Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»
Некоммерческой организацией Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» подготовлен очередной выпуск «Цементного обозрения» за март 2023 года. В своём комментарии к этому обозрению хочу обратить внимание читателей сайта на три фактора.
Предприятия отрасли отличаются высокой капитало- и энергоёмкостью. Одна из особенностей цементной промышленности – необходимость регулярного проведения масштабных дорогостоящих ремонтных кампаний. Износ основных фондов, импортозависимость и постоянно повышающиеся требования к качеству цемента, его ассортименту, уровню промышленной и экологической безопасности требуют от производителей значительных инвестиций. При этом доля условно-постоянных затрат высока, так как средний уровень загрузки производств составляет в России не более 60%.
На протяжении длительного времени цена реализации цемента существенно отстаёт от роста его себестоимости и динамики индекса цен производителей промышленных товаров, не учитывает объёмы ремонтных и инвестиционных программ, которые проводились за собственные и кредитные средства, взятые под высокие проценты. Отсутствие возможности инвестировать в развитие производства в необходимых объёмах может привести к деградации отрасли, которая является системообразующей, обеспечивает страну стратегически значимым продуктом – цементом.
Неизбежный ежегодный рост себестоимости цемента связан с постоянным ростом цен (тарифов) на услуги естественных монополий и других регулируемых на федеральном и региональном уровнях ресурсов (газ, электроэнергия, железнодорожный тариф, ГСМ), а также цен на уголь.
Причины удорожания цемента в 2022 году (рост цен/тарифов, доля в себестоимости): газ (+8,5%, 13%), электроэнергия (+9%, 9%), железнодорожный тариф (+21,4%, 23%), сырьё (+17,5%, 5%), зарплата (+15%, 13%).
С января по март 2023 года рост затрат цементных предприятий – членов НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» – составил: на ремонт и техническое обслуживание оборудования – от 40% до 70%, на электроэнергию – от 12% до 22%, на газ – от 8,5%, на железнодорожные перевозки – от 10%, на заработную плату – до 30%. Общее увеличение себестоимости цемента – в среднем от 17% до 30%.
Огромный профицит мощностей, транспортная доступность большинства регионов, активность зарубежных поставщиков – всё это заставляет бороться за каждого потребителя.
Идёт активный импорт цемента из Ирана, Казахстана и Беларуси, где цементные предприятия ещё и пользуются господдержкой. Поставщики и из Ирана, и из Беларуси намерены увеличивать поставки.
В 2022 году резкое увеличение импорта белорусского импорта совпало с сезонным спадом потребления цемента на российском рынке и изменило доли рынка других производителей цемента.
Если не принять соответствующих мер, то импорт может достичь критических 5-7-ми миллионов тонн в год, что может привести к вынужденному закрытию отечественных заводов по производству цемента.
В связи с увеличением объёма ввозимой на территорию Российской Федерации цементной продукции из третьих стран необходимо применение защитных мер в отношении отечественных производителей, в том числе предлагается обсудить возможность введения мер нетарифного регулирования импорта цемента.
Например, перспективным направлением развития цементной отрасли является применение дорожного цементобетона и минеральных вяжущих в дорожном строительстве. Использование цементобетона позволяет обеспечить необходимую несущую способность оснований дорожных одежд, минимизировать затраты и сроки выполнения работ при строительстве и на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации автодорог. Пропускная способность дорожной сети вырастет и за счёт увеличения межремонтного периода: при тщательном соблюдении технологии на всех этапах строительства и эксплуатации – от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием – текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет.
Сегодня цементная отрасль способна в полной мере обеспечить страну высококачественными дорожными цементами, отвечающими требованиям соответствующих ГОСТов и адресных рецептур. Такие стройматериалы уже сертифицированы многими отечественными предприятиями, при грамотном долгосрочном планировании дорожных работ заводы смогут гарантировать своевременность поставок и стабильно высокое качество цемента.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
10.05.23 в 16:20
Если спрос будет расти, то цена ещё возрастёт.