Министерство промышленности и торговли представило Стратегию развития металлургической промышленности до 2030 года. В документе принципиально то, что ключевая роль отводится внутреннему рынку, а значит, и взаимодействию со строительным комплексом.
Уровень постановки вопроса – самый высокий. Не далее, как 20 мая Президент России Владимир Путин поручил Правительству утвердить Стратегию развития этой важнейшей отрасли до 2030 года и определить до 1 июня 2022-го целевые показатели объёма потребления металла на внутреннем рынке. Минпромторг ответил «Есть!» и на днях опубликовал результаты своей работы.
Иллюзий в ведомстве не питают – на адаптацию к санкциям и восстановление российской металлургии потребуется 8 лет. В Стратегии отдельно описаны барьеры, вызывающие сложности с переориентацией экспорта из Европы в Азию.
Потребление металлургической продукции внутри страны и объёмы её экспорта вернутся на уровни 2019-2020 годов к 2030-му, но за счёт замещения импорта производство стали к этому сроку должно будет вырасти на 6,4%, по сравнению с тем же периодом.
Принципиальная постановка вопроса состоит в том, что упор теперь буду делать не на размер прибыли компаний, а на физические объёмы продукции для удовлетворения внутреннего спроса. Кроме того, наши предприятия будут наращивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а не гнать на Запад сырьё.
Среди предлагаемых первоочередных мер – создание госрезерва и закупки в него металлопродукции. Дело важное и полезное, которое нужно было реализовать даже не вчера, а позавчера. Тем более, что масштабные госзакупки металла являются нормальной практикой в крупных индустриальных странах, например, в Китае. Выгоду от такого подхода получают все. Металлурги получают стабильный источник сбыта продукции. Строители могут больше не бояться непредсказуемых ценовых ралли на сырьё – в случае каких-то потрясений и скачков цен на внешних рынках государство просто открывает закрома и реализует металл по комфортным внутренним ценам. Наконец, само государство получает возможность хранить профицитные излишки бюджета не в сомнительных бумагах, которые могут быть заблокированы по щелчку пальцев из-за границы, а в реальных и всегда востребованных ресурсах.
К другим мерам относится реализация проектов, стимулирующих потребление металла в России и уточнение потребности в стали, которая понадобится для восстановления разрушенных городов Луганской и Донецкой народных республик.
Также будет пересмотрена налоговая политика. Правительство России предлагает стимулировать рублём повышение добавочной стоимости и высокую переработку стали. То есть, стальные чушки облагаются самым большим налогом, на прокат налог будет поменьше, на трубы и литьё – ещё меньше, а самым выгодным с точки зрения налогообложения должна стать конечная продукция – станки, машины, механизмы. Также будут снижаться налоги при реализации металлоёмких проектов, возможно, под таковые попадёт и строительство с высокой долей металлической продукции, о чём в этом году заговорили особенно активно.
В таком направлении уже работает Минстрой России. В начале июня главное строительное ведомство опубликовало план работ по расширению области применения стали в строительстве. Представители госкомпании «Дом.РФ» и «Северстали» подтвердили, что получили этот проект плана для рассмотрения.
Согласно ему, осенью 2022 года должен быть разработан пилотный проект 17-этажного жилого дома на стальном каркасе, а к ноябрю 2023-го – типовые проекты подобных домов. В плане говорится, что такой тип строительства сократит сроки возведения домов в два-три раза, по сравнению с монолитным домостроением. Параллельно будут пересмотрены существующие строительные и пожарные нормы. С помощью этих проектов планируется строить жильё, в том числе при реновации и для расселения ветхого и аварийного жилья, следует из документа.
Кстати, в конце мая Минстрой снял ограничения на строительство жилых домов из лёгких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК, вид стального каркаса) для расселения аварийного жилья. Всё с тем же посылом – увеличение внутреннего спроса на стальную продукцию.
Стоит отметить, что металлургия в современной российской экономике занимает довольно специфическое положение. Крупные металлургические гиганты, доставшееся в наследство от Советского Союза, наряду с нефтегазом из года в год были стабильным источником валютной выручки, а чёрные и цветные металлы остались одной из важнейших статей российского экспорта. Вместе с тем, в отличие от газовщиков и нефтяников, которые за период 2000-х были практически полностью консолидированы под государственным крылом, металлургическую отрасль оставили в частных руках.
Между федеральной властью и счастливыми обладателями доменных печей установился негласный консенсус. Государство закрывает глаза на итоги приватизации и разрешает олигархам сохранять свои контрольные пакеты акций, а те с пониманием относятся к государственным нуждам. Инвестируют в развитие отрасли, работают по госзаказам, соблюдают социальные обязательства и так далее. Насколько это соглашение удавалось выполнить?
С одной стороны, разница с 90-ми налицо. Если в те лихие временам крупные коммерсанты вызывали к себе на ковёр министров и чиновников, то сегодня уже власть собирает на планёрки владельцев крупного бизнеса, где проводит для них уроки патриотизма. Достаточно вспомнить, например, прошлогоднюю активность вице-премьера Андрея Белоусова, который обогатил русский язык термином «нахлобучить». Благодаря усилиям Андрея Рэмовича удалось убедить господ металлургов, что сверхприбылями нужно делиться, а к госзаказу подходить ответственно.
С другой стороны, господа капиталисты-металлисты явно не торопятся переселяться в родную гавань и целиком закрывать офшорную страницу в своей биографии. Пока в российской юрисдикции прописались ПАО «Мечел» Игоря Зюзина (владельцы Челябинского металлургического комбината), ММК Виктора Рашникова, а из цветной металлургии «En + Group» Олега Дерипаски (контрольный пакет Русал) и Интеррос Владимира Потанина (контрольный пакет Норникеля). Ещё две важных компании в области цветмета – ВСМПО-АВИСМА, занимающаяся авиационным титаном, и «Русолово» с материнской компанией ПАО «Селигдар» изначально имели российскую юрисдикцию, а теперь и подавно переезжать никуда не будут.
Однако другие металлурги, в основном, в области чермета, до сих пор зарегистрированы на просторах великой сталелитейной державы Кипр, и пока покидать её не торопятся. Это «Новолипецкий металлургический комбинат» (Владимир Лисин), «Северсталь» (Алексей Мордашов) и «Трубная металлургическая компания» (Дмитрий Пумпянский).
При этом у киприотов своя логика – тот же НЛМК, например, владеет несколькими крупными металлургическими комбинатами в Европе и в результате резких движений вполне может их лишиться. Когда речь идёт о миллиардных контрактах, приходится учитывать хитросплетения современной глобальной экономики с её совершенно не рыночными правилами игры.
Вот с этой разношёрстной публикой с их головоломным переплетением связей и интересов и приходится иметь дело российским властям в металлургической отрасли. На кону – судьбы многотысячных коллективов, сохранение компетенций в одном из ключевых направлений, решение внутриэкономических задач и наращивание экспортного потенциала.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
10.08.22 в 08:56
Металл дорожает, и даже крупные эксперты не могут сделать прогноз о том, что сними будет к концу 2022 года.