Проезжая по просёлочным дорогам не только самых депрессивных, а некогда весьма успешных аграрных регионов, как, например, Псковщина, но даже в ближнем Подмосковье, Вы можете увидеть немало крупных участков невостребованной или заброшенной сельскохозяйственной земли. Где-то она заросла бурьяном и борщевиком. И если присмотреться сквозь эти заросли, то местами можно увидеть ржавые краны оросительной системы, когда-то поливавшей урожай на полях. А в иных местах на месте бывших колхозно-совхозных лугов уже шумят берёзовые рощи выше человеческого роста.
Так из хозяйственного оборота выпадало и продолжает выпадать большое количество земли. Которая могла бы обрабатываться, и приносить урожай, а вместе с тем создавать рабочие места и генерировать налоговые платежи для наполнения бюджета страны.
На эту проблему уже достаточно давно обратил внимание законодатель. И сейчас на федеральном портале нормативных правовых актов находится на рассмотрении законопроект 02/04/08-21/00119587, внесённый для обсуждения Министерством сельского хозяйства РФ.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что, по данным доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года, общая площадь земельных долей, которые были внесены органами местного самоуправления в списки невостребованных земельных долей, в целом по нашей стране составила 15,3 миллиона гектаров.
Отчасти возникновение проблемы было связано с эпохой распада колхозов, которые ранее вели свою деятельность на ныне заброшенных землях. После роспуска коллективных хозяйств колхозники получили земельные паи. Зачастую их не выделяли в натуре, то есть их границы на земле обозначены не были. А владение этими паями в лихие девяностые было закреплено «самостийными» документами, которые готовились на уровне местных администраций, и, с точки зрения государства, не являлись свидетельством о праве собственности на землю.
И чтобы стать собственником участка, де-юре, владельцам этих земельных паев нужно было проделать очень большую работу по подготовке необходимых документов. А также понести немалые расходы на оформление этой земли в собственность. Поэтому многие бывшие колхозники не стали юридически оформлять своё владение паями. Время шло, земля зарастала сорняком и бурьяном. А владельцев паев становилось всё меньше – со временем они уходили в мир иной…
В итоге государство столкнулось с ситуацией, когда, вроде бы, земля кому-то принадлежит, но по факту эти земли уже давно заброшены, и собственников найти невозможно. Естественно, возник вопрос о том, как можно эти земли снова вернуть в хозяйственный оборот.
Вот как Минсельхоз России предлагает это сделать в своём законопроекте. В пояснительной записке к документу говорится, что действующий порядок признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли затягивает процедуру их вовлечения в оборот (а зачастую делает её и вовсе невозможной), поскольку признание земельной доли невостребованной осуществляется муниципальными органами в суде в порядке искового производства при отсутствии, как правило, ответчика, местонахождение которого неизвестно.
Решение этой проблемы требует выработки механизма, способствующего вовлечению невостребованных земельных долей в рыночный оборот, и внесения соответствующих изменений в земельное законодательство. В отношении земельных долей, собственники которых умерли, законопроектом предлагается признавать такие земельные доли выморочным имуществом.
Сейчас права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли осуществляется в судебном порядке. Но суды часто отказывают муниципалитетам в признании их права на невостребованные земельные доли, поскольку:
- зачастую невозможно установить надлежащих ответчиков по иску муниципалитета, в том числе в связи с отсутствием необходимой информации о наличии наследников умершего собственника земельной доли, о месте жительства собственника земельной доли или его наследников;
- в исковых заявлениях органа местного самоуправления в качестве ответчиков указываются физические лица, являющиеся умершими, у которых отсутствуют процессуальная правоспособность и дееспособность и которые не могут являться стороной по гражданскому делу.
Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие, что наследование земельных долей, в том числе земельных долей, являющихся выморочным имуществом, осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Принятие этих изменений исключит необходимость обращения органов местного самоуправления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли. И тем самым серьёзно облегчит для органов самоуправления возврат земли в сельскохозяйственный оборот. Что может быть весьма важно для страны на этапе нынешней структурной перестройки всей российской экономики.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Искать никто не хочет, хотят владеть.
Российская бесхозяйственность, бессовестно прикрываемая рассуждениями о широте русской души, - это тоже один из факторов, постоянно возбуждающих коллективный запад мечтать о том, чтобы наложить на это "всё-ничьё" свою практичную капиталистическую лапу.
Давно пора решать эти вопросы. И не только на Дальнем Востоке.
А я бы сказала, что это безалаберность, а не бесхозяйственность.... Причем всего и вся....
Землю, которую сейчас за рубль в аренду дают, через пару десятков лет также как эту будут обратно возвращать и другим за 2 рубля давать.
Кому нужны эти земли? Наследники от них отказались потому что только налог платить за эти земли! Не продать, ничего!
Эти земли нужны американцам, если не нужны россиянам.
Дохтур уже правильно выше написал.
Государство обязано собраться с мыслями, мобилизоваться наконец-то, принять к учету эти земли и реализовывать их для вовлечения в хозяйственный оборот на пользу Родины и бюджета. Но реализовывать с умом, не всем подряд раздавать, а определить критерии лиц, не только желающих, но и ГОТОВЫХ РЕАЛЬНО обрабатывать эти земли. Чтобы земля работала, а не была объектом вложения и/или перепродаж.