Директор Ассоциации «СРО «Строители Ленинградской области», кандидат экономических наук
Не секрет, что на протяжении последних лет финансовая система страны формировалась за счёт средств внешних источников. Допущенная ранее зависимость от внешних факторов и стагнация базовых отраслей экономики за счёт открытости финансового рынка и доминирования нерезидентов в экономике, в том числе в строительстве, в силу определённых обстоятельств привели к оттоку ресурсов и контролю за экономикой страны с позиций прав собственности из-за рубежа государства.
Сгладить такие условия, влияющих на активность строительных организаций, необходимо и, конечно же, возможно. Уже сегодня мы видим, как создаются ситуации, для выхода экономики страны на траекторию устойчивого программируемого роста за счёт государственной политики программно-целевого стратегического управления. При отдельных инициативах, позволяющих чётко понимать где и как наращивать производство, создаются новые промышленные кластеры.
Однако, даже когда упрощаются процедуры подготовки и согласования проектов генеральных планов, в том числе общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам генпланов, правилам землепользования и застройки, планировки и межевания территорий, без должного оформления и детализации плана социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, нигде не видно внятного стратегического как минимум, десятилетнего плана такого развития, который определит горизонт с точки зрения инвестиций, пространственно-временных событий как прогресс. В свою очередь, тактический план, обеспечит представление о текущем росте производства в течение финансового периода (периодов) от одного до пятилетнего.
Одновременно с этим, обеспечение суверенитета финансово-экономической системы страны и её базовых отраслей экономики позволит в кратчайший срок восстановить рост производства.
Очевидно, что в такой ситуации видится целесообразным использование положительного монетаристского опыта, имеющегося у «экономически развитых стран мира», где и по сей день в условиях жесточайшего кризиса действуют в реальном выражении нулевые процентные ставки (встречаются даже отрицательные), благодаря чему эти страны стояли на «длинной волне роста». Конечно, на такой рост политические диверсанты и недоумки, типа Клауса (пер. с нем. – «отмычка») Шваба, Жозепа Борреля (французская и каталанская фамилия) или Иосифа Бидина, и прочие проходимцы, как герои уходящего либерального мира, распространяющие «развитие так называемого инклюзивного сообщества», пытаются отрицательно регулировать демографию народов и стран, создают кризис стоимости жизни человека, которому быть образованным и здоровым уже неприлично, и влияют очень сильно.
Наращивание денежной массы, установление нулевых процентных ставок, агрессивное бюджетное стимулирование вредно, – создаются нулевые капиталы и раздутые активы. Но по существу действующая у них до этого безграничная кредитная экспансия при практически отсутствующей инфляции, позволяла реализовывать в кратчайшие сроки освоение новых технологий в экономике, в том числе любых фантазий при промышленном и гражданском строительстве.
Нечто подобное необходимо реализовать и нам в России, но не безумно копируя по шаблону западные наработки, а используя исключительно свой накопленный десятилетиями опыт структурного стратегического управления, используя современные механизмы, в том числе с использованием института саморегулирования в строительстве как муниципально-частно-государственное партнёрство.
В современных условиях строительной отрасли нужны доступные «дешёвые» кредитные ресурсы с использованием принципиально новых инструментов их расширения, путём создания системы отраслевого кредитования с возможностью осуществления контроля за целевым использованием средств, позволяющим восполнить оборотный капитал, загрузить простаивающие производственные мощности (по экспертным данным Росстата, оценка загрузка основных фондов в строительном производстве составляет не более 57%), тем самым, увеличить эффективность строительного производства, искоренить проблему обманутых дольщиков и неэффективность использования средств фондов капитального ремонта многоквартирного хозяйства.
Действующая редакция Градостроительного кодекса РФ, особенно в части саморегулирования в строительстве, не в полной мере удовлетворяют сложившимся потребностям в части улучшения правового регулирования деятельности СРО.
Например, декларирование повышения качества и безопасности, без регулирования в достаточной мере конкурентоспособности российского строительного производства через систему строительного саморегулирования не учитывает аспекты потенциальных возможностей организационной деятельности как самих СРО, определяющих приоритеты, полномочия, функции и направления деятельности гармонично интегрированные в градостроительные правоотношения, так и их (некоммерческих организаций – строительных саморегулируемых союзов и ассоциаций) взаимодействия с уполномоченным органом исполнительной власти в лице Ростехнадзора. Конечно же, Национальное объединение строителей хоть и само выступает регулятором в отношениях со своими членами, но к исключительной цели повышения качества и безопасности в строительстве посредством управления реестром специалистов и членов СРО такой уважаемой организации продвинуться сложно.
Также актуален вопрос об отсутствии в действующей редакции ГрК РФ определения формы общественных финансов аккумулированных саморегулируемыми организациями в виде «компенсационных фондов» с соответствующим порядком его формирования, учёта и использования, в том числе на цели соответствующие методологии саморегулирования.
Решение данной задачи позволит улучшить ситуацию в стране с «долгостроями», в полной мере устранит проблему обманутых дольщиков на территории России, кардинально улучшит ситуацию на рынке капитального ремонта объектов многоквартирного хозяйства, поскольку только саморегулируемая организация может реально:
а) установить меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований стандартов и правил и запрет на осуществление деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности;
б) препятствовать недобросовестной конкуренции и совершению действий, причиняющих моральный вред и ущерб потребителям товаров и деловой репутации непосредственно самой саморегулируемой организации и её членам;
в) мотивировать субъекты предпринимательской деятельности в строительстве более ответственнее относиться к кадровой политике, организации качественного и эффективного труда.
Влияние муниципально-частно-государственного партнёрства необходимо распространить и на действующую систему ценообразования в строительстве, что позволит реализовать качественный скачок производительности труда в строительном производстве, снизить себестоимость, качественно отрегулировать ценообразование. Объективности ради, здесь необходимо подчеркнуть, что очень многое для этого уже сделано и делается.
Качественное регулирование ценообразования строительного производства – основа конкурентоспособности российской экономики, позволяющее в жёстких современных монетаристских условиях влиять на достижение высокой конкурентоспособности российской экономики и её модернизации. Эта масштабная национальная задача стратегического характера, реализация которой c использованием системы саморегулирования, – поставит страну в ряд наиболее экономически развитых стран.
Если подумать и решиться на то, что в настоящее время имеется достаточно большой потенциал для развития системы саморегулирования, а имеющиеся конструктивные предложения и вовсе не реализованы, то следует через текущие результаты последних двух лет сосредоточить внимание ещё на следующее.
При внимательном рассмотрении вопросов актуализации системы независимой оценки квалификации, в настоящий момент назрела необходимость с использованием сил профессионального сообщества:
– абсолютно новый, модернизированный Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства логически увязанный с государственными элементными сметными нормами (ГЭСН);
– минимальные требования к допуску для выполнения нового Перечня видов работ влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
– право наделения строительных организаций выполнения ими соответствующих видов работ, включая субподрядчиков;
– систему допуска организаций на строительные площадки и подтверждения их квалификации.
– все члены СРО будут проходить процедуру подтверждения компетенций и способности качественно выполнять конкретные виды работ, на которые у них открыт допуск, при положительном результате будет реализовано право выхода на открытый рынок или конкурентные процедуры;
– СРО, подтвердившее способность своего члена выполнить соответствующие виды и объёмы работ будет нести конкретную определенную ответственность за исполнение договоров и будет являться в этом механизме третьей стороной, что позволит ей реально включиться в контроль исполнения обязательств;
– если СРО не подтвердила компетентность своего члена, а заказчик заключил с этой организацией договор, то СРО ответственности не несёт.
Такая практика будет способствовать значительному повышению роли и значимости системы саморегулирования и позволит решить в России масштабную национальную задачу стратегического характера.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
12.09.23 в 13:33
Градостроительный кодекс проще порвать, выбросить, и написать новый.....
"если СРО не подтвердила компетентность своего члена, а заказчик заключил с этой организацией договор, то СРО ответственности не несёт." - еще бы это судьям доказать.....
Ну если это будет прописано....
Интересно. А зачем тогда проверки СРО, если ещё нужно какое-то "подтверждение компетентности"?
Есть требования к члену СРО. Есть проверка. Нарушений нет? Значит, компетентен выполнять любые работы, которые указаны в ЕРЧСРО.
Я не об этом. СРО приостановило право по причине несоответствия члена СРО. А в момент приостановленного права заказчик заключает контракт. Я согласна что СРо не дожлно нести ответственность и риски в таком случае полностью легли на заказчика. Однако наши суды трактуют банально просто: раз член СРО, все СРО обязано заплатить за своего члена. Вот я о чем...
Ну, милочка, тогда яснее выражайте свои мысли. Это же совсем иная ситуация...
Здесь такие понятия, из которых я половину не понимаю...
А у меня вопросы простые.
1. Каков суммарный размер выплат из компенсационных фондов возмещения вреда всех действующих СРО на 01 января 2023 года в порядке регресса застройщикам, которые в свою очередь выплатили возмещение вреда строителям, пострадавшим на их незавершенных строительных объектах?
2. Почему Нострой не ведет такую статистику? Или я плохо искал на сайте Ностроя?
3. У кого есть такая статистика или ссылка на неё?
На мои вопросы в предыдущем комментарии никто не ответил...
Если бы редакция гарантировала опубликование на этом сайте, то я написал бы статью
под условным названием:
"Почему систему саморегулирования в сфере строительства следует отменить".
По срокам, где-то, конец ноября - очень занят...
В личном кабинете есть функция создания статьи. Я думаю, что если статья будет аргументированная и не будет содержать ненормативной лексики, то её опубликуют.
Конечно, я приведу свои доводы, и воздержусь от обсценной лексики, хотя хотелось бы...
Не хотелось бы писать в стол...