Всему профессиональному СРО-сообществу хороша известна Информационно-аналитическая система управления градостроительной деятельностью (ИАС УГД). А вот насколько качественен сей продукт – давайте и попробуем разобраться.
***
«Кузине-белошвейке» |
Часть 1. П – потребность.
Не секрет, что получение сведений о заключённых членами СРО контрактах испокон веку, а точнее, ещё от самого момента зарождения саморегулирования являлось постоянной головной болью. Методик и жёстких требований на тот момент не существовало и потому саморегуляторы приспосабливались как могли – всяк на свой лад. И контролировали исполнение договорных обязательств в пределах действующего на тот момент законодательства: кто – сквозь пальцы, кто-то – более придирчиво. Всё в зависимости от своего собственного прочтения норм Градкодекса и (или) заинтересованности в дополнительных источниках капитализации.
Шаткое равновесие разрушилось с принятием Федерального закона № 372-ФЗ. Необходимость формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, и замена допусков на выписки, с которыми их члены «шлындрали» с одной конкурентной процедуры закупки на другую, остро высветили потребность СРО в получении объективной и желательно в режиме реального времени информации о контрактах и обязательствах своих членов.
Как известно, через закупки zakupki.gov.ru много не навысмотришь. И потому, частичным решением проблемы стало приобретение практическими всеми СРО доступов к ИАС «Селдон», «Контур-Фокус» и тому подобным в поисках контрактов, буквально просеивающих 200, а то и 300 электронных площадок, и вытягивая оттуда инфу и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. Но 100-процентной гарантии они не дают: что-то всё равно выпадает из их поля зрения.
Часть 2. Н – надежда
И вот все СМИ и интернет-ресурсы, освещающие систему саморегулирования, опубликовали «благую» весть. Мол, теперь, зарегистрировавшись на официальном сайте мэра Москвы mos.ru и направив в НОСТРОЙ заявку по электронной почте на имя небезызвестных в узких ностроевских кругах ведущих специалистов Константина Плотникова и Андрея Сокол-Черниловского, можно подключиться к чудо-ресурсу, который максимально честно и беспристрастно расскажет обо всех заключённых членами СРО контрактах с московскими заказчиками. Так сказать, высветит из мрака и представит придирчивому оку СРОшных спецоргов предмет, стоимость, сроки реализации государственных контрактов. Плановые и внеплановые проверки, предписания, постановления, штрафы Мосгорстройнадзора тоже не останутся тайнами за семью печатями.
Недостаток лишь один – вся эта «благодать» просыплется на головы лишь столичных саморегуляторов.
Но, давайте не будем брюзжать – и этого, на первый случай, не так уж и мало. Чуть ли не пятая часть всех строительных СРО расквартирована в белокаменной. А если зацепить подмосковных строителей, которые нет-нет, да и пытаются (и не без успеха) отпилить кусок от пирога столичного строительного госзаказа, так получается и вовсе четверть всех строителей потенциально зазвенит в информационно-аналитической системе управления градостроительной деятельностью.
А она, если верить презентации опубликованной на сайте мэра Москвы, 84 базы данных! Пользователями которых являются порядка 4 тысячи сотрудников органов исполнительной власти столицы и подведомственных им организаций! И многообещающий слоган: МЫ СТРОИМ БУДУЩЕЕ.
Часть 3. Р – разочарование
Красота, как известно, требует дистанции. Схожая история и с ИАС УГД, так широко разрекламированной в СМИ и доступной простым смертным саморегуляторам лишь с благословения «небезызвестных в узких кругах» господ Плотникова и Сокол-Черниловского.
Самый главный недостаток – это то, что в базе не предусмотрена возможность поиска контрактов по какому-то конкретному члену СРО. То есть можно найти информацию зная, например, номер контракта. Но тут же возникает резонный вопрос: если ты знаешь номер контракта, то всё необходимое для себя ты сможешь почерпнуть и на zakupki.gov.ru. И так практически по всем блокам информации.
Приятно удивило наличие раздела «саморегулируемые организации». Правда, раздел хоть и есть, а вот самих СРО в них нет. Да и собственные члены СРО подгружаются, подгружаются… Да всё никак не могут подгрузиться.
Одним словом, практически бесполезный ресурс, в красиво презентованной оболочке.
И тут уже возникает вопрос: а зачем собственно было с такой шумной помпой презентовать эту самую информационно-аналитическую систему? Ведь на поверку выясняется, что практического толку от неё ноль. Попытались к ней «привинтить» саморегулирование, да видно так и плюнули. Хотя деньги – уверен, на это (пускай и небольшие) потратили, освоили…
Спасибо, что подключение и пользование ИАС УГД – бесплатное. Хотя всё равно жаль собственного потраченного времени. Да и «небезызвестные в узких кругах» сотрудники НОСТРОЙ могли бы с большей пользой распорядиться рабочим временем, нежели тратя его на подключение саморегуляторов польстившихся на очередную пустышку.
Вместо заключения. П – послесловие
В преддверии очередного Съезда саморегулируемых организаций, членов Национального объединения строителей на Окружных конференциях проходят предварительные согласования и утверждения большого пакета предложений по совершенствованию законодательства в области саморегулирования в строительстве: в частности, в области контроля за членами СРО и связанные с разработкой программных продуктов, предназначенных для проверки и анализа деятельности членов СРО. Памятуя о судьбе Национального реестра специалистов, а также о том, как, вволю наигравшись, забросили адаптацию ИАС УГД к нуждам саморегулирования, невольно хочется задаться вопросом: а куда собственно спешим? И способны ли те, кто так и не привёл ИАС в порядок, создать качественный продукт, если предлагаемые ныне поправки вдруг обретут статус закона?!
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
23.09.19 в 09:41
А что качественного есть в системе СРО? Ответ на этот вопрос у кого-то найдётся?
Только сами СРО....)))
В - великолепно!
Заданные в статье вопросы риторические, и ответы на них очевидны. Однако, хочется присоединиться и задать эти вопросы тем, кто правит судьбой саморегулирования. Пишет законы и требования, проверяет саморегулируемые организации, и вообще получает финансовые блага за счет строителей России.
По мне, так это система ИАС УГД совершенно дурацкая. Без 100 грамм не разобраться вообще. Хотя, может дело во мне...
Отличная система... толково придумано...жаль только уже второй год не работает...))) впрочем как и НРС...