В прошлом году тема с внедрением ТИМ в строительной отрасли была одной из ключевых, наряду с вопросами ценообразования и роста стоимости стройматериалов. Безусловно, толчком к ТИМ-ажиотажу послужило постановление Правительства РФ № 331 от 5 марта 2021 года, которое предписывало обязательное применение ТИМ на объектах государственного заказа с 1 января 2022 года.
Надо сказать, что многие независимые наблюдатели отнеслись к этим планам с изрядной долей скепсиса. Да и различные опросы, проведённые среди подрядчиков, говорили о том, что абсолютное их большинство ТИМ в своей деятельности не применяет. И, конечно, было любопытно посмотреть, как это, по щелчку пальцев, ТИМ вдруг чудесным образом заработает повсеместно, пусть только на госконтрактах. Недаром же говорят, что неверие в реализацию этой идеи стоило должности замглаве Минстроя России Александру Козлову, курировавшему направления, связанные с цифровой трансформацией строительной сферы и переходом на ТИМ. Он покинул ведомство в сентябре 2021 года.
По щелчку не получилось. Свежая статистика, обнародованная Национальным объединением строителей, неумолимо свидетельствует, что в числе 3.225-ти госконтрактов на проектирование, заключенных после 1 января 2022 года, 82% не предусматривают применение технологий информационного моделирования. Ещё в 7% ТИМ упоминается, но чёткие требования к информационной модели заказчиком не определены. И лишь в 11% заказчики – органы власти – предусмотрели использование современных технологий и определили чёткие требования. Пока ситуация касается большей частью проектировщиков, но через 3-4 месяца напрямую коснётся и строителей.
Можно, конечно, смеяться, но, оказывается, ребята тупо понадеялись на русский «авось». По крайней мере, так считает член Технического комитета 465 Минстроя России, эксперт в области цифровизации строительства Петр Манин:
Главная причина такого «равнодушия» к ТИМ в сфере госконтрактов в том, что большинство участников рынка были уверены в отмене этого требования или выходе кардинальных дополнений к действующему постановлению. Соответственно, мало кто готовился выполнять его в полном объёме…
Удивительное дело! Для кого эти постановления принимаются? Не поэтому ли у нас в России всё через одно выходит? Конечно, ТИМ это вам «не мелочь по карманам тырить». Дело серьёзное. Заказчик должен уметь правильно подготовить конкурсную документацию, техзадание, необходимо обучение руководителей и технических специалистов, закупка и внедрение программного обеспечения, разработка шаблонов документов, изменение процессов взаимодействия и так далее. Сейчас сообщается, что во многих регионах такую подготовку начали, когда поняли, что отмен в части ТИМ не будет. Но у вас же было 9 месяцев в запасе!
Естественно, необходимы первоначальные затраты. Учитывая, что основная масса строительных компаний в стране являются небольшими, для них это существенно. Поэтому они заказывают часть работ вне своей структуры и не понимают, зачем тратить деньги на новомодный ТИМ. Но главное – обучение специалистов, которых сейчас в отрасли остро не хватает. Это ж не тяп-ляп, это ж ТИМ!
В Минстрое признают, что вопрос кадрового обеспечения остаётся критически важным, и планируют к 2024 году обучить и переобучить до 300 тысяч новых специалистов по информационному моделированию. Звучит всё-таки по-шапкозакидательски.
Кроме того, остаются «подводные камни» и по программному обеспечению. Уже разработанное, буржуйско-заморское нам не по карману, да и вдруг они влезут в мозг наших проектировщиков и строителей и выведают все тайны. Вроде, уже есть ПО и российского производства, эффективное и удобное, как отмечают в Минстрое. Однако вот незадача! Ещё необходимо интегрировать имеющееся ПО каждого этапа жизненного цикла объекта в единую линейку для обеспечения бесшовности бизнес-процессов. И вот только к концу 2022 года должна быть сформирована платформа, через которую новые участники смогут получить доступ к программным продуктам, будет налажена интеграция этого ПО с государственными информационными системами, надзорными органами.
Никто не отрицает, что за новыми технологиями будущее. Что за счёт внедрения ТИМ сокращаются сроки строительно-инвестиционного цикла, а достоверное планирование стоимости объекта, улучшение управления рисками позволяет снизить себестоимость строительства на 10-15%. Но если у нас не получается даже с госзаказом, то цифровизация всей отрасли и всех процессов ставится под очень большой вопрос. Ну, если пока мы не в состоянии это сделать стахановскими темпами, может, тогда и не надо форсировать и строить наполеоновские планы? Или хотя бы не выпускать постановления, которые не исполняются.
Замглавы Минстроя России Константин Михайлик, выступая на Гайдаровском форуме в январе, уверял, что к внедрению ТИМ готовы более 95% российских регионов…
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
15.02.22 в 14:58
Необходим переходный период после вступления в силу и техническая поддержка! Само ничего не случается!
"Замглавы Минстроя России Константин Михайлик, выступая на Гайдаровском форуме в январе, уверял, что к внедрению ТИМ готовы более 95% российских регионов" ...
95% регионов России - это в числовом значении 80,75 региона. Вопрос: какой из регионов ТИМготовность на 3/4???? или соответствует ли Михайлик своей должности, если не способен производить простые арифметические действия?))
Я бы задал вопрос об общем количестве работников в Минстрой, которые соответствуют занимаемой должности?
Пытаясь внедрить ТИМ, государство не учитывает психологические аспекты. Руеоводители проектных и строительных организаций, да и самих заказчиков не желают быть тупыми исполнителями воли государства, выраженной в многочисленных нормативных правовых актах и нормативно-технических документах по этой проблематике. Естественное их стремление, поэтому - откосить от выполнения принятых государством установок.
Мне представляется, что каждому строителю или проектировщику надо дать возможность почуствовать свою сопричастность к решению этой проблемы государственной важности. О том, как это сделать речь пойдет на организационном заседании Координационного совета по созданию информационной системы "Национальная библиотека компонентов информационных моделей".
Напомню, что Координационный совет создан по совместной инициативе НИИСФ РААСН и НОТИМ. Свое участие в нем подтвердили НОСТРОЙ (в лице председателя профильного комитета Ирины Кузьмы), НОПРИЗ (в лице председателя профильного комитета вице-президента Александра Гримитлина), НОПСМ (в лице исполнительного директора Антона Солона).
По словам Михаила Викторова, с высокой вероятностью участие в заседании совета примет замминистра Константин Михайлик.
Читатели За-Строй будут в курсе того, насколько инициаторам создания Координационного совета будет удаваться реализация для целей внедрения ТИМ так называемых экосистемных решений.
Это все, что я могу сообщить на данный момент. Полным ходом идет подготовка к заседанию, которое состоится со дня на день.
Не умеешь - научим, не хочешь - заставим.
Можно привести верблюда к воде, но нельзя заставить его пить. (Китайская пословица)
Этим российский гражданин и отличается от верблюда.