Судя по всему, рыночные механизмы, которые с рвением насаждались в строительной отрасли в два последних десятилетия, теперь всё чаще воспринимаются как ещё одно досадное недоразумение, а вместо привычного «рыночек порешал» впору говорить «рыночек помешал». Муниципальные и региональные заказчики, да и те же Фонды капитального ремонта, например, не стесняясь говорят о том, что предпочитают работать с пулом знакомых подрядчиков. И приводят вполне резонные аргументы. Ведь в случае получения заказа никому не известной конторой, где работают полтора человека в штате, отвечать за срыв перед благодарными гражданами, в первую очередь, будет именно заказчик.
Не секрет, что конкурсные процедуры в их нынешнем формате оказываются превосходной площадкой для перекупщиков, любителей демпинга, манипуляторов рынков. А все предлагаемые нововведения только затрудняют получение заказов добросовестным подрядчикам, в то время, как подрядчики недобросовестные, в штате которых юристов больше, чем инженеров, чувствуют себя на таком рынке, как рыба в воде. И вот уже федеральный центр, ухватившись за повод в виде нынешних экономических проблем, всё больше ограничивает рыночную вольницу. Чем дальше, тем популярнее становятся закупки с одним участником или стройка «под ключ».
А иногда ситуация оказывается и вовсе парадоксальной, как, например, в Республике Дагестан, где ради выполнения нацпроектов власти... вообще отказались от торгов! Во всяком случае, к такому выводу пришли наши коллеги из регионального отделения газеты «МК-Дагестан».
Факты, которые приводит издание, действительно красноречивы – суммы неосвоенных средств по госконтрактам в регионе растут из года в год. В 2015-ом чиновники Минэкономразвития РД отчитывались, что объём финансирования работ по строительству общеобразовательных учреждений Дагестана по программе ФЦП «Юг России» составил в том году 1,336 миллиона рублей.
На выделенные деньги планировалось построить 9 школ на три с лишним тысячи ученических места. Но по состоянию на 1 января 2016 года в эксплуатацию была введена только одна школа на 1 тысячу 296 ученических мест в посёлке Семендер. Лишь в 2017-ом было введено 8 остальных школ. Запланированные на 2016-2017 годы 24 школы на 9.700 ученических мест были сданы лишь в 2018 году.
В 2019-ом экс-министр экономики и территориального развития Дагестана Гаджи Султанов рапортовал, что ведётся строительство и финансирование уже 47-ми школ на 15.800 мест. Говорилось, что в целом за 3 года (2018-2020) в республике будет построено 104 школы, что больше, чем за 10 предыдущих лет. Однако введено оказалось лишь 47 из 104-х запланированных школ.
Неосвоенные денежки приходится возвращать в федеральный бюджет. По итогам 2019 года республика вернула в Москву 8,4 миллиарда рублей, в 2020-ом – ещё 7,5 миллиарда, в 2021 году – 12,5 миллиарда. Обычно эти средства уходят в центр безвозвратно, и, более того, неспособность субъекта освоить финансирование учитывается при выделении денег в дальнейшем. Исключительно с учётом региональной специфики кавказского региона для Дагестана делали исключения, прибавляя эти средства к заложенным на следующий год.
Но, как говорится, корм вновь оказался не в коня. Стройка идёт всё теми же темпами, а ситуация с очередями в школы и детские сады в республике аховая. Например, в 2019 году в три смены училось 3.000 школьников, а в апреле 2022-го их стало уже 7.000.
Местная власть попыталась решать вопрос, буквальном смысле военными методами. В 2019 году появилась новость о том, что школы и детсады в Дагестане будут возводить военные строители. Региональные объекты отдали бравым военным строителям – генподрядчиком стал ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4». На заключение контрактов приезжал замглавы оборонного ведомства Тимур Иванов, подписывались соглашения, пожимались руки. А местный Минстрой заверял на своём официальном сайте:
Заключение с единственным подрядчиком контрактов полного цикла, предусматривающих проектирование, строительство, закупку оборудования, пуско-наладку и ввод объекта в эксплуатацию одним ответственным лицом поможет реализовать проекты строительства объектов в кратчайшие сроки, с наименьшими затратами и с максимально эффективным управлением рисками.
Однако вскоре выяснилось, что солидный генподрядчик, получив крупный заказ... распределил работы среди всё тех же региональных субподрядчиков, с соответствующим качеством и сроками. И, как видим по цифрам возвращённых в бюджет средств, переломить неприятную тенденцию так и не удалось. И детишкам, которые вынуждены ходить в школы чуть ли не по ночам, от этого легче не становится.
У местных строителей сложилось впечатление, что республиканские чиновники принципиально не хотят работать напрямую со своими фирмами, предпочитая прибегать к услугам различных «прокладок». Что в итоге приводит только к увеличению субподрядных цепочек, срыву сроков и неэффективному освоению средств.
А новые веяния по пересмотру закупочной деятельности в стране стали в этом смысле хорошим подспорьем. 28 марта 2022 года, исполнявшим обязанности председателя Правительства РД Руслан Алиев подписывает постановление № 53 «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Дагестан у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления». Данное постановление и позволяет проводить даже самые крупные и важные закупки без торгов. При этом региональные власти ссылаются на федеральный закон от 8 марта 2022 года № 46 «О внесении изменений…», и постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 339 «О случаях осуществления закупок товаров…», согласно которым Правительству РД предоставлены полномочия по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд республики у единственного поставщика.
При этом новый порядок закупок удивительно быстро стал внедряться в практику. Например, 28 декабря 2021 строительная фирма ООО «Агаз» выиграла аукцион на 347 миллионов рублей на поставку сборно-разборного детского сада в посёлке Шамилькала. По словам представителей компании, их заявку на участие в торгах дважды отклоняли. Путём жалоб в региональный УФАС, компания смогла оба раза восстановить своё право на участие в аукционе. Однако, несмотря на победу в конкурсе, контракт с ООО «Агаз» так заключён и не был.
Зато 31 мая 2022 года в Махачкале было зарегистрировано новое ООО «Точинстрой». А уже на следующий день после этого, 1 июня 2022 года всё тот же Руслан Алиев подписывает Распоряжение от 1 июня 2022 года. №209-р. Согласно которому единственным подрядчиком на проектирование и строительство нового детсада в посёлке Шамилькала было определено ООО «Точинстрой», не имеющее даже обязательного для проведения подобных работ членства в СРО!
А до этого, в апреле единственным поставщиком основной категории товаров для строительства двух водоводов на общую стоимость 10,5 миллиарда рублей, предположительно оказалось зарегистрированное в Московской области ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК». Власти региона не остановил даже тот факт, что учредителями ООО значатся зарегистрированные на Кипре офшорные компании «Эйпиджи Полипластик Груп Лимитед» и «Радиус Системз Лимитед».
Получается интересная закономерность. Неожиданно оказывается, что и соблюдение рыночных процедур, и их отмена в виду экономических трудностей, приводит к одному и тому же результату – растрате казённых денег и срыву сроков. Так может, и решать эти проблемы нужно не за счёт всё более мощной цифровизации и выдумывания всё более сложных законов, а более какими-то другим, внеэкономическими методами? Объясняя, так сказать, отдельным региональным чиновникам разницу между своей шерстью и государственной.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Дагестан это государство в государстве. Они могут делать, что хотят и им за это ничего не будет.
Всё красиво обставили. Надо заработать, зарабатывай.