Юрист, эксперт РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования»
В профессиональном сообществе вновь обсуждают вопрос, как выстраивать взаимоотношения саморегулируемых организаций с их членами, заключающими договора подряда, содержащими государственную тайну. Это понятно – приближается время отчётов, и все законопослушные участники рынка хотят всё сделать правильно и по закону.
Одним из принципиальных моментов является информация о цене контракта договоров подряда, заключённых на конкурентной основе. Должны ли члены СРО сообщать об этом, а СРО требовать с них эту информацию в соответствии с Градостроительным законодательством? Ведь, если его игнорировать, то к строительным компаниям могут применить санкции вплоть до исключения из рядов СРО. А как же закон о гостайне?
В этой связи весьма показательной оказалась позиция Минстроя России, который фактически предлагает не обращать внимание на «такие мелочи», как гостайна. В частности, в разъяснении заместителя руководителя правого департамента Татьяны Барминой говорится следующее:
…В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Исходя из положений статьи 5 Закона 5485-1, информация о цене контракта не относится к сведениям, составляющим государственную тайну…
По моему глубокому убеждению, такой поверхностный подход к трактованию закона ошибочен. Строительным организациям нельзя передавать сведения из госконтракта с шифром секретности любые сведения, в том числе, о цене контракта, поскольку это составляет государственную тайну! И если не Минстрой России принял решение о засекречивании госконтракта, то сообщать сведения из него нельзя другим лицам, даже, если в правовом департаменте этого уважаемого ведомства считают по-другому.
Мнение госпожи Барминой, изложенное на официальном бланке Минстроя России, основано, по моему мнению, на ошибочном толковании норм права. Надо внимательно читать Федеральный закон «О государственной тайне», там всё изложено. Рассекретить такие сведения может только то лицо, которое эти сведения засекретило.
Кроме того, если информация о цене контракта становится доступной, то становятся известными и объёмы гособоронзаказа, о которых специально говорится в девятой статье закона «О государственной тайне», и которые являются секретными.
В наше время это серьёзный промах. Уважаемая Татьяна Николаевна фактически подстрекает совершать нарушение закона и раскрывать секретные сведения. Уверен, что государственный чиновник не вправе такое мнение рекомендательного характера высказывать на официальном бланке, зарегистрированном в Минстрое. Если человек такой неграмотный и некомпетентный, может быть, он занимает не своё место? Строители могут воспринять обнародованную позицию должностного лица, как руководство к действию, и получить себе неприятности.
Действительно, проблема возникла. Несоответствие Градостроительного законодательства и закона о гостайне. Согласно главе 6.1 Градостроительного кодекса РФ и иным нормативно-правовым актам в указанной сфере, саморегулируемая организация строителей осуществляет контроль за своими членами, а также несёт имущественную ответственность из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по статье 60.1 ГрК РФ перед государственными заказчиками и иными организациями с государственным участием.
При этом СРО обязаны осуществлять контроль за своими членами, в том числе, по государственным контрактам, имеющим гриф секретности. И в Минстрое не видят ничего зазорного в том, чтобы придать информацию о цене контрактов гласности в подобных случаях. По моему глубокому убеждению, так поступать нельзя. Безопасность страны – это не пустой звук. Конечно же, законы надо в кратчайшие сроки привести к соответствию. Но пока это не урегулировано, мы должны уберечь строителей от ошибок, к которым их толкает правовой департамент Минстроя…
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
18.01.22 в 15:47
Ух ты ж! Бармина выбрала минутку в своём загруженном графике и подиагонале прочла закон о гостайне... Круть!
Что по этому поводу думает ФСБ, в компетенцию которой входит принятие мер по нераскрытию сведений, составляющих гостайну? Если кто-нибудь уже обратился с запросом в эту уважаемую организацию, дайте знать.
"Хорошо, что не мне отвечать, если вдруг что" - подумала Татьяна Николаевна и поставила свою подпись под разъяснением....
Спасибо автору! Полностью разделяю его позицию
Информация требует максимального распространения.
В связи с этим необходимо:
1. Положения статьи 5 Закона 5485-1, о том, что информация о цене контракта не относится к сведениям, составляющим государственную тайну дополнить словами «кроме информации о цене контракта по государственным контрактам, имеющим гриф секретности»
2. Положения главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ и иных нормативно-правовым актам в указанной сфере, о том, что саморегулируемая организация строителей осуществляет контроль за своими членами, а также несёт имущественную ответственность из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по статье 60.1 ГрК РФ перед государственными заказчиками и иными организациями с государственным участием дополнить словами « в соответствии с законодательством о государственной тайне»