Цементным заводам нужна защита!

Обсуждение: 1
3931
Дарья Мартынкина

Автор:

Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»

Что может привести к деградации отрасль, которая является в России системообразующей и обеспечивает страну стратегически значимым продуктом

Некоммерческой организацией Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» подготовлен очередной выпуск «Цементного обозрения» за март 2023 года. В своём комментарии к этому обозрению хочу обратить внимание читателей сайта на три фактора.

 

1. Рынок цемента характеризуется высокой конкуренцией из-за избытка цементных мощностей внутри страны и давления со стороны производителей цемента из-за рубежа.

Предприятия отрасли отличаются высокой капитало- и энергоёмкостью. Одна из особенностей цементной промышленности – необходимость регулярного проведения масштабных дорогостоящих ремонтных кампаний. Износ основных фондов, импортозависимость и постоянно повышающиеся требования к качеству цемента, его ассортименту, уровню промышленной и экологической безопасности требуют от производителей значительных инвестиций. При этом доля условно-постоянных затрат высока, так как средний уровень загрузки производств составляет в России не более 60%.

На протяжении длительного времени цена реализации цемента существенно отстаёт от роста его себестоимости и динамики индекса цен производителей промышленных товаров, не учитывает объёмы ремонтных и инвестиционных программ, которые проводились за собственные и кредитные средства, взятые под высокие проценты. Отсутствие возможности инвестировать в развитие производства в необходимых объёмах может привести к деградации отрасли, которая является системообразующей, обеспечивает страну стратегически значимым продуктом – цементом.

Неизбежный ежегодный рост себестоимости цемента связан с постоянным ростом цен (тарифов) на услуги естественных монополий и других регулируемых на федеральном и региональном уровнях ресурсов (газ, электроэнергия, железнодорожный тариф, ГСМ), а также цен на уголь.

Причины удорожания цемента в 2022 году (рост цен/тарифов, доля в себестоимости): газ (+8,5%, 13%), электроэнергия (+9%, 9%), железнодорожный тариф (+21,4%, 23%), сырьё (+17,5%, 5%), зарплата (+15%, 13%).

С января по март 2023 года рост затрат цементных предприятий – членов НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» – составил: на ремонт и техническое обслуживание оборудования – от 40% до 70%, на электроэнергию – от 12% до 22%, на газ – от 8,5%, на железнодорожные перевозки – от 10%, на заработную плату – до 30%. Общее увеличение себестоимости цемента – в среднем от 17% до 30%.

 

2. Главная особенность российского рынка цемента – он был и остаётся высококонкурентным.

Огромный профицит мощностей, транспортная доступность большинства регионов, активность зарубежных поставщиков – всё это заставляет бороться за каждого потребителя.

Идёт активный импорт цемента из Ирана, Казахстана и Беларуси, где цементные предприятия ещё и пользуются господдержкой. Поставщики и из Ирана, и из Беларуси намерены увеличивать поставки.

В 2022 году резкое увеличение импорта белорусского импорта совпало с сезонным спадом потребления цемента на российском рынке и изменило доли рынка других производителей цемента.

Если не принять соответствующих мер, то импорт может достичь критических 5-7-ми миллионов тонн в год, что может привести к вынужденному закрытию отечественных заводов по производству цемента.

В связи с увеличением объёма ввозимой на территорию Российской Федерации цементной продукции из третьих стран необходимо применение защитных мер в отношении отечественных производителей, в том числе предлагается обсудить возможность введения мер нетарифного регулирования импорта цемента.

 

3. Рост спроса на цемент может быть связан с увеличением объёмов строительства, а также с расширением областей применения цемента.

Например, перспективным направлением развития цементной отрасли является применение дорожного цементобетона и минеральных вяжущих в дорожном строительстве. Использование цементобетона позволяет обеспечить необходимую несущую способность оснований дорожных одежд, минимизировать затраты и сроки выполнения работ при строительстве и на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации автодорог. Пропускная способность дорожной сети вырастет и за счёт увеличения межремонтного периода: при тщательном соблюдении технологии на всех этапах строительства и эксплуатации – от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием – текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет.

Сегодня цементная отрасль способна в полной мере обеспечить страну высококачественными дорожными цементами, отвечающими требованиям соответствующих ГОСТов и адресных рецептур. Такие стройматериалы уже сертифицированы многими отечественными предприятиями, при грамотном долгосрочном планировании дорожных работ заводы смогут гарантировать своевременность поставок и стабильно высокое качество цемента.

 

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

10.05.23 в 16:20
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 1 оценке пользователя
САМ - АВТОР
Что ж это за «зверь» такой – техзаказчик?!
Удивлённый саморегулятор
19.05, 13:30 8 2562
В должниках осталось только семеро
Виктор Правдин
15.05, 15:02 4 2998
ФКР играет вдолгую
Добрило Мастеровой
12.05, 13:24 7 3693
Цементным заводам нужна защита!
Дарья Мартынкина
10.05, 16:20 1 3931
Добровольно на выход из членов?
Добрило Мастеровой
03.05, 12:42 13 4685
Исправить то, что исправлять… не нужно?!
Александра Белоус
02.05, 10:25 7 4458
Честь имею возразить
Елена Францева
21.04, 18:16 5 4715
Добро пожаловать в реальность!
Инженер-строитель
20.04, 13:22 2 4375
Взаимопомощь – дело добровольное
Рассерженный Строитель
20.04, 10:26 10 4472
Очередной облом с ФКР-уловками
Добрило Мастеровой
18.04, 16:20 1 4447
Неотработанным авансом по компфондам
Добрило Мастеровой
13.04, 15:11 17 4801
Эти факторы нельзя забывать!
Инна Сонина
10.04, 10:32 1 4637
«Чертова дюжина» АПРО
Виктор Правдин
07.04, 07:17 4 4442
Техрегламент, который объединяет
Аркадий Апумчик
06.04, 07:18 0 4348