Чтобы не закрывались воздушные ворота

Обсуждение: 1
3917

Оптимизация нормативных требований к проектированию и строительству малых региональных аэропортов должна стать приоритетным вектором развития сети пассажирских перевозок

Такое заявление главный эксперт Главгосэкспертизы России Лариса Бондарь сделала в ходе недавней IX Международной конференции «Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов-2020». Участники форума обсуждали экспертизу проектной документации на строительство, реконструкцию и ремонт объектов аэропортовой инфраструктуры, а также ещё более сотни актуальных тем, посвящённых созданию наземной инфраструктуры воздушного транспорта.

Конференция, организатором которой выступает Центр стратегических разработок в гражданской авиации, стала основной профессиональной отраслевой площадкой для обмена опытом, презентаций новых идей и технологий от ведущих международных и российских экспертов, формирования предложений по совершенствованию нормативного регулирования проектирования аэропортовых комплексов и аэродромной инфраструктуры.

 

Половина успеха проектов

Один из главных предметов обсуждения на конференции – проблемы проектирования и эксплуатации аэропортов с учётом требований, вызванных пандемией COVID-19, адаптация инновационных отраслевых решений к новым условиям и интеграция аэропортовых комплексов в городскую среду.

На пленарной сессии, посвящённой вопросам государственной политики в проектировании, строительстве и эксплуатации аэропортов, главный специалист Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России Лариса Бондарь, рассмотрела вопросы подготовки исходно-разрешительной документации при проектировании объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры.

«Правильно собранная исходно-разрешительная документация и, соответственно, правильно написанное техническое задание – половина успеха реализации таких проектов», – подчеркнула Лариса Александровна, подробно разъяснив основные требования к сбору и подготовке исходно-статистических данных, необходимых для подтверждения расчёта пропускной способности, прогнозного годового объёма пассажирских перевозок и других базовых технико-экономических параметров, которые должны быть указаны в техническом задании на проектирование аэропортовых комплексов.

В частности, в исходно-разрешительной документации обязательно должны быть учтены социально-демографические аспекты существующего положения с учётом интегральных индексов достижения стратегических целей социально-экономического развития на перспективный период района тяготения, в котором предполагается строительство (реконструкция) аэропорта, влияющие на волатильность перевозок, а также использованы в расчётах статистические данные о фактических текущих объёмах пассажирских перевозок, подаваемые в установленном порядке в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

По словам эксперта, корреляция статистических величин – один важнейших разделов данных в исходно-разрешительной документации для проектирования объектов воздушного транспорта. Госпожа Бондарь также отметила, что в тех случаях, когда аэропорт строится с нуля, и по нему не может быть исходной статистики и ретроспективного анализа, применяется коэффициент авиационной подвижности населения для новых аэропортов – расчётный показатель, исчисляемый на основе официальных демографических данных Росстата, опубликованных в открытых источниках.

 

Когда «VIPы» с «ЗОЛиДами» неправомерны

Кроме того, представитель Главгосэкспертизы объяснила, в каких случаях требуется внесение корректировок в техническое задание и проектную документацию и каковы особенности согласовательных процедур.

В частности, Лариса Бондарь отметила, что при получении Технических требований (Типовых требований) от федеральных органов исполнительной власти, подразделения которых осуществляют контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обязательным условием является подтверждение пропускной способности аэропорта.

«Следует учесть и то, что при проектировании пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации допускается создание специальных условий – приоритетных каналов обслуживания отдельных категорий пассажиров. Например, для обеспечения беспрепятственного возвращения в Россию граждан Союзного государства; могут быть предоставлены привилегии и владельцам дипломатических паспортов, членам экипажей воздушных судов, а также транзитным и трансфертным пассажирам, пассажирам с маленькими детьми и маломобильным пассажирам, нуждающимся в особой помощи», – пояснила Лариса Александровна.

Эксперт также подробно проанализировала понятийный аппарат, используемый при подготовке исходно-разрешительной документации и технического задания, указав некорректные варианты в части формулирования специальных условий обслуживания авиапассажиров. Так, понятие ЗОЛД (зал обслуживания официальных лиц и делегаций) применяется только для обозначения помещений, где устанавливаются особые требования в соответствии с пунктами 1-2 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ № 1116 от 19 сентября 1996 года «Об утверждении положения о залах официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)».

Вместе с тем Лариса Бондарь подчеркнула, что такие термины, как «VIP», «ЗОЛиД» и производные формы отсутствуют в законодательстве воздушного транспорта Российской Федерации, поэтому их использование в документации на строительство аэропортов неправомерно.

 

Важная «малая интенсивность»

Представитель Главгосэкспертизы затронула и проблему развития сети малых региональных аэропортов, где расчётный пассажиропоток и интенсивность движения воздушных судов не могут удовлетворять действующим техническим требованиям к проектированию и строительству аэропортов, имеющих идентификационные признаки малых региональных аэропортов. Представив вниманию участников конференции предложения Главгосэкспертизы по оптимизации действующих нормативно-правовых актов, направленные на упрощение требований к строительству малых региональных аэропортов, госпожа Бондарь отметила, что отрасль нуждается в оптимизации нормативных требований для аэровокзалов (аэровокзальных комплексов) малых региональных аэропортов, и для этого необходимо пересмотреть ряд действующих положений нормативных актов.

Как сообщила представитель Главгосэкспертизы, ведомством подготовлен пакет поправок, направленных на поддержку сети малых региональных аэропортов. В том числе предлагается поправка в приказ Минстроя России № 63 от 24 февраля 2011 года «Об утверждении Методики расчёта технической возможности аэропортов и Порядка применения Методики расчёта технической возможности аэропортов», а также изменений в «Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий», действующее в редакции 1983 года.

В целом, как пояснила Лариса Бондарь, речь идёт о необходимости скорректировать нормативные определения и критерии оценки технико-экономических показателей для аэропортов с низким потенциалом пассажиропотока, но социально значимых для транспортной доступности и перспектив развития удалённых регионов. В частности, по мнению экспертов Главгосэкспертизы, в целях оптимизации технических требований к малым аэропортам необходимо ввести определение «малая интенсивность движения воздушных судов». При этом количественная оценка обслуживаемых самолётов (по отправлении и прибытии) может быть определена как «малая интенсивность» в случаях, если количество взлётно-посадочных операций в аэропорту не больше шести в наиболее загруженные сутки, но не более 1.500 операций в год.

В целях поддержки развития региональной сети воздушных пассажирских перевозок также предлагается ввести понятие «малый региональный аэропорт» и установить критерии, удовлетворяющие этому термину, в том числе по типу перевозок («внутрирегиональные» и «межрегиональные пассажирские перевозки») и годовому объему перевозок – до 100.000 пассажиров в год с выполнением критерия малой интенсивности движения воздушных судов. Кроме того, предлагается установить максимальную численность обслуживающего персонала – не более 100 человек в смену.

По итогам работы IX международной конференции «Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов-2020» планируется принятие резолюции, в которую включат и предложения Главгосэкспертизы по внесению поправок в ряд нормативных актов.

В конференции приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, федеральных органов исполнительной власти, Главгосэкспертизы России, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (Росгранстрой) и других организаций.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

(с благодарностью коллегам из пресс-службы Главгосэкспертизы России)

09.11.20 в 07:51
  • Анфиса
    Анфиса 09.11.2020 в 10:07 пишет:

    Регионам (не туристическим) нужны нормальные самолёты, а сесть в него можно и в поле ;(

    Ответить