Руководитель национальной информационной системы по строительству
На сайте Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования завершился опрос среди потенциальных субъектов в сфере ТИМ. Целью этого исследования было выяснить, какие меры и преференции более всего стимулируют застройщиков к переходу на современные технологии.
Представленные на рисунке результаты опроса говорят сами за себя. Тот факт, что всего лишь 13% участников опроса усмотрели в качестве стимула для такого перехода наличие административных и законодательных предписаний, свидетельствует о том, что какие бы новые предписания не вводил регулятор, такой переход вряд ли состоится.
Вместе с тем, представляется, что эти результаты могли бы быть существенно иными, если бы мера, которая стоит в этом списке первой, была бы сформулирована примерно так: «Приведение административных и законодательных предписаний в части, касающейся ТИМ, к виду, понятному субъектам инвестиционно-строительной деятельности и отражающему её реалии». Не исключено, что за такую меру отдали свои голоса большинство участников опроса.
Как известно, основным документом, регламентирующим использование ТИМ, является постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1431 (далее – ПП РФ № 1431). Этим нормативным актом утверждён, в том числе состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требования к форматам указанных электронных документов.
В редакции указанного документа, действовавшей до 27 мая 2022 года, включению в информационную модель подлежали только «сведения, документы и материалы, входящие в состав разделов проектной документации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», графическая часть которых выполнена в виде трёхмерной модели».
В редакции, действующей в настоящее время, включению в информационную модель подлежат эти же самые сведения, документы и материалы, но не императивно, а только в том случае, если требование к формированию самой информационной модели установлено в задании на проектирование.
В этом же случае в информационную модель дополнительно подлежат включению сведения, документы и материалы, входящие в установленном порядке в состав разделов рабочей документации, графическая часть которых дополнена трёхмерной моделью.
Известно, что срок действия ПП РФ № 1431 истекает 1 марта 2023 года. Поскольку формирование информационной модели объекта капитального строительства с этой даты с высокой вероятностью станет обязательным, а не зависящим от волеизъявления отдельных заказчиков, представляется важным рассмотреть именно этот сценарий.
Важность подготовки в форме информационной модели проектной документации уже мало у кого вызывает сомнение. Своими мыслями на этот счёт недавно поделился заместитель мэра Москвы по строительству Андрей Бочкарёв. В частности, он сказал:
Если раньше в работе были только чертежи и схемы, доступные для понимания узкому кругу специалистов, то сейчас делают полноценные 3D-модели, позволяющие рассмотреть проект во всех деталях, изготавливают макеты в технике трёхмерной печати, а в некоторых случаях готовят полноценные видеопрезентации высокого качества.
С этим доводом трудно не согласиться. Вместе с тем, строители пребывают в волнении от того, что с наступлением весны обязательным может стать выполнение в виде трёхмерной модели не только графической части проектной документации, но и графической части рабочей документации.
О рабочей документации в настоящее время известно следующее. Согласно Градостроительному кодексу РФ, она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Здесь же говорится о том, что рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, причём подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
Согласно СП 48.13330.2019 «Организация строительства», подтверждение факта соответствия комплектов рабочей документации требованиям действующих нормативных документов и утверждённой проектной документации осуществляется путём визирования ответственным лицом застройщика (технического заказчика). При этом рабочая документация может разрабатываться и передаваться в производство работ в полном объёме или поэтапно в соответствии с утверждённым графиком выдачи комплектов рабочей документации.
Основные требования к рабочей документации установлены в ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации в строительстве. Основные требования к проектной и рабочей документации». Уточняющие требования изложены в специальных документах по стандартизации, в том числе в ГОСТ 21.501-2018 «Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений», в ГОСТ 21.502-2016 «Правила выполнения рабочей документации металлических конструкций», в ГОСТ 21.602-2016 Правила выполнения рабочей документации систем отопления, вентиляции и кондиционирования» и даже в не подвластном времени ГОСТ 21.507-81 «Интерьеры. Рабочие чертежи».
Далее, перейдем к примеру. На рисунке изображено здание с вентилируемой фасадной системой, недавно построенное в одном из городов Подмосковья. Ниже представлен один из чертежей, входящих в комплект рабочей документации по этой системе, выполненный в соответствии со стандартами системы проектной документации в строительстве (СПДС) и отображающий с надлежащей степенью детализации узел примыкания фасада к отмостке.
В общем случае к графической части комплекта рабочей документации по вентилируемым фасадным системам относятся также:
Как правило, разработкой рабочей документации фасадной системы занимается сама строительно-монтажная организация либо от её лица узкоспециализированная инжиниринговая организация. А вот проектной организации широкого профиля разработка качественной рабочей документации, как правило, не под силу. И это касается рабочей документации не только на фасадные системы, но и на кровельные системы, на светопрозрачные конструкции, на системы отопления, вентиляции и кондиционирования и так далее.
А между тем, именно наличие качественной рабочей документации является залогом безопасного и качественного строительства.
Размещаемые в рекламных буклетах фотографии модельной внешности юношей в касках, позирующих на фоне строящегося объекта с планшетом в руках, – это утопия. Незаменимость бумаги на стройках состоит в том, что на ней можно «рисовать» в случае, если возникнет необходимость дать какие-либо пояснения по существу. А лицами, нуждающимися в пояснениях, могут быть и персонал, непосредственно занятый на монтаже системы, и представители застройщика (технического заказчика) при осуществлении строительного контроля, и представители органов государственного строительного надзора. Поэтому что-то кому-то доказывать путём «рисования» на рабочих чертежах приходится довольно часто.
Более того, поинтересуйтесь у любого эксплуатационника, нужна ли ему информационная модель эксплуатируемого объекта. Он ответит, что для выполнения эксплуатационных требований, установленных в СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», ему нужны не информационные модели, а только лишь комплект рабочих чертежей (желательно в pdf) с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными надлежащими лицами. Оно и понятно, ибо эксплуатационник имеет дело не с абстракцией, коей является любая информационная модель, а с материальной сущностью, о которой он должен иметь максимально полное представление.
Согласно основным началам гражданского законодательства, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. И здесь же:
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи уместным представляется следующий вопрос. Права и законные интересы какой конкретно категории лиц предполагается защитить в случае законодательного обязания строителей к выполнению графической части рабочей документации именно в виде трёхмерной модели?
Если законодатель считает необходимым, чтобы в базе данных об объекте (то есть в информационной модели) непременно были данные по каждому узлу объекта, включая данные об использованных при монтаже заклёпках, то достаточным представляется выполнение строителями графической части рабочей документации не в виде трёхмерной модели, а в любом машиночитаемом формате.
Наконец, хотелось бы понять, какой конкретно государственный орган, с какой периодичностью и для каких целей планирует использовать вышеуказанные данные в составе информационной модели. А если не планирует, то осознаёт ли законодатель, что их включение в информационную модель утяжелит её на несколько терабайт.
Бесспорным является то, что выполнение новой обязанности, если она будет установлена, потребует от каждой подрядной организации, включая субподрядчиков, значительных финансовых и трудовых затрат. Для многих подрядных организаций эти затраты окажутся непосильными.
При этом установление к гражданам и организациям неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Правительством РФ от 26 февраля 2010 года № 96, относит к числу коррупциогенных факторов.
Не получится ли, в этой связи, так, что в случае принятия решения об обязательности выполнения в виде трёхмерной модели графической части рабочей документации, строительную отрасль захлестнёт волна коррупции?
Как известно, Национальное объединение строителей обладает мощнейшим потенциалом в части защиты прав строителей. В этой связи хочется надеяться, что НОСТРОЙ использует свой потенциал с целью недопущения установления в ПП РФ № 1431 в отношении строителей новой, никому из них не понятной в настоящее время обязанности. Поскольку времени до 1 марта 2023 года осталось совсем немного, представляется, действовать надо начинать незамедлительно.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
27.07.22 в 10:31
По мне, так очень наглядно, опрос в очередной раз показал отношение к ТИМ "потенциальных субъектов в сфере ТИМ".....
Таки, какой именно национальной системой руководит Евгений Карант? Нашей? Или все-таки Российской Федерации? В наше время это важно понимать!)
Советник, если для Вас это важно, то отвечаю на поставленный вопрос. Оператором ИС являюсь лично я. С 2000 г. эта ИС формируется совместно с НИИСФ, работником которого я являюсь. А национальная эта ИС потому как она общефедерального, а не регионального масштаба.
Вы удовлетворены ответом?
красиво ушли от ответа ;)
Умеете Вы конечно, Евгений Давидович...;) Спасибо за материал, с большим интересом ознакомился.. И спасибо за то, что делаете))
Штош. Если всё это будет так, то ждём предписаний от заказчиков типа "отметка гвоздя №100500 крепления поручня к стойке у служебного прохода в заборе стройплощадки не соответствует ПОС согласно показаний датчиков GNSS/RTK и составляет +1.110 вместо +1.100" или "длина выпускной трубы колодца водоотвода автодороги не соответствует рабочей документации и меньше на 3мм согласно измерениям ровера, следовательно, не подлежит приемке". Можно будет вешаться как тот котёнок в дверном проёме.
федор, ПОС - это раздел проектной документации. Мы сейчас говорим о рабочей документации. Когда-то давно было понятие "рабочий проект". Сейчас такого нет. А что касается узла крепления поручня к несущей конструкции, то он действительно должен быть детально проработан с точностью до крепежа.
Риски обязания к 3Д-моделированию графической части РД в том, что разработчик РД будет стремиться уменьшить уровень детализации. А с инспектором стройнадзора будет пытаться договориться. Все вместе гарантированно обеспечит снижение качества строительства.
Я с Вами согласен полностью. Своим комментарием я предположил, что такой риск возникнет при разработке всех разделов: и ПД, и РД.
Евгений. Вот строителям, по нашему мнению и практикой на Сахалине именно при исполнении уже строительства объектов - при реализации Проектов строительства объектов, даже хорошо. Просто и строителей, конечно же тоже надо учить строительной "арифметике". Вот тут как раз очень подымается роль ПОС и роль самого Управления строительством имея такой массив информации.
Жаль что сейчас ни заказчики ни большинство проектировщиков разучились (или никогда ни не вникали) в разработку ПОС, как пишет нормативка об этом. Конечно же надо подымать РОЛЬ разработки ППР (проектов производства работ) - вот где поле непаханное для НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
В этой всей кутерьме главная проблема у заказчиков. Вот они-то не готовы. Особенно в части самой организации работ от инициации проекта до ввода в эксплуатацию объекта. Вот они-то не понимают, зачем им это, особенно государственные и муниципальные заказчики, не говоря уж об учреждениях (МУПы, ГУПы и т. п.)
Для строителей - это просто наведение порядка, как ранее учили, больше ясности и информации и переход на электронное взаимодействие. При этом никто при BIM не исключает документацию в 2D. При этом мы надеемся получить более подробные спецификации и характеристики материалов и оборудования.
Мало того, я лично, вообще считаю, что всем участникам процесса реализации Проектов строительства объектов капитального строительства (ст. 5.2 ГрК РФ) необходимо с максимальной пользой использовать год времени, что вынуждено дали всем замешанным в это.
Первое, что надо - прекратить Вакханалию с вендорами по продвижению их хороших или случайных разработок. Это должно идти своим чередом, как говорили - "без шуму и гаму". Считаю, что НОТИМ сделал своё "плохое" дело, когда увели всех участников от реалий с внедрением такого инструмента, как BIM (ТИМ) в процессы реализации Проектов строительства. НОТИМ перегрузил внимание только лишь на одну фазу, даже не на использования ТИМ на этапе проектирования, а на чисто работу по созданию "картинки" проекта. Именно в этом часто наша беда.
Сейчас вообще нам необходимо вести разговор о решении проблем использования информационных технологий в УПРАВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ. Начиная от инициации ПРОЕКТОВ, планирования, "инвестиционного обоснования", изысканий, проектирования и строительства. Хотя бы до передачи зарегистрированного объекта в эксплуатацию. А дальше это тоже отдельная тема. Даже для понимания.
Нам в этом году надо научиться и воспринять упущенное - проектное управление с использованием ТИМ, хотя бы на уровне 2D - 5D, c пропуском 3D, а потом постепенно переходить на 3D, в случаях, когда это необходимо. Жизнь и практика использования правил ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ (на разных уровнях детализации) сама покажет, что нам необходимо изображать в 3D на разных этапах - инвестиционное обоснование, изыскания, проектирование, финишное представление о построенном объекте для передачи информации для использования при эксплуатации.