Очередной разговор «слепого с глухим» на днях состоялся по поводу введения с 1 сентября 2022 года Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах взамен реестров членов СРО.
В роли «слепого» выступил пытливый саморегулятор, который задал Минстрою России вопрос следующего содержания:
С 1 сентября 2022 года, согласно Федеральному закону от 30.12.2021 № 447-ФЗ, статья 55.17 Градостроительного кодекса РФ изложена в новой редакции.
Согласно части 4 статьи 55.17 в новой редакции, саморегулируемая организация обязана вести реестр членов СРО в составе Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Таким образом, реестры членов СРО утрачивают свою самостоятельность и юридическую значимость.
Вместе с тем в пункте 3 части 1 статьи 55.5 ГрК РФ в качестве обязательного для СРО остаётся такой документ, как Положение о реестре членов саморегулируемой организации.
При этом, согласно части 2 статьи 55.17 ГрК РФ, состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учётом вышеизложенного, каково должно быть содержание указанного Положения о реестре членов саморегулируемой организации, если сам реестр членов СРО, по сути, заменен на Единый реестр членов СРО и их обязательствах?
В роли «глухого» от лица Минстроя России выступила, как всегда, Татьяна Бармина, являющаяся заместителем директора правового департамента этого ведомства. Суть ответа чиновницы сводится к следующему:
В настоящее время Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено ведение Единого реестра членов саморегулируемых организаций Национальными объединениями саморегулируемых организаций и реестра членов саморегулируемой организации каждой саморегулируемой организацией (статья 55.17 и пункт 8 части 8 статьи 55.20 Кодекса). Вместе с тем, содержащихся в них сведений недостаточно для принятия своевременного рационального решения о выборе подрядчика потребителями работ, услуг.
В этой связи Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 447-ФЗ) с 1 сентября 2022 года вводится Единый реестр о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (далее – Единый реестр), а взамен права – обязанность саморегулируемой организации вести реестр членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра. При этом Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению нормативного правового акта, регулирующего правила формирования и ведения такого реестра, который в настоящее время проходит регламентные процедуры.
В части разработки и утверждения саморегулируемой организацией внутреннего документа о реестре членов саморегулируемой организации, указанного в пункте 3 части 1 статьи 55.5 Кодекса, Федеральным законом № 447-ФЗ изменения не предусмотрены.
Как могут лицезреть наши читатели, на конкретный вопрос заявителя Татьяна Николаевна так и не ответила, в очередной раз уведя суть в сторону, процитировав нормы законодательства, которые саморегуляторы и без помощи госпожи Барминой читать умеют.
Мы же полагаем, что проблема кроется не в правильном прочтении закона, а в недостаточной квалификации отдельных чиновников в подготовке законопроектов и корректировки норм права системно и последовательно.
Таким образом, реестров членов СРО с 1 сентября 2022 года ГрК РФ не знает, но Положения о реестрах членов СРО у каждой саморегулируемой организации должно быть.
Перефразировав героя известного фильма, так и хочется сказать:
– Видишь реестр членов СРО в Градкодексе?
– Нет…
– И я не вижу. А Положение о нём есть.
Специально для За-Строй.РФ
Доктор ЛОУ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
14.04.22 в 09:36
"Вместе с тем, содержащихся в них сведений недостаточно для принятия своевременного рационального решения о выборе подрядчика потребителями работ, услуг".
Надо же! А как же вся страна так жила все эти долгие годы? Теперь заживем по-новому?
Полагаю, что Бармина даже не понимает, что такое "своевременный и рациональный выбор подрядчика потребителем".
Уверена, что с введением нового Единого реестра членов СРО и их обязательств, ничего в этом самом выборе подрядчиков, особенно по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП не поменяется.
Не понимает. Но звучит красиво. Наверное, всем Департаментом сочиняли...
"При этом Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению нормативного правового акта, регулирующего правила формирования и ведения такого реестра..."
А действительно... Если правила ведения Единого реестра утверждает Правительство, а далее, скорее всего НацОбы также во исполнение утвердят свои регламенты о ведении Единого реестра, то зачем ещё и Положение о реестре членов СРО у каждой СРО тогда? Опять будем переписывать тексты Постановления и Регламентов НО в свои внутренние документы?
Минэкономразвития России дал отрицательное заключение на проект постановления Правительства "О едином реестре членов СРО и их обязательствах". Ждем переработки.
Есть 2 способа как выполнить нормы ГрК РФ и 315-ФЗ:
1. Положения СРО о реестрах членов сократить до минимума и переделать так, чтобы соблюсти требования ГрК, 315-ФЗ, постановления правительства о ведении единого реестра — и на этом хватит.
2.Ничего не переделывать и пусть оно будет как есть ...
Лично мне кажется, что первый вариант как-то более правильный....
Картинка страшная, ответ Минстроя страшный, жить то как в этом страшном мире?
А если серьезно, то да, в очередной раз все убедились, что задавать в Минстрой вопросы бесполезное занятие.
Нечем заняться? Напиши в Минстрой....
разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
"информационно-разъяснительный характер" предлагаю заменить на "информационно-развлекательный характер"
Проблема даже не столько в разъяснениях Минстроя, а в том, что внося какие-то изменения в действующее законодательство наспех, сотрудники Минстроя не в состоянии рассмотреть вопросы системно и комплексно, последовательно и вдумчиво. Не знают тему в деталях и не стараются вникать. Дернули статью 55.17 ГрК РФ на изменения, а в остальных статьях отголоски нормы о реестрах членов не стали искать и править...
Поэтому здесь подправили - там забыли. А когда носом в кучку их начинаешь тыкать и неудобные вопросы задавать, то и получаешь ответы а-ля: "Просили насосы? Так колеса вам поставили. А Сидоров представлен к государственной награде".
А ещё раздражает то, что Минстрой всегда делает вид, будто им всё так именно и было задумано, прикрывая свою некомпетентность и ошибки по целому ряду не только мелких вопросов, но даже и стратегических решений, выдавая промахи за мудрые решения, которые мы - дебилы - понять не в состоянии по ничтожности своей.
Док, так мы ж и не в состоянии - это правда )))))
Хочу заметить, что они там за эту информацию хорошо денег получают!
Барминой подсовывают документики-проектики старые знакомые из НО, а она и рада стараться... отработать...
"Качество" изменений рождается в НО, которые игнорят СРО и строителей-проектировщиков-изыскателей ради наживы...
Doctor-LAW, я полагаю, что это не проблема Минстроя, а проблема законодательных органов.
Если человек на таком уровне подписывает документы или продвигает не вникнув в суть, то это нельзя назвать словом "отработать".