К грядущему юбилею Павловска (в 2027 году городу исполняется 250 лет) власти Северной столицы обещают восстановить комплекс Павловского Музыкального вокзала. Больше ста лет он был не только станцией первой российской железной дороги, но и красивейшим концертным залом, в котором выступали легенды отечественного и мирового искусства XIX-XX веков. Ответственными за реализацию проекта назначены самые высокопоставленные лица, а губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов уже не раз заявлял о сильнейшей заинтересованности города в данной реконструкции.
Энтузиазм петербургского градоначальника и прочих сопричастных к строительству вокзала хочется поддержать, ведь если задумку получится воплотить в полном объёме, город, область, страна получат не просто обновлённое старинное сооружение (что тоже важно и положительно), но возрождение культового места, в котором формировалась российская музыкальная (и не только) культура, приобщались к прекрасному будущие видные исторические деятели, взращивалась творческая интеллигенция.
Почему мы ничего не знаем о столь важной историко-культурной точке на карте нашей страны, не говорим о Павловском вокзале наряду с Эрмитажем или Петергофским заповедником? Виной тому – опустошающие годы Великой Отечественной Войны, во время которых историческое здание железнодорожной станции и прилегающий к ней перегон были полностью разрушены. От архитектурной жемчужины, коей являлся комплекс вокзала, остался лишь фонарь, чаша фонтана и здание вокзальное кухни.
А когда-то это была одна из самых изящных и по-своему уникальных достопримечательностей Российской Империи, великолепием которой неустанно восхищались современники. Писатель Нестор Кукольник в 1838 году рассказывал об открытии вокзала своему другу, композитору Михаилу Глинке так:
Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров, весьма покойных и удобных… Великолепная зала, с большим искусством расположенная… украшенная множеством четырёхгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся уставлена столами, и снабжена двумя роскошными буфетами.
Рисунки, а позднее и фотографии железнодорожного комплекса подтверждают впечатления российского драматурга. Огромные панорамные окна, множество утонченных витых элементов декора, обилие освещения на фасаде, классические колонны и кариатиды… Вокзал напоминал красочную детскую карусель, а постоянные балы, театральные постановки и концерты, сопровождавшиеся фейерверками и банкетами, окончательно кружили голову всем сюда приезжавшим.
Поскольку часть культурной программы была бесплатной и доступной для большинства сословий, вокзал быстро стал местом притяжения самой разнообразной публики и важным звеном в формировании культурной жизни столицы Российской Империи на десятилетия вперёд. В виду живописного оформления садово-парковой зоны (территория была засажена живыми изгородями из ясеней, серебристых тополей и елей) его прозвали русским Тиволи, в честь итальянского городка со знаменитыми ландшафтными пейзажами.
Помимо своего потрясающего архитектурного убранства, вокзал навсегда остался в истории как знаковый концертный зал, где проходили премьеры некоторых произведений Михаила Глинки, Петра Чайковского, Александра Даргомыжского, Антона Рубинштейна, в котором играл Иоганн Штраус-сын, выступали Федор Шаляпин и Анна Павлова. Концерты исчислялись десятками тысяч, и в определённый период конкуренцию Павловскому вокзалу могла составить только Петербургская филармония.
И вот сегодня это легендарное место получило шанс на вторую жизнь! Инициатива несколько лет обсуждалась представителями Павловского музея-заповедника, администрации Пушкинского района и компанией «РЖД» и долгое время не могла обрести четкую перспективу. Теперь же, к 250-летию Павловска, власти обещают провести «грандиозные работы по развитию» всех местных достопримечательностей. Восстановление Музыкального вокзала значится как один из важнейших пунктов в этих планах.
К слову, первый проект реконструкции вокзала был разработан ещё при советской власти в 1978 году. Затем в 2011-ом 3D-модель обновлённого сооружения предлагала лаборатория виртуальной реальности Политехнического университета. Наконец, в 2019-2020 годах «РЖД» выражало готовность воссоздать вокзальный комплекс. Тогда же называлась ориентировочная стоимость работ: 600.000.000 – 800.000.000 рублей.
В минувшем ноябре состоялось первое заседание Совета по реализации проекта. Его сопредседателями стали министр культуры РФ Ольга Любимова и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров. На встрече также присутствовал губернатор Петербурга Александр Беглов. Члены Совета рассмотрели концепцию восстановления памятника, а глава города пообещал оказать всяческое содействие в процессе строительства.
До 2027 года осталось не так много времени, так что уже очень скоро мы увидим, получится ли с достоинством возродить часть нашей интеллигентной истории при наличии столь высокопоставленных покровителей.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Украшением вокзала были Шаляпин, Павлова, Штраус... а после бегловской реставрации кто будет "украшать" - Шаман с Газмановым?? Так и эти на вокзале петь не будут...
Интересно даже: сколько лет будет длиться реставрация и сколько миллиардов будет потрачено? По стандартной схеме! Всё заложенное умножаем на 10?!