Цементным заводам нужна защита!

Обсуждение: 1
4775
Дарья Мартынкина

Автор:

Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»

Что может привести к деградации отрасль, которая является в России системообразующей и обеспечивает страну стратегически значимым продуктом

Некоммерческой организацией Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» подготовлен очередной выпуск «Цементного обозрения» за март 2023 года. В своём комментарии к этому обозрению хочу обратить внимание читателей сайта на три фактора.

 

1. Рынок цемента характеризуется высокой конкуренцией из-за избытка цементных мощностей внутри страны и давления со стороны производителей цемента из-за рубежа.

Предприятия отрасли отличаются высокой капитало- и энергоёмкостью. Одна из особенностей цементной промышленности – необходимость регулярного проведения масштабных дорогостоящих ремонтных кампаний. Износ основных фондов, импортозависимость и постоянно повышающиеся требования к качеству цемента, его ассортименту, уровню промышленной и экологической безопасности требуют от производителей значительных инвестиций. При этом доля условно-постоянных затрат высока, так как средний уровень загрузки производств составляет в России не более 60%.

На протяжении длительного времени цена реализации цемента существенно отстаёт от роста его себестоимости и динамики индекса цен производителей промышленных товаров, не учитывает объёмы ремонтных и инвестиционных программ, которые проводились за собственные и кредитные средства, взятые под высокие проценты. Отсутствие возможности инвестировать в развитие производства в необходимых объёмах может привести к деградации отрасли, которая является системообразующей, обеспечивает страну стратегически значимым продуктом – цементом.

Неизбежный ежегодный рост себестоимости цемента связан с постоянным ростом цен (тарифов) на услуги естественных монополий и других регулируемых на федеральном и региональном уровнях ресурсов (газ, электроэнергия, железнодорожный тариф, ГСМ), а также цен на уголь.

Причины удорожания цемента в 2022 году (рост цен/тарифов, доля в себестоимости): газ (+8,5%, 13%), электроэнергия (+9%, 9%), железнодорожный тариф (+21,4%, 23%), сырьё (+17,5%, 5%), зарплата (+15%, 13%).

С января по март 2023 года рост затрат цементных предприятий – членов НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» – составил: на ремонт и техническое обслуживание оборудования – от 40% до 70%, на электроэнергию – от 12% до 22%, на газ – от 8,5%, на железнодорожные перевозки – от 10%, на заработную плату – до 30%. Общее увеличение себестоимости цемента – в среднем от 17% до 30%.

 

2. Главная особенность российского рынка цемента – он был и остаётся высококонкурентным.

Огромный профицит мощностей, транспортная доступность большинства регионов, активность зарубежных поставщиков – всё это заставляет бороться за каждого потребителя.

Идёт активный импорт цемента из Ирана, Казахстана и Беларуси, где цементные предприятия ещё и пользуются господдержкой. Поставщики и из Ирана, и из Беларуси намерены увеличивать поставки.

В 2022 году резкое увеличение импорта белорусского импорта совпало с сезонным спадом потребления цемента на российском рынке и изменило доли рынка других производителей цемента.

Если не принять соответствующих мер, то импорт может достичь критических 5-7-ми миллионов тонн в год, что может привести к вынужденному закрытию отечественных заводов по производству цемента.

В связи с увеличением объёма ввозимой на территорию Российской Федерации цементной продукции из третьих стран необходимо применение защитных мер в отношении отечественных производителей, в том числе предлагается обсудить возможность введения мер нетарифного регулирования импорта цемента.

 

3. Рост спроса на цемент может быть связан с увеличением объёмов строительства, а также с расширением областей применения цемента.

Например, перспективным направлением развития цементной отрасли является применение дорожного цементобетона и минеральных вяжущих в дорожном строительстве. Использование цементобетона позволяет обеспечить необходимую несущую способность оснований дорожных одежд, минимизировать затраты и сроки выполнения работ при строительстве и на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации автодорог. Пропускная способность дорожной сети вырастет и за счёт увеличения межремонтного периода: при тщательном соблюдении технологии на всех этапах строительства и эксплуатации – от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием – текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет.

Сегодня цементная отрасль способна в полной мере обеспечить страну высококачественными дорожными цементами, отвечающими требованиям соответствующих ГОСТов и адресных рецептур. Такие стройматериалы уже сертифицированы многими отечественными предприятиями, при грамотном долгосрочном планировании дорожных работ заводы смогут гарантировать своевременность поставок и стабильно высокое качество цемента.

 

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

10.05.23 в 16:20
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 1 оценке пользователя
САМ - АВТОР
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
20.12, 13:36 1 794
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 4
Салават Истамбаев
19.12, 15:06 2 1076
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
13.12, 14:04 1 2275
Памяти Зодчего
Наталья Доценко
12.12, 07:14 1 3070
Ох, уж эти особые BIM-сущности!
Евгений Карант
10.12, 12:20 3 3061
Поможем молодым «стать на крыло»
Николай Капинус
10.12, 10:24 17 3246
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
06.12, 12:09 3 3711
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
05.12, 16:11 7 4213
СРО vs Смерть. Поединок продолжается
Аркадий Апумчик
05.12, 12:07 4 4025
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
04.12, 15:04 5 4410
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
03.12, 15:11 7 4613
А дальше без пиратов и паразитов!
Евгений Карант
03.12, 12:04 3 4544
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
02.12, 15:08 6 4780
СРО к ногтю!
Инженер-строитель
29.11, 15:09 36 5407