Ассоциация «Сахалинстрой» рассмотрела доработанную по итогам публичного обсуждения редакцию проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении состава сведений Единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядка формирования и порядка ведения Единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, в том числе порядка включения в указанный реестр сведений» (ID проекта 02/07/01-22/00124065).
По мнению экспертов нашей саморегулируемой организации, доработанной на данном этапе редакции этого проекта не устранены недопустимые противоречия и коллизии:
1.
Положения пункта д) раздела 10 Приложения № 2 устанавливают обязанность Национального объединения обеспечить доступ заинтересованных лиц к сведениям Единого реестра без взимания платы, а также предоставление сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц.
Буквальное толкование положений данного пункта свидетельствует о том, что без взимания платы Национальные объединения предоставляют доступ только к сведениям. Нацобъединение размещает Единый реестр сведений на своём официальном сайте, доступ на который априори является бесплатным. На обеспечение предоставления сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц, можно понять, что оговорка про отсутствие взимания платы не распространяется.
Предлагаем, во избежание недоразумений при различных толкованиях внести лингвистическую правку в данный пункт, и принять его в следующей редакции:
д) доступ заинтересованных лиц к сведениям единого реестра, а также предоставление этих сведений из него по запросам заинтересованных лиц без взимания платы.
2.
Пункт 14 Приложения № 2 устанавливает требование о размещении в Едином реестре, силами саморегулируемой организации, сведений о фактическом совокупном размере обязательств члена СРО (пункт 6 Приложения № 1) в течение пяти рабочих дней со дня предоставления членом саморегулируемой организации таких сведений или изменений в них.
С учётом положений пункта 16 Приложения № 2 о возможности непредоставления членами саморегулируемых организаций документов (сведений) размещаемых в открытых источниках данных (в том числе, ЕИС закупки), отследить всевозможные изменения фактического совокупного размера обязательств всех членов СРО (включая подписание дополнительных соглашений об увеличении или уменьшении цены контрактов, об их расторжении и так далее) в ограниченные сроки (не позже, чем пять дней) нереально, учитывая что в реестре, например НОСТРОЙ, находятся более 96-ти тысяч членов саморегулируемых организаций.
Положения части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ устанавливают обязанность члена СРО уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключённым таким лицом в течение отчётного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом СРО в срок до 1 марта года, следующего за отчётным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена.
Таким образом, Федеральным законом установлена обязанность саморегулируемой организации осуществлять контроль совокупного размера обязательств один раз в год на основании соответствующих уведомлений, направленных членами СРО за предшествующий год.
Также, в соответствии с частями 1-5 статьи 9 Федерального закона № 315-ФЗ, саморегулируемая организация осуществляет плановые и внеплановые проверки, по результатам которых может выявиться превышение совокупного размера обязательств. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
В связи с этим предлагается сведения о фактическом совокупном размере обязательств члена СРО направлять в Единый реестр по результатам проведения ежегодных проверок совокупного размера обязательств и плановых (внеплановых) проверок саморегулируемой организации с указанием даты, по состоянию на которую такой размер определялся (проводилась проверка).
В противном случае предлагаемая разработчиками норма в рассматриваемом постановлении Правительства РФ будет противоречить требованиям Федерального закона.
3.
Положения пункта 15 Приложения № 2 предполагают формирование и внесение силами саморегулируемых организаций в Единый реестр сведений о приёме в члены СРО и принятии иных решений в отношении члена (пункт 12 Приложения № 2) одновременно со сведениями о специалистах трудоустроенных у члена саморегулируемой организации (пункт 7 Приложения № 1), а также в течение пяти рабочих дней со дня установления факта их изменения.
В рассматриваемом варианте возникает неопределённость – факт изменения каких сведений имеется ввиду. При буквальном толковании, указание на пять рабочих дней с момента установления факта изменений сведений относится к сведениям предусмотренным исключительно пунктом 12.
При таком толковании внесение изменений в сведения о специалистах (пункт 7 Приложения №1), при отсутствии изменений в сведениях, предусмотренных пунктом 12 Приложения № 2 не происходит.
Предлагаем иную формулировку пункта 15 Приложения № 2:
Сведения, предусмотренные пунктом 7 приложения № 1 к настоящему постановлению, формируются и размещаются саморегулируемой организацией одновременно со сведениями, предусмотренными пунктом 12 настоящего Порядка, а также в течение 5 рабочих дней со дня установления факта их изменения.
Одновременно отметим, что положения Градостроительного кодекса РФ, как в действующей редакции, так и в редакции вступающей в силу с 1 сентября 2022 года (в редакции Федерального закона № 447-ФЗ), а также положения Федерального закона № 315-ФЗ, не содержат обязанности саморегулируемой организации по включению в Единый реестр сведений о членах СРО и их обязательствах сведений о наличии по месту основной работы у члена саморегулируемой организации специалистов, сведения о которых внесены в Национальный реестра специалистов (номера специалиста из НРС, где указаны также ФИО специалиста). В упомянутых Федеральных законах также не содержат требований о наличии указанной информации о специалистах в Единых реестрах сведений о членах саморегулируемых организаций Национальных объединений. Необходимо принять во внимание, что эти сведения есть в Национальных реестрах специалистов, которые ведут НОСТРОЙ и НОРПРИЗ, в соответствии положениям ГрК РФ.
Включением в Единый реестр сведений о саморегулируемых организациях Национальных объединений сведений о специалистах из Национальных реестров специалистов и их персональных данных (идентификационный номер в НРС) противозаконно дополнительно раскрываются персональные данные о месте работы физического лица (член конкретной саморегулируемой организации). Это противоречит действующему законодательству о персональных данных и иным Федеральным законам, в том числе и Градкодексу (в редакции Федерального закона № 447-ФЗ).
Попытка оправдать Минстроем России размещение в Едином реестре исключительно идентификационного номера специалиста, что «как бы» не является персональными данными, ограниченными в распространении, поскольку такие сведения содержатся в НРС, некорректно и не соответствует логике и требованиям законодательства о персональных данных.
Указание в открытом к доступу неограниченного круга лиц Едином реестре членов саморегулируемых организаций идентификационного номера специалиста, с привязкой его к конкретной строительной, проектной или изыскательской организации, является разглашением персональных данных физического лица о месте трудоустройства, что является грубым нарушением законодательства о персональных данных.
Согласие на обработку персональных данных и размещение сведений в НРС даётся персонально физическими лицами, кандидатами на включении о них сведений в Национальные реестры специалистов, соответствующему Национальному объединению исключительно в целях включения их в Национальные реестры, с последующим «уничтожением этих данных».
Саморегулируемая организация не наделена правом на размещение персональных данных сотрудников членов СРО в отсутствие законодательно закреплённой обязанности на совершение действий по разглашению таких персональных данных физических лиц. Соответственно, указание в рассматриваемом постановлении Правительства Российской Федерации на размещение подобных сведений в Едином реестре нарушает положения действующего законодательства и не может быть исполнено саморегулируемыми организациями.
Такая информация, в абсолютном большинстве случаев, не будет иметь актуальный (уверенно-правдивый) характер. Кроме того, фактически, она вообще не будет кому-то полезной и нужной.
Заказчикам, как и контролирующим органам, интересует только реальный специалист, реально организующий (обеспечивающий) выполнение работ на строительной площадке в период исполнения контракта на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) конкретного объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта (часть 2 статьи 52 ГрК РФ), приказ о назначении которого подрядчик передал заказчику сразу же после подписания контракта.
Одновременно обращаем внимание на тот факт, что саморегулируемая организация не всегда может иметь достоверные сведения о смене места работы специалиста, члена НРС, в том числе в силу вероятности игнорирования членом СРО обязанности по предоставлению информации об изменении сведений о трудоустроенных специалистах, что приводит к нивелированию положений пункта 17 приложения № 2, согласно которому саморегулируемая организация несёт ответственность за достоверность сведений в Едином реестре.
Настоятельно предлагаем исключить из обновлённого проекта постановления Правительства положения пункта 7 приложения № 1
…сведения о наличии по месту основной работы у члена саморегулируемой организации специалистов соответственно по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьёй 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с указанием идентификационных номеров сведений о них из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства.
А также пункт 15 приложения № 2, как надуманные и незаконно вменяемые саморегулируемым организациям неисполнимые требования и обязанности.
Считаем уместным провести расследование и выяснить, кто именно лоббирует включение в проект постановления Правительства противозаконных требований, которые выгодны исключительно коммерсантам, продающим «пакеты документов» на «мёртвые души» как бы специалистов из Национальных реестров специалистов и привлечь их к ответственности за нанесение вреда построению системы саморегулируемых организаций в строительной сфере деятельности в России.
Саморегулируемые организации обязаны обеспечивать исполнение обязательств своих членов по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства и именно в этой части отслеживать деятельность Главных инженеров проектов на этих объектах.
Основной интересант и контролёр реальной деятельности специалиста из НРС на конкретном объекте, а не в каком-то реестре – это управляющий проектом, представитель технического заказчика, который вместе с главным инженером проекта организуют строительство, подписывают документы и исполнительную документацию, вводят объекты в эксплуатацию. Заглядывать в любые реестры и интересоваться там информацией о каких-то номерах на каких-то специалистах – просто никому не нужно и неинтересно. Подобная информация, по нашему убеждению, нужна исключительно коммерсантам от саморегулирования и интересантам из коммерческих саморегулируемых организаций и интересантов в Национальных объединениях, не более.
Сейчас наши замечания и предложения, оформленные в виде аналитической записки, направлены для рассмотрения в правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
31.03.22 в 09:53
О Палыч тоже беспокоится о Едином реестре членов СРО и их обязательствах.
Вопрос к Валерию Павловичу: как вы относитесь к предложенным Добрило Мастеровым поправкам?
Валерий давно уже не даёт комментарии на этом сайте :(
Упускает возможность пиара перед съездом. Или он ему не нужен?
Каждый суслик - агроном!!!
Для того, чтобы бороться за права, необходимо иметь команду грамотных, финансово мотивированных юристов, которые будут поддерживать и отстаивать твою позицию.
А так, как делают наши "активные саморегуляторы", ничего не выйдет.
Книжка "Юрист за месяц" не помогает.
Пишите, пишите... Бумага и клава всё стерпят... 13 лет уже пишете??? И ещё столько же будете писать.
;-)
А чего так грубо? Мне местами очень даже…. И про доступ, зная наших…. И про персональные данные….
Но я то не юрист, конечно, объективно могу оценить только так, в качестве читателя….
А я не про сами предложения тов. Мозолевского, Поли, а про системную постоянную работу с юристами в направлении отстаивания прав СРО, членов СРО и отрасли.
Не расстраивайте меня. Вы разве разницу не понимаете?
Фраза “бумага и клава всё стерпят» меня привели вот к таким мыслям… Сорян, Док))
По юрчасти тоже есть вопросы... Но не хочется что-то в последнее время "за спасибо" на барей работать.