Цементным заводам нужна защита!

Обсуждение: 1
4755
Дарья Мартынкина

Автор:

Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»

Что может привести к деградации отрасль, которая является в России системообразующей и обеспечивает страну стратегически значимым продуктом

Некоммерческой организацией Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» подготовлен очередной выпуск «Цементного обозрения» за март 2023 года. В своём комментарии к этому обозрению хочу обратить внимание читателей сайта на три фактора.

 

1. Рынок цемента характеризуется высокой конкуренцией из-за избытка цементных мощностей внутри страны и давления со стороны производителей цемента из-за рубежа.

Предприятия отрасли отличаются высокой капитало- и энергоёмкостью. Одна из особенностей цементной промышленности – необходимость регулярного проведения масштабных дорогостоящих ремонтных кампаний. Износ основных фондов, импортозависимость и постоянно повышающиеся требования к качеству цемента, его ассортименту, уровню промышленной и экологической безопасности требуют от производителей значительных инвестиций. При этом доля условно-постоянных затрат высока, так как средний уровень загрузки производств составляет в России не более 60%.

На протяжении длительного времени цена реализации цемента существенно отстаёт от роста его себестоимости и динамики индекса цен производителей промышленных товаров, не учитывает объёмы ремонтных и инвестиционных программ, которые проводились за собственные и кредитные средства, взятые под высокие проценты. Отсутствие возможности инвестировать в развитие производства в необходимых объёмах может привести к деградации отрасли, которая является системообразующей, обеспечивает страну стратегически значимым продуктом – цементом.

Неизбежный ежегодный рост себестоимости цемента связан с постоянным ростом цен (тарифов) на услуги естественных монополий и других регулируемых на федеральном и региональном уровнях ресурсов (газ, электроэнергия, железнодорожный тариф, ГСМ), а также цен на уголь.

Причины удорожания цемента в 2022 году (рост цен/тарифов, доля в себестоимости): газ (+8,5%, 13%), электроэнергия (+9%, 9%), железнодорожный тариф (+21,4%, 23%), сырьё (+17,5%, 5%), зарплата (+15%, 13%).

С января по март 2023 года рост затрат цементных предприятий – членов НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» – составил: на ремонт и техническое обслуживание оборудования – от 40% до 70%, на электроэнергию – от 12% до 22%, на газ – от 8,5%, на железнодорожные перевозки – от 10%, на заработную плату – до 30%. Общее увеличение себестоимости цемента – в среднем от 17% до 30%.

 

2. Главная особенность российского рынка цемента – он был и остаётся высококонкурентным.

Огромный профицит мощностей, транспортная доступность большинства регионов, активность зарубежных поставщиков – всё это заставляет бороться за каждого потребителя.

Идёт активный импорт цемента из Ирана, Казахстана и Беларуси, где цементные предприятия ещё и пользуются господдержкой. Поставщики и из Ирана, и из Беларуси намерены увеличивать поставки.

В 2022 году резкое увеличение импорта белорусского импорта совпало с сезонным спадом потребления цемента на российском рынке и изменило доли рынка других производителей цемента.

Если не принять соответствующих мер, то импорт может достичь критических 5-7-ми миллионов тонн в год, что может привести к вынужденному закрытию отечественных заводов по производству цемента.

В связи с увеличением объёма ввозимой на территорию Российской Федерации цементной продукции из третьих стран необходимо применение защитных мер в отношении отечественных производителей, в том числе предлагается обсудить возможность введения мер нетарифного регулирования импорта цемента.

 

3. Рост спроса на цемент может быть связан с увеличением объёмов строительства, а также с расширением областей применения цемента.

Например, перспективным направлением развития цементной отрасли является применение дорожного цементобетона и минеральных вяжущих в дорожном строительстве. Использование цементобетона позволяет обеспечить необходимую несущую способность оснований дорожных одежд, минимизировать затраты и сроки выполнения работ при строительстве и на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации автодорог. Пропускная способность дорожной сети вырастет и за счёт увеличения межремонтного периода: при тщательном соблюдении технологии на всех этапах строительства и эксплуатации – от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием – текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет.

Сегодня цементная отрасль способна в полной мере обеспечить страну высококачественными дорожными цементами, отвечающими требованиям соответствующих ГОСТов и адресных рецептур. Такие стройматериалы уже сертифицированы многими отечественными предприятиями, при грамотном долгосрочном планировании дорожных работ заводы смогут гарантировать своевременность поставок и стабильно высокое качество цемента.

 

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

10.05.23 в 16:20
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 1 оценке пользователя
САМ - АВТОР
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 4
Сергей Яковлев
08.11, 13:46 7 3390
Не умеешь? Научим!
Аркадий Апумчик
07.11, 12:16 6 3707
Попробуй тут поспи спокойно…
Владимир Авденин
06.11, 10:41 6 3912
Запомни это, юрист СРО!
Добрило Мастеровой
05.11, 09:06 6 4144
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 3
Сергей Яковлев
01.11, 14:00 21 4699
Дабы обойтись без стрессов
Евгений Карант
31.10, 11:59 4 4741
Замороженных не избежать
Владимир Авденин
31.10, 07:11 2 4553
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 2
Сергей Яковлев
25.10, 13:43 5 4594
Не самострой, а самостроище!
Инженер-строитель
24.10, 12:04 5 4735
Быть готовым к «Дрожи Земли»
Сергей Яковлев
18.10, 13:21 2 4621
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 3
Салават Истамбаев
17.10, 10:44 2 4660
Доходные МКД
Владимир Авденин
15.10, 12:17 2 6345
Об ограничении права члена СРО
Валерий Мозолевский
09.10, 10:39 8 4821