционной эпохи, и к трём проектам мавзолея Владимира Ленина, к зданию Казанского вокзала и первым градостроительным планам Новой Москвы. Менялись режимы и лица у руля страны, архитектурные стили и общественные предпочтения, а Алексей Викторович продолжал работать, адаптируясь и меняясь вместе со своей Отчизной.

 

Родом из имперской России

Оглядываясь на богатейшее наследие щусевских проектов, большая часть которых была реализована уже при советской власти, трудно поверить, что начинал Щусев со строительства часовен, церквей и монастырей. Именно сооружения религиозного православного культа снискали архитектору первую славу.
До революции по его эскизам успели возвести 13 церковных проектов различного масштаба, самые известные из которых: Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Троицкий собор Почаевской лавры, Марфо-Мариинская обитель в центре Москвы. Последняя, к слову, была построена по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны, которая продала свои драгоценности, чтобы оплатить землю и строительные работы.

Ему даже довелось построить Храм Христа Спасителя в итальянском Сан-Ремо, который и ныне остаётся одной из ключевых достопримечательностей города!

Сам Алексей Щусев отказывался причислять свои религиозные сооружения к какому-то конкретному архитектурному направлению и даже выражал мнение, что вся русская архитектура 1830-1910 годов должна рассматриваться как «единое культурное движение к созданию нового общенационального стиля». Однако специалисты отмечают в его в работах сильное влияние псковско-новгородской средневековой школы, византийские мотивы, черты русского модерна, неорусского стиля и даже классицизма. Одним словом, Щусев действительно не загонял свою фантазию в строгие рамки.

 

Ревущие двадцатые

В годы первой мировой войны Алексей Щусев переключился на железнодорожную архитектуру. В основном он был занят проектами типовых вокзалов для небольших городов и посёлков, расположенных преимущественно на Московско-Казанском направлении. Некоторые из них до сих пор можно увидеть, совершая путешествие на поезде. Страна пережила фундаментальное обновление и стремилась приспособить доставшееся ей наследие под новые нужды. Алексей Викторович моментально отреагировал на этот запрос и патриотично перенаправил на него свой талант.

Венцом его творений в данной отрасли стал сказочный комплекс Казанского вокзала в Москве, который сегодня поистине является одной из визитных карточек столицы. Остроконечная башня вокзала ежегодно встречает миллионы приезжих, а для многих даже становится первым ярким воспоминанием о городе, символом переезда и начала новой жизни.

К разработке проекта архитектор подошёл крайне ответственно: организовал экспедиции в древнейшие российские глубинки, дабы вдохновиться старинной архитектурой, продумал отдельный исторический прообраз для каждого павильона, а облик знаменитой башни с огромными голубыми часами вообще позаимствовал у башни Святого марка в Венеции.

 

Работа над мавзолеями

Трудно представить, что творилось в голове у Алексея Щусева, когда именно он был выбран в качестве главного разработчика мавзолея Владимира Ленина. К 1924 году архитектор уже снискал благосклонное отношение представителей правящей партии, так как активно участвовал в строительстве ключевых объектов по всей стране, в связи с чем и был удостоен такой своеобразной чести.

Первый временный деревянный мавзолей спроектировали стремительно и возвели за три дня при тридцатиградусном морозе. Спустя несколько месяцев Алексей Викторович разработал вторую аналогичную постройку. Она также была деревянной и по совместительству служила трибуной для выступлений партийных вождей. Наконец, в 1929 году архитектору вновь доверили модернизацию мавзолея с целью создания постоянного сооружения, что называется, «на века», с чем он успешно справился, создав ещё один культовый символ эпохи.

Позднее в своих мемуарах Щусев называл этот проект важнейшим назначением в своей жизни. И всё же любопытно, как он, человек, посвятивший немалую часть своей жизни изучению и строительству церковной архитектуры, в глубине души воспринимал и осмыслял этот заказ…

 

В водовороте времен

В последующие годы карьера Алексея Щусева продолжила делать головокружительные виражи, а направления его работы сохраняли разномастный характер. Был он и директором Третьяковской галереи, пробовал свои силы в модном конструктивизме (за что подвергался болезненной критике со стороны коллег), стал предвестником сталинского ампира, одним из первых начав предлагать проекты монументальных сооружений. Пережил он и персональную опалу в репрессивные 1930-е годы, и Великую Отечественную Войну. И до своих последних дней продолжал строить, проектировать, работать!

Количество проектов, к которым приложил руку Алексей Викторович достигает 70-ти. Их можно встретить в Москве, Петербурге, Кишинёве, Киеве, Тбилиси, Батуми, Ницце, Ташкенте, Казани и десятках других городов. Его жизненный и профессиональный путь является вдохновляющим примером работоспособности в самые непростые времена.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

06.05.24 в 07:16
  • Северный Олень
    Северный Олень 06.05.2024 в 08:06 пишет:

    Когда Щусеву предложили работу над мавзолеями он ни секунды не думал о том, что вчера строил церкви. Могу поспорить своими рогами.

    Ответить
    • Полианна
      Полианна 06.05.2024 в 08:36 отвечает пользователю: @Северный Олень

      А я тут с ужасом для себя узнала, что не каждый советский ребёнок был в мавзолее.... Как будто бы из религиозных соображений.... Может и правда так, но для меня так это странно....????

      Ответить
    Полианна
    Полианна 06.05.2024 в 08:40 пишет:

    А что касается творчества Алексея Викторовича,то опять же я считаю, что очень прослеживаются пути "до мавзолея" и "после мавзолея"... "До" было как то всё структурировано, понятно, очевидно даже... А вот "после" такого уже не было... Хотя, возможно, я ошибаюсь....

    Ответить
    Павел Федяев
    Павел Федяев 06.05.2024 в 12:50 пишет:

    Стоит так же вспомнить какой Щусев был жёсткий человек, не принимающий инокамыслия в своём ремесле. Если ты архитектор, то другие профессии должны быть чужды, и на этом точка. Так же и о том как он стоял на сохранении памятников архитектуры не соглашаясь ни с кем.

    За свой характер даже был исключен из Союза советских архитекторов и отстранен от всех проектов. Правда не навсегда.

    Никогда не гордился и не перечислял свои церковные работы.

    Ответить
    • Мимопроходил
      Мимопроходил 06.05.2024 в 13:23 отвечает пользователю: @Павел Федяев

      Мы практически ничего не знаем о А.В. Щусеве. Тысячи материалов не проанализированы и не опубликованы. Даже утвержденного полного перечня его работ с годами постройки по сути не существует.

      Ответить
    Иван Трышкин
    Иван Трышкин 06.05.2024 в 14:49 пишет:

    Один из главных архитекторов нашей страны.

    Ответить