Выступая на недавнем круглом столе Общественной палаты РФ в Липецке на тему «Цифровизация строительной отрасли. Новые подходы к строительству», президент НОСТРОЙ Антон Глушков прямо призвал к тотальной цифровизации в строительстве. А для того, чтобы добиться такого эффекта, по словам Антона Николаевича, «нужно доказывать пользу новых трендов на практических примерах». Вот мы и призываем его это сделать, в первую очередь, на примере организации проведения независимой оценки квалификации специалистов (главных инженеров) по организации изысканий, проектирования и строительства объектов капитального строительства с целью достижения именно независимой оценки знаний специалистов и максимального гарантирования недопущения коммерциализации результатов оценки.
Прошло уже шесть лет как был принят Федеральный закон № 238-ФЗ от 22 июня 2016 года «О независимой оценке квалификаций». На тот момент процедуры, организационные способы и методы проведения профессионального экзамена были предложены и приняты в соответствии с пониманием и реалиями того времени. Была предложена громоздкая многоступенчатая структура (НАРК – СПК – ЦОКи – ЭЦ) с участием множества мало кому понятных безответственных экспертов в каждой структуре, статус которых должны опять же определять общественные безответственные Советы. Предложенная в 2016 году структура и способы совершенно не обеспечивали и не обеспечивают сейчас достаточного противодействия коммерциализации предложенных процедур и коррупции или коммерческих подкупов при их исполнении.
В настоящее время, в очередной раз, государством принято решение (Федеральный закон № 447-ФЗ) о введении с 1 сентября 2022 года теперь уже обязательной независимой оценки квалификации специалистов по организации изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
До принятия законодателем рассматриваемого решения об обязательности независимой оценки квалификации в строительстве, с 2004 года, когда был принят действующий Градостроительный кодекс РФ, Федеральными законами Российской Федерации и Национальным объединением строителей принимались разные обязательные требования подтверждения квалификации. Например: обязательное прохождение процедуры повышения квалификации раз в пять лет, Единая система Аттестации НОСТРОЙ, выдача свидетельств о допусках членам СРО к определённым видам работ, обязанность специалистов по организации изысканий, проектирования, строительства вступать в Национальные реестры специалистов по направлениям деятельности.
Все ранее принятые Федеральными законами обязательные требования к специалистам в строительной сфере деятельности потерпели фиаско, что не раз, к нашему удивлению, подтвердили руководители НОСТРОЙ, НОПРИЗ и Минстроя России, хотя именно они должны были всё это надлежащим образом организовать и не допустить безудержную коммерциализацию этих обязательных требований. Правила и процедуры перечисленных обязательных требований были в абсолютном большинстве случаев коммерциализированы и формализованы «под продажу», организаторы и «продавцы прав и «корочек» не несли никакой ответственности за фактические преступления, выражавшиеся в продолжающейся деквалификации специалистов – «человеческого ресурса в строительстве» в России.
К сожалению, в Федеральном законе № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и в последующих подзаконных актах, никак не объяснено, чем и каким образом планируется и будет обеспечена именно независимость оценки квалификации каждого претендента.
Мы нигде не нашли ответы на такие наши вопросы:
По нашему мнению, выражение «независимая оценка» – это сейчас неисполнимый красивый лозунг, которым авторы хотели отгородиться от всех предыдущих коммерческих проектов на ниве «благих намерений» повышения квалификации специалистов в строительстве и в других областях экономики, не предложив реальных гарантий независимости оценки знаний у претендента, не более!
По нашему убеждению, в настоящее время государство обязано обеспечить реальную независимость проведения профессионального экзамена и уйти от любой коммерциализации и, тем более, коррупции на этой ниве.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона 238-ФЗ, «независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена Центром оценки квалификаций (ЦОК) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Предусмотренные принятыми Правилами от 16 ноября 2016 года № 1204 проведения Центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в виде профессионального экзамена и разработанными этими Центрами процедуры их проведения, по нашему убеждению, безнадёжно устарели и не соответствуют сегодняшним требованиям цифровой трансформации в строительстве и в сфере образования, а также сегодняшним требованиям по устранению человеческого фактора при оказании услуг по принятию квалификационных экзаменов или рейтингования участников хозяйственного оборота, особенно в строительной сфере экономики.
Сегодняшняя инфраструктура и процедуры НОСТРОЙ и НОПРИЗ безнадёжно устарели, имеют большое количество коррупциогенных факторов и возможностей «коммерческих подкупов». В районах, удалённых от центральной части России, от центров субъектов Российской Федерации, предлагаемая сегодня инфраструктура проведения независимой оценки квалификации просто не может быть созданной по разным причинам. Учитывая это, даже предложенная легко коммерциализированная схема оценки квалификации специалистов не будет работать в этих местностях. Поэтому они просто будут вынуждены прибегать к услугам посредников, а вернее, эти посредники сами их найдут и фактически «продадут нужные результаты НОК».
Нам непонятно решение НОСТРОЙ и НОПРИЗ о возможности во всех «весях России» создавать «экзаменационные центры» для принятия (зачем и кем?) экзаменов в этих «уголках России». По нашему убеждению, если они в этих местах появятся (что сомнительно), то это будут центры по продаже положительных результатов тестов за большие деньги!
Такой коммерческий опыт уже был в НОСТРОЙ с внедрением ЕСА (Единой системы аттестации). Её также загубили коммерческие Центры тестирования (ЦТ) в разных уголках России, которые были созданы с полным «одобрямсом» дирекцией и Советом (помните: коллегиальным исполнительным органом) НОСТРОЙ, которые, как мы раньше показали (часть 2), не несут никакой ответственности за принимаемые ими решения.
Какое решение мы предлагаем?
1.
Необходимо убрать человеческий фактор из системы независимой оценки квалификации и перевести сдачу профессионального экзамена и процедуру включения в Реестр положительных результатов НАРК на исключительно «цифровые (информационные) рельсы», без возможности вмешательства во все без исключения процедуры обслуживающего систему персонала. Считаем, что такая важная государственная задача должна решаться по-государственному.
На сессии ПМЭФ «Право на защиту: бизнес в России и за рубежом» генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов в своём докладе заявил о необходимости обеспечения цифровизации предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг, что устранит многие административные проволочки и коррупционные риски.
Центром проведения теоретического и практического экзамена специалистов, членов НРС, в электронной форме может стать МФЦ, портал Госуслуг или Федеральная государственная информационная система – единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), для проведения реально независимого профессионального экзамена в специальных компьютерных программах в отдельных изолированных кабинетах с фото и видеофиксацией. Это существенно (многократно) сократит расходы на создание излишних в этом случае Центров оценки квалификации (ЦОК) и экзаменационных центров (ЭЦ) по всей России и уберёт, даже предпосылки, коммерции и коррупции с этого вида деятельности.
В предложенной НОСТРОЙ и НОПРИЗ многоступенчатой, с множеством непонятных экспертов и «смотрящих» может незаконно оборачиваться до 5.000.000.000 рублей в год при дальнейшей «продаже» мёртвых душ, включённых уже в Реестр НАРК и в НРС. Пока никто не задумывается, на какие цели сейчас эти средства могут направляться? Наверное, пора этим заняться Генеральной прокуратуре России, руководитель которой серьёзно предупредил об этом на упомянутом Форуме в Санкт-Петербурге!
Так как инфраструктура МФЦ, ресурсы Госуслуги уже созданы и прекрасно работают на всей территории Российской Федерации, специалистам, которым необходимо пройти профессиональный экзамен, будет это доступно в любом месте работы и проживания. На данных площадках можно реально организовать проведение действительно независимой оценки квалификаций для специалистов – инженерно-технических работников и служащих, которым не нужно сдавать практический экзамен в «натуральном виде» с использованием стройматериалов, оборудования и механизмов, как, например, рабочим (класть кирпичную кладку, проводить сварочные работы, штукатурить и тому подобное), как при чемпионатах World Skill Russia), которые не могут быть интерпретированы средствами технологий информационного моделирования (пока).
Согласно пункта 11 постановления Правительства РФ от 16 ноября 2016 года № 1204 «Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций независимой оценки квалификаций в форме профессионального экзамена», «проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утверждёнными Советом по профессиональным квалификациям (СПК)», что говорит о том, что все оценочные средства могут быть разработаны и унифицированы в цифровом виде, в том числе и для практической части экзаменов для специалистов по организации строительства, изысканий, проектирования, вплоть до применения технологии информационного моделирования (при необходимости). Поэтому, профессиональный экзамен для специалистов, который содержит задания в электронном виде, должен априори проходить без присутствия каких-либо, тем более «так называемых, профессиональных», экспертов, так как их мнение и профессионализм не должны повлиять на результат профессионального экзамена с использованием программных продуктов в системе интернет.
Мы должны добиться, чтобы НОСТРОЙ, НОПРИЗ и НАРК, при контроле Министерства строительства и ЖКХ РФ, организовали реально действующую независимую оценку квалификации и стоимость тестирования специалистов была в пределах 250-500 рублей. Не более! Таково задание мы должны представить, в данном случае, избранному нами президенту НОСТРОЙ Антону Глушкову.
Первый заместитель генерального директора НАРК Павел Свистунов сообщил нам, что в настоящее время предполагается дополнить постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 года № 1204 положениями, предусматривающими возможность проведения профессионального экзамена с применением дистанционных технологий, в том числе посредством использования ФГИС ЕСИА (единой системы идентификации и аутентификации). Также он сообщил, что данные вопросы дополнительно прорабатываются с Министерством цифрового развития РФ в части установления возможности использования портала государственных и муниципальных услуг при проведении профессионального экзамена.
2.
В Сахалинской области с 2020 года при поддержке Правительства на базе Сахалинского государственного университета организовано обучение по программе «Школа заказчика объектов капитального строительства», где получают знания специалисты государственных и муниципальных заказчиков области, а также главные инженеры проектов членов наших Ассоциаций, непосредственно работающих на государственных и муниципальных заказах. Областная школа заказчиков очная, с отрывом от работы, с практическими занятиями на строительных объектах и в специализированных классах, в том числе по тематике «Бережливое производство». Продолжительность – две недели и под контролем Правительства области и Ассоциации «Сахалинстрой».
Также Московский государственный строительный университет проводит курсы повышения квалификации по программе «Школа заказчика объектов капитального строительства», правда в online формате, что, по нашему опыту, малоэффективно.
Считаем, что необходимо организовать подобное обучение специалистов по данному направлению во всех субъектах Российской Федерации под контролем Правительств субъектов, обучить всех специалистов заказчиков и специалистов членов СРО реально работающих на государственных и муниципальных заказах. Считаем, что средства, заявленные НОСТРОЙ и НОПРИЗ на прохождение независимой оценки квалификации (порядка 15-20 тысяч рублей), можно потратить намного эффективнее, обязав реально обучить специалистов строительной отрасли и заказчиков по программе «Школа заказчика объектов капитального строительства» очно и под контролем саморегулируемых организаций совместно с Минстроями регионов, со сдачей соответственных квалификационных экзаменов и тем самым подтвердить полученные знания и умения.
В рамках исполнения поручения Президента России Владимира Путина от 30 декабря 2021 года № Пр-2549, Ассоциация «Сахалинстрой» предлагает:
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
25.07.22 в 16:46
МФЦ - отвратительная структура в которой так называемые специалисты сами не знают, что делает правая рука в то время когда левая убирает документы в стол! Кроме того она наделена гос функциями, как и Гос услуги. Причем тут НОК?
Миледи.
НОК введён Федеральным законом.
Её обязательность введена Федеральным законом. НАРК образована государством.
Почему у вас возникает вопрос: "При чём тут НОК?" НОК это ГОСУДАРЕВО дело.
Как и саморегулирование, может это причина спотыканий на каждом шагу?
Валерий Павлович прям разошелся... Ну не сказать, что за зря, ведь все уже понимают коммерческую схему получения НОК. Выгоду от этого действия НОСТРОЙ, и т.д. и т.п.... Но вот что касается МФЦ и Госуслуг, то тут да.... Не уверена, что схема рабочая.... Хотя, как говорят "критикую предлагай", а у меня только одно предложение, отменить всё нафиг... чесслово...
Читайте внимательно.
".... предполагается дополнить постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 года № 1204 положениями, предусматривающими возможность проведения профессионального экзамена с применением дистанционных технологий, в том числе посредством использования ФГИС ЕСИА (единой системы идентификации и аутентификации). Также он сообщил, что данные вопросы дополнительно прорабатываются с Министерством цифрового развития РФ в части установления возможности использования портала государственных и муниципальных услуг при проведении профессионального экзамена".