В табели о рангах силовых ведомств, Федеральная служба исполнения наказаний считается самой слабенькой. И действительно, казалось бы, лоббистские возможности и длиннорукость ФСБ, МВД или ФСО ни в какое сравнение не идут с возможностями ФСИН. Но тем не менее это силовое ведомство, в арсенале которого имеются все инструменты для ведения полноценной оперативно-розыскной деятельности, значительные материальные и кадровые ресурсы и необозримое хозяйство.
Но главное, чем располагает ФСИН – это людские ресурсы, отбывающие или дожидающиеся своего наказания. На 1 января 2021 года в учреждениях уголовно-исправительной системы (УИС) содержалось без малого полмиллиона человек – 482,9 тысячи. А в исправительных колониях – 369,8 тысячи.
По данным Университета Лозанны, в 2019 году Россия занимала второе место в Европе по числу заключённых – 356 человек на 100 тысяч населения. Впереди нас, только Турция. У них 357 человек на 100 тысяч.
В общем огромное количество незадействованной потенциальной рабочей силы. А между тем, по состоянию на 1 августа в системе ФСИН функционировали 29 трудовых центров и 92 «изолированных участка», куда с 2017 года можно отправлять «оступившихся» граждан за совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые. На учёте в этих участках состоят 8,4 тысячи человек, приговорённых к принудительным работам.
Ещё 2,4 тысячи граждан ФСИН выделила для ликвидации «дефицита кадров» в различных сферах государственной хозяйственной деятельности. Из них более 1000 приговорённых к принудработам заняты в сельском хозяйстве, более 700 человек – в промышленном строительстве.
Всё это, понятное дело, «капля в море» и сколь-либо серьёзно на общую картину влиять не может. Но мы были бы не правы, если б сказали, что ФСИН это совершенно не беспокоит. Беспокоит и ещё как! Чтобы понять, насколько остро стоит вопрос трудоустройства «зэков», достаточно открыть утверждённую в апреле 2021 года «Концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года». И в ней в качестве основных направлений совершенствования и развития системы предусмотрены в частности:
- развитие сети исправительных центров;
- совершенствование производственно-хозяйственной деятельности.
Согласно данным, приведённым в утверждённой Концепции, около 182-х тысяч осужденных к лишению свободы имеют право по решению суда на замену лишения свободы принудительными работами и могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в исправительные центры. Предполагается, что к 2024 году – кратно, а в период до 2030-го количество исправительных центров сможет вместить всё это число осужденных.
Целью совершенствования производственно-хозяйственной деятельности УИС является увеличение к 2024 году до 55% доли трудоустроенных лиц (в настоящее время 41%). А к 2030 году должны трудиться на благо Родины и ФСИН не менее 85% осужденных.
Примерно 25-35% трудящихся осужденных будут задействованы в сфере строительства. Это большая цифра, которая по замыслу разработчиков концепции, если и не покроет полностью дефицит мигрантов, то в значительной степени смягчит его. При этом платить им надо не мигрантские 70-80 тысяч рублей, а гораздо меньше.
А учитывая тот факт, что в настоящее время правоохранители наловчились сажать целые «строительные кусты» во главе с местными региональными министрами строительства и далее по нисходящей от заказчика, генподрядчика до последнего субчика, – на выходе, после вынесения приговора, мы имеем, выражаясь старыми терминами, практически полностью укомплектованный строительный трест, в штате которого есть и сметчики, и проектировщики, и начальники участков с прорабами. И их оперативно можно разворачивать в любом месте, где потребуется, будь это строительство ещё одного космодрома, города-миллионника «с нуля» за полярным кругом, а может, и банально – прокладка современной дороги, ведущей на дачу начальника колонии.
И при этом никакого дефицита рабочих строительных специальностей. Согласно утверждённой Концепции ФСИН, планирует развернуть сеть учебных центров, где будут готовить тех же каменщиков, штукатуров, электриков из незадачливых воришек, мошенников и наркоманов.
В общем планы у ФСИН грандиозные. Такими темпами с помощью «смежников» из других силовых ведомств и сохранением нынешнего темпа посадок строителей центр принятия решений в строительной отрасли может и вовсе сместится от Минстроя к Федеральной службе исполнения наказаний. Ведь в отличии от гражданской жизни мобилизационный ресурс у ФСИН в разы больше.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Сколько же у нас людей сидят, это же жесть какая то. А главное, почему? Не может же быть, что без причин столько асоциальных людей…..?
А главное, как можно всех их теперь выпустить не в самое безопасное место…на стройку?…. Куча вопросов…
ЗЭКов в НРС! Наполняемость ВО, ответственности во! :=)
Для включения специалиста в НРС необходимо предоставить справку об отсутствии судимости.
Люди, которые сидят в местах не столь отдаленных строят для администрации колонии или СИЗО. Но построить баню или 2х этажный особняк это не тоже самое,что построить МКД! Кто будет заниматься отбором кадров, следить за безопасностью на стройке? Для решения этих проблем нужны огромные затраты, которые можно потратить на увеличение заработной платы и таким образом решить проблему!
Актив присмотрит, дамочка...)
Извините, я не знаю что означает это понятие на жаргоне!
а за качество и безопасность этих домов будет отвечать сро своим кф, который ушлые юристы естественно отобьют :(
Каждый должен быть на своём месте: строитель на стройке, зэк в тюрьме!
Тюрьмы скоро (уже) не вмещают количество приговоренных.
Почему никто не говорит о том, чем предположительно будет разрешено заниматься зэкам и какая у них будет зарплата?