Цементным заводам нужна защита!

Обсуждение: 1
4627
Дарья Мартынкина

Автор:

Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»

Что может привести к деградации отрасль, которая является в России системообразующей и обеспечивает страну стратегически значимым продуктом

Некоммерческой организацией Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» подготовлен очередной выпуск «Цементного обозрения» за март 2023 года. В своём комментарии к этому обозрению хочу обратить внимание читателей сайта на три фактора.

 

1. Рынок цемента характеризуется высокой конкуренцией из-за избытка цементных мощностей внутри страны и давления со стороны производителей цемента из-за рубежа.

Предприятия отрасли отличаются высокой капитало- и энергоёмкостью. Одна из особенностей цементной промышленности – необходимость регулярного проведения масштабных дорогостоящих ремонтных кампаний. Износ основных фондов, импортозависимость и постоянно повышающиеся требования к качеству цемента, его ассортименту, уровню промышленной и экологической безопасности требуют от производителей значительных инвестиций. При этом доля условно-постоянных затрат высока, так как средний уровень загрузки производств составляет в России не более 60%.

На протяжении длительного времени цена реализации цемента существенно отстаёт от роста его себестоимости и динамики индекса цен производителей промышленных товаров, не учитывает объёмы ремонтных и инвестиционных программ, которые проводились за собственные и кредитные средства, взятые под высокие проценты. Отсутствие возможности инвестировать в развитие производства в необходимых объёмах может привести к деградации отрасли, которая является системообразующей, обеспечивает страну стратегически значимым продуктом – цементом.

Неизбежный ежегодный рост себестоимости цемента связан с постоянным ростом цен (тарифов) на услуги естественных монополий и других регулируемых на федеральном и региональном уровнях ресурсов (газ, электроэнергия, железнодорожный тариф, ГСМ), а также цен на уголь.

Причины удорожания цемента в 2022 году (рост цен/тарифов, доля в себестоимости): газ (+8,5%, 13%), электроэнергия (+9%, 9%), железнодорожный тариф (+21,4%, 23%), сырьё (+17,5%, 5%), зарплата (+15%, 13%).

С января по март 2023 года рост затрат цементных предприятий – членов НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» – составил: на ремонт и техническое обслуживание оборудования – от 40% до 70%, на электроэнергию – от 12% до 22%, на газ – от 8,5%, на железнодорожные перевозки – от 10%, на заработную плату – до 30%. Общее увеличение себестоимости цемента – в среднем от 17% до 30%.

 

2. Главная особенность российского рынка цемента – он был и остаётся высококонкурентным.

Огромный профицит мощностей, транспортная доступность большинства регионов, активность зарубежных поставщиков – всё это заставляет бороться за каждого потребителя.

Идёт активный импорт цемента из Ирана, Казахстана и Беларуси, где цементные предприятия ещё и пользуются господдержкой. Поставщики и из Ирана, и из Беларуси намерены увеличивать поставки.

В 2022 году резкое увеличение импорта белорусского импорта совпало с сезонным спадом потребления цемента на российском рынке и изменило доли рынка других производителей цемента.

Если не принять соответствующих мер, то импорт может достичь критических 5-7-ми миллионов тонн в год, что может привести к вынужденному закрытию отечественных заводов по производству цемента.

В связи с увеличением объёма ввозимой на территорию Российской Федерации цементной продукции из третьих стран необходимо применение защитных мер в отношении отечественных производителей, в том числе предлагается обсудить возможность введения мер нетарифного регулирования импорта цемента.

 

3. Рост спроса на цемент может быть связан с увеличением объёмов строительства, а также с расширением областей применения цемента.

Например, перспективным направлением развития цементной отрасли является применение дорожного цементобетона и минеральных вяжущих в дорожном строительстве. Использование цементобетона позволяет обеспечить необходимую несущую способность оснований дорожных одежд, минимизировать затраты и сроки выполнения работ при строительстве и на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации автодорог. Пропускная способность дорожной сети вырастет и за счёт увеличения межремонтного периода: при тщательном соблюдении технологии на всех этапах строительства и эксплуатации – от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием – текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет.

Сегодня цементная отрасль способна в полной мере обеспечить страну высококачественными дорожными цементами, отвечающими требованиям соответствующих ГОСТов и адресных рецептур. Такие стройматериалы уже сертифицированы многими отечественными предприятиями, при грамотном долгосрочном планировании дорожных работ заводы смогут гарантировать своевременность поставок и стабильно высокое качество цемента.

 

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

10.05.23 в 16:20
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 1 оценке пользователя
САМ - АВТОР
Акторы и спойлеры - 5
Салават Истамбаев
23.04, 13:36 8 737
АЭС тысячелетия тому назад – 3
Сергей Яковлев
19.04, 15:04 1 1391
Акторы и спойлеры - 4
Салават Истамбаев
16.04, 15:11 5 2099
Несерьёзный удар по спамеру
Владимир Авденин
15.04, 07:16 3 2408
АЭС тысячелетия тому назад – 2
Сергей Яковлев
12.04, 15:38 7 3020
ФКРы открыли личико – 2
Добрило Мастеровой
09.04, 15:57 4 3722
Преодолевая барьеры на пути ИИ
Евгений Карант
09.04, 12:37 1 3654
Защита от новой схемы
Владимир Авденин
08.04, 10:29 4 3705
АЭС тысячелетия тому назад
Сергей Яковлев
05.04, 13:36 2 4142
Гром уже грянул
Аркадий Апумчик
04.04, 12:10 15 4971
Последний шанс Минстроя
Изумлённый Чиновник
03.04, 12:07 0 4372
ФКРы открыли личико
Добрило Мастеровой
02.04, 15:09 9 4527
Ударим малоэтажкой по демографии?
Рассерженный Строитель
02.04, 13:34 2 4314
Невозможное возможно?
Евгений Карант
01.04, 10:40 33 5756