Член Президентского совета СРО "Союз психотерапевтов и психологов", психолог, руководитель сервиса психологической поддержки трудовых коллективов
По просьбе редакции За-Строй.РФ я сделал обзор материалов из зарубежных источников на тему психологического воздействия архитектурного проектирования. Предлагаю ознакомиться с результатом моей работы читателям сайта.
***
Взаимодействие между архитектурным проектированием и психологией человека значимо, но остаётся в значительной степени незамеченным или даже игнорируемым как в индустрии проектирования, так и за её пределами. Более того, взаимосвязь между архитектурой и психологией не только косвенная, но и двунаправленная. С одной стороны, успешный дизайн оказывает явное психологическое и физиологическое воздействие. С другой стороны, психология, человеческий опыт и функция наших неврологических систем – всё это играет важную роль в том, что мы воспринимаем как успешный дизайн.
Архитектура зародилась как средство защиты, как убежище от окружающей среды. Постепенно она превратилась в форму искусства, в которую были введены субъективность, творчество и красота. Сегодня мы наблюдаем, как архитектура снова развивается, на этот раз из формы искусства в предмет психологического исследования и целенаправленной реализации, ориентированной на психологическое благополучие. Изучение психологических эффектов архитектурного и интерьерного дизайна важно из-за их огромного влияния на эмоциональное и психологическое благополучие людей.
Чтобы понять, как архитектурный дизайн и дизайн интерьера влияют на психологию людей, важно сначала понять, по крайней мере на базовом уровне, психологическое воздействие определённых стимулов на человеческий мозг.
Наслаждение – это чувство счастья, удовлетворения и удовольствия. Однако способы, которыми может быть достигнуто это чувство, являются субъективными и эволюционировали по мере того, как наши интересы как людей развивались, и наши доступные ресурсы изменялись.
Поскольку стресс стал таким заметным фактором в современной жизни, а последствия стресса для здоровья теперь хорошо известны, для борьбы с ним используются такие стратегии, как психологическая терапия, медитация, наркотики и многое другое. Хотя существует много противоречивых мнений о том, какой из вышеперечисленных методов наиболее эффективен, все согласны с тем, что снижение стресса, по крайней мере, до некоторой степени возможно. Здесь чрезвычайно актуальны архитектурный дизайн и дизайн интерьера, а также их положительное психологическое воздействие.
Архитектурный стиль со временем эволюционировал по мере того, как менялись предпочтения широкой публики и открывались новые материалы и строительные процессы. Некоторые стили были модой, которая быстро приходила и уходила, в то время как другие выдержали испытание временем и существовали веками, даже оказывая влияние на современную архитектуру сегодня.
Что отличает сохранившиеся архитектурные стили от уже несуществующих? Считается, что «красивое» здание состоит из трёх компонентов: формы, удобства и красоты. Хотя слово «красивый» в своей основе субъективно, чувство, связанное с ним, универсально. Видя то, что мы определяем, как прекрасное, мы испытываем удовольствие. Чувство удовольствия является результатом выброса окситоцина и эндорфинов в наш мозг. Если единственная цель зданий – форма или место, где люди могут просто собираться для какой-то конкретной цели, почему тогда у них будет возможность положительно влиять на нас физиологически? Опять же, ответ основан на эволюции.
Здания, доставляющие нам чувство удовольствия, – это те здания, которые включают архитектурные элементы, которые наш мозг распознаёт как имеющие характеристики, аналогичные тем местам, которые помогали нашим предкам выжить. Таким образом, важно определить, какие конкретные характеристики или паттерны наш мозг ассоциирует с этими атрибутами выживания и почему.
Модели (шаблоны, паттерны) уже давно являются предметом человеческого любопытства, и мы успешно адаптировали их для использования в нашей способности планировать наперёд. Наш мозг распознаёт закономерности несколькими способами. Первый, известный как сопоставление признаков, заключается в том, что входящая информация о шаблоне разбивается мозгом на части, которые затем сравниваются одна за другой с частями ранее сохраненного шаблона. Сопоставление прототипа похоже на сопоставление признаков, за исключением того, что наш мозг не сопоставляет входящий шаблон с сохраненным шаблоном, он пытается связать входящую информацию с определёнными характеристиками известного прототипа. Человеческий мозг так долго использовал распознавание образов как форму выживания, что стало чем-то, что мы подсознательно делаем ежедневно.
Хотя ваше сознание может не осознавать, что чувства, которые он испытывает, вызваны закономерностью или отсутствием таковой, наша физиологическая система действительно приводит к той же симпатической или парасимпатической реакции, которую испытывали наши предки.
Важность рисунка выходит за рамки способности распознать буквально что-то вроде жилища или дома. Это также важно из-за своей эстетической реакции на красивую архитектуру. Образец в архитектуре часто называют ритмом. Это то, что заставляет взгляд перемещаться от одной фокусной точки к другой (например, от одной части комнаты или дома к другой). Он не только привлекает внимание, но и способствует красоте объекта (дома или комнаты).
В архитектурном мире есть четыре категории ритмов: чередование, повторение контрастирующей пары; прогрессия, увеличение или уменьшение размера элемента в шаблоне; повторение, непрерывное повторение одного элемента; и переход – использование линии, по которой глаз может непрерывно следовать от одной точки к другой.
Мы считаем, что здания, которые включают в себя определённые эстетически приятные узоры или ритмы, более красивы, потому что наш мозг обусловлен эволюцией, чтобы связывать эти узоры с безопасностью, благополучием и выживанием.
Как отмечалось ранее, такое восприятие приводит к высвобождению окситоцина, эндорфинов, что приводит к ощущению удовольствия. Это, в свою очередь, помогает восстановить наше тело, иммунную систему, теломеры клеток и так далее, что полезно как для психического, так и для физического здоровья. Имея эту информацию в качестве фона, мы теперь можем понять архитектурный успех некоторых исторических зданий.
Многие из зданий, получивших наибольшее признание критиков, были построены по образцам, имитирующим естественную среду, из которой мы пришли. Храм Святого Семейства, спроектированный Антонио Гауди, – экстравагантный собор, расположенный в Барселоне, Испания. Строительство началось в 1882 году, но, поскольку детали здания настолько изысканные, предполагается, что здание не будет полностью завершено до 2026 года.
Вдохновением для собора Гауди послужил лес и множество деревьев, из которых он состоит. При входе в собор человека встречают сотни колонн высотой 78 футов, которые разветвляются на вершинах и сходятся в потолке и друг в друге, как переплетающиеся ветви навесов деревьев.
Национальный театр Тайчжун, расположенный на Тайване, спроектированный Тойо Ито, напоминает естественное образование скал. Современный стиль здания, его мягкие округлые изгибы и использование нейтральных землистых тонов призваны показать скалы в их естественной обстановке.
Проект Эдем в Корнуолле, Англия, состоит из нескольких прозрачных куполов, в которых обитают самые разные растения. Архитектор Николас Гримшоу черпал вдохновение в пузырьках, благодаря которым полупрозрачные купола легко сосуществовали с окружающей природой. Все три здания известны своей красотой.
Одна из основных причин, по которой мы воспринимаем эти здания как красивые, заключается в том, что наш мозг обрабатывает сенсорную информацию, которую он получает от них, и соотносит её с закономерностями, которые ранее доказали свою эволюционную полезность в природе. Тем не менее, поскольку это распознавание образов происходит на подсознательном уровне, большинство зрителей не осознают нейропсихологические и физиологические основы восприятия этого чувства прекрасного. Такая же физиологическая реакция может произойти, даже если сходство здания с окружающей средой не так очевидно, как в приведённых выше примерах.
Способность архитектуры и дизайна воздействовать на наши эмоции сложнее, чем архитектура, просто имитирующая природу. Типы шаблонов, используемых в дизайне, также играют важную роль в нашем восприятии. В частности, здания, которые большинством людей считаются красивыми, демонстрируют вариации определённого вида узора, известного как сетка из девяти квадратов.
Сетка из девяти квадратов – не недавно открытое архитектурное явление. Древние азиатские культуры использовали его, поскольку считали его имеющим космологическое значение. На Ближнем Востоке считается, что он олицетворяет изначальную и совершенную форму, и он широко использовался в эпоху Возрождения и неоклассицизма. Корневой образец сетки из девяти квадратов состоит из сетки 3 x 3 с централизованным пространством (средний квадрат), окруженным внешней зоной (внешние 8 квадратов). Однако, поскольку люди по своей природе видят закономерности в большинстве вещей, существует множество вариаций сетки из девяти квадратов, которые производят тот же эффект. Это связано с тем, что сетка из девяти квадратов – это не столько сами квадраты, сколько разделение пространства, которое создаёт квадраты.
Шаблон можно применить ко всему: от планов городов до экстерьеров зданий и поэтажных планов. Центр сетки из девяти квадратов был использован в плане квартала Барселоны, а также базилики Святого Петра в Риме, которая использует центр сетки из девяти квадратов, а также четыре угловых квадрата. Греческий Парфенон, Римский Пантеон и Тадж-Махал в Индии также являются примерами сетки из девяти квадратов. Эти здания являются важными ориентирами как из-за их общепризнанной красоты, так и из-за того, что они выдержали испытание временем, как физически, так и метафорически.
Парфенон находится в Афинах (Греция), и был построен между 447-м и 432-м годами до нашей эры так, чтобы смотреть на него только снаружи, и зрители могли заглянуть внутрь только через внешние колонны.
Пантеон в Риме, Италия, как полагают, был построен около 120-го года нашей эры и имеет высоту и 142 фута в диаметре. Он использует сетку из девяти квадратов у входа в здание, а также на основном плане здания, который просматривается с высоты птичьего полёта.
Наконец, Тадж-Махал, который некоторые считают одним из семи чудес света, был построен между 1628-м и 1658-м годами. Он также включает в себя два узора из девяти квадратов: один в 9-ти арках в передней части здания, а другой внутри центральной арки фасада.
Эти примеры иллюстрируют важность узора «сетки из девяти квадратов» как важной исторической архитектурной концепции. Эти здания также показывают, насколько структурно прочен узор, поскольку они сохранялись веками. Их общепризнанная красота показывает, насколько психологически паттерн девяти квадратов оказывает влияние на человеческий мозг. Частота её использования является результатом благотворного психологического воздействия паттерна, закодированного в человеческом мозгу и, следовательно, в умах архитекторов, создавших эти здания.
Ещё один важный фактор, способствующий популярности сетки из девяти квадратов в архитектуре, заключается в его сходстве со структурой человеческого лица.
Распознавание лиц – одна из важнейших адаптаций человечества к выживанию. Фактически, это настолько важно, что 65% нейронной структуры мозга новорождённого ребёнка посвящено механизмам распознавания лиц. Распознавание лиц – это то, что позволило нам различать людей, животных и неодушевлённые предметы. Это также помогло нам делать такие разные вещи, как распознавать хищников и избегать их, а также узнавать наших родителей с самого раннего возраста. Кроме того, распознавание лиц помогло выявить важные социальные сигналы, которые когда-то были необходимы для выживания, включая такие показатели, как личность, возраст, пол и эмоции.
Здесь также важно отметить, что вертикальный Т-образный узор человеческого лица очень напоминает сетку из девяти квадратов. Человеческое лицо состоит из двух симметричных глаз, носа по центру и рта по центру. При наложении сетки из девяти квадратов на лицо левый глаз находится в верхнем левом квадрате, правый глаз – в верхнем правом квадрате, нос – в самом центральном квадрате, а рот – в центральном квадрате в нижнем ряду. Близкое сходство сетки из девяти квадратов с человеческим лицом создаёт явную возможность того, что люди подсознательно видят лица при наблюдении определённых форм архитектуры и в образцах этой архитектуры, обеспечивая другое объяснение физиологических реакций и ощущения удовольствия, которые может вызывать определенная архитектура.
Пока что мы остановились на положительном влиянии архитектуры. Не менее важно наблюдать негативное влияние, которое плохо спроектированные или построенные здания и пространства оказывают на психологию и физиологию человека.
В то время как городское планирование имеет важное значение для защиты здоровья населения, так же важна архитектура отдельных зданий, составляющих архитектурную среду города. Исследования показали, что разрушенные дома и кварталы, а также заброшенные и полуразрушенные здания заставляют нас чувствовать себя небезопасно, вызывая страх и беспокойство. Эти чувства активируют наши механизмы выживания и приводят в действие нашу симпатическую нервную систему.
Психологи выяснили, что люди обычно более здоровы, когда их искусственная среда включает множество независимых магазинов, уникальных пространств и зданий, а не типовых, цементных зданий и повторяющихся сетевых магазинов. Таким образом, архитектура и дизайн могут оказывать существенное влияние на психологию и эмоции человека.
Хорошо спроектированные здания, в которых используются удачные образцы, такие как сетка из девяти квадратов, или которые вызывают чувство безопасности, оказывают положительное психологическое воздействие и вызывают выброс нейрохимических веществ, вызывающих у нас чувство удовольствия. Плохо обслуживаемые здания заставляют нас нервничать и бояться, активизируя нашу симпатическую нервную систему, что наносит ущерб нашему здоровью.
Множество уникальных зданий стимулируют наш разум, в то время как скучные однообразные здания утомляют нас, которые, как было клинически доказано, вызывают стресс. Кроме того, постоянное воздействие таких негативных характеристик здания может быть вредным для здоровья, поскольку они могут быть источником хронического стресса.
К счастью, этого можно избежать и исправить, учитывая все когнитивные исследования и строительные технологии, имеющиеся в нашем распоряжении. В идеале при строительстве новых зданий и городских территорий следует не просто избегать этих отрицательных качеств, но и работать над их нейтрализацией, используя вышеупомянутые методы красивого дизайна.
В настоящее время проводятся обширные исследования, демонстрирующие, что хороший архитектурный дизайн имеет явные психологические и физиологические преимущества, которые выходят за рамки простого ощущения эстетически приятного внешнего вида.
Но уже и сейчас очевидно, что существует прямая связь между плохим архитектурным проектированием и исполнением, а также проблемами со здоровьем и психологическими проблемами.
Наконец, сегодня мы лучше понимаем эволюционную основу многих психологических и физиологических реакций человека на дизайн. Используя эти знания и технологические инструменты, которыми мы сейчас располагаем, у нас есть возможность создавать архитектуру, которая не только эстетически прекрасна, но, что ещё более важно, психологически выгодна.
Поскольку проблемы со здоровьем, такие как сердечные приступы и ожирение, вызванные стрессом, высокое кровяное давление, депрессия, беспокойство и так далее, всё больше и больше преследуют современный мир, применение архитектурного дизайна, в котором не используются элементы, которые, как известно, оказывают психологическое и восстанавливающее воздействие, больше не актуально.
Важно, чтобы мы пересмотрели укоренившиеся в обществе конструкции, которые ошибочно обозначили сферу архитектурного дизайна как простую форму искусства, тем самым лишив её значимой легитимности, которой она заслуживает как поле, имеющее потенциал для реальной общественной пользы. Если положительное психологическое и восстанавливающее влияние архитектуры увидят только психологи и архитекторы, а не широкая общественность, то психологическое воздействие бездумного архитектурного дизайна никогда не будет устранено, и в поле будет по-прежнему не хватать ресурсов, необходимых для улучшения мира, в котором мы живём. Короче говоря, это необходимо признать как социальную проблему, которая является неотложной и важной для самого общества.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
19.03.21 в 09:54
Спасибо за ликбез. Очень интересный материал.
Спасибо, Андрей Сергеевич. никогда не задумывался над этой стороной воздействия архитектуры на человека и его эмоциональное восприятие творений великих зодчих. Теперь, каждый раз проходя мимо Храма Христа Спасителя буду с благодарностью вспоминать Михал Михалыча Посохина.
Был несколько лет назад в Москве, и идя по улице не встретил ни одного счастливого лица. Все серые и бегущие. Кроме красивого центра. Вот оно - влияние окружения на лицо.
В Москве люди традиционно сдержаны в проявлении эмоций и предпочитают не демонстрировать каждому встречному свою счастливую улыбку. Кроме того очень велика вероятность для провинциала встретить днём на улицах столицы не коренных москвичей. а таких же озабоченно бегущих за покупками приезжих (около 2-3 млн. человек в ДЕНЬ). Настоящие москвичи в это время находятся в офисах и на производстве, а не разгуливают по городу в поисках впечатлений и покупок. Кроме того в русской культуре уличного общения вообще нет так присущей американцам привычки держать на лице искусственную маску успешного человека с такой же искусственной и неискренней улыбкой. Москвич может искренне улыбаться только близкому и приятному ему человеку и в этом ценность таких эмоций. Показуха чужда коренному москвичу. Как-то так. Может быть попросить Андрея Калашникова поискать информацию о психологических особенностях москвичей?
Изумленный Чиновник, Вы выделили отдельную нацию?))) Кстати, а Вы не знаете сколько в Москве осталось коренных москвичей?...
Уважаемые коллеги, вот авторитетное мнение Иосифа Стернина, доктора филологических наук, директора Центра коммуникативных исследований ВГУ, автора статьи «Улыбка в русском коммуникативном поведении».
Дорогая Полианна, В Росстате поделились статистическими данными по поводу того, сколько в столице коренных москвичей. В ведомстве уточнили, что не обладают свежими данными о населении Москвы. По данным последней переписи населения, здесь проживало 11.738.547 человек, из них только 6.913.444 указали своим местом рождения столицу. Таким образом, коренных жителей в Москве — всего около 58,9%. Следующая перепись населения будет проведена в 2020 году, а ее итоги смогут обнародовать в 2021-м.
Судя по итогам опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение", коренным москвичом может считаться лишь тот, у кого в столице родились родители и бабушки с дедушками. Таких, как выяснилось, в городе сегодня всего 27% от общего числа жителей. Между тем, родным городом Москву называют 72% респондентов. Кроме коренных москвичей в столице живут москвичи в первом и втором поколениях (14 и 9% соответственно). Итого получается 50% москвичей.
Ну, кстати, результат не такой грустный как я думала....
Давайте поговорим об архитектуре честно...
Вот это - Национальный театр Тайчжун
Как кому, но мне он ну никак не напоминает скалы и не вызывает никакого восхищения или внутреннего умиротворения. Больше напоминает банки с энергетиками для качков из фитнес-клуба. Ну, или на худой конец - фигуры арабских женщин без головы, рук и ног.
А вот эти огромные шарики от гольфа - это и есть Проект Эдем в Корнуолле. Издали выглядят, как потерянные яйца гигантского динозавра. Сейчас он вынырнет из-за холма и сожрет нас всех...
Что касается святого... То Саграда Фамилия вызывает восхищения только с той его стороны, которая выполнялась самим Гауди. Знающие люди меня поймут, про что я...
Я не вижу того, что видят многие в Черном супрематическом Квадрате Малевича... Но я почему-то от этого не страдаю. Что со мной не так? Мне нужен психолог? Или меня хотят убедить в том, что мне нужен психолог, если я не испытываю трепета или иных положительных эмоций от такого художества?
А может быть целью Малевича как раз и было - вызвать отрицательные эмоции и поставить вопрос о том, до какой степени можно зазомбировать социум, утверждая, что обычный черный намалеванный квадрат - это гениально, и что в нем можно разглядеть вселенную???
:-)
Дохтур, а вот в Китае, в провинции Гуанси построили новый небоскреб-медиацентр.
Что Вы видите на фото??? Успокойтесь, расслабьтесь и расскажите нам...
Вижу глупого озабоченного Клоуна...
Вам точно надо к Андрею Сергеевичу на прием. Вместе с китайскими архитекторами...
Док, в этом и есть прелесть: мы все разные!)))
Клоун, Вам надо к растаманам в Счастливый дом Рицци
Я не против в Рай, да, грехи не пущают...
Было бы очень интересно мнение автора по вопросу организации дачного (загородного) пространства, дачной архитектуры и всего, что связано с загородной жизнью и отдыхом. Это ближе каждому из нас, с одной стороны, а, с другой стороны, и более перспективно для сотрудничества с психологами и психотерапевтами.
Ну не каждому. Я, например, городской житель, и к земле меня пока не тянет))))
Самая ахренительная дачная архитектура
Жалко не сделали подборку фото зданий, упомянутых в статье. Я, к своему стыду, не всё знаю и видела. А так, конечно, сложно не согласиться с тем, что окружающая архитектура на нас влияет. Ходить среди однотипных потрескавшихся высоток не очень способствует хорошему самочувствию....
Полианна, вот для Вас несколько ссылок по теме: Храм La Sagrada Família работы Антонио Гауди — фотопутеводитель.
По остальным, упомянутым в статье, шедеврам архитектуры вы легко сможете найти красочные иллюстрации, описания и даже видеоэкскурсии, забив их названия в поисковик. Приятного просмотра.
Спасибо, Андрей)) В Испании я была и всю эту красоту видела своими глазами, а не на картинках....))
красота внутри, а не снаружи :)