Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) пришёл к выводу, что в ближайшие годы рост в строительной отрасли нашей страны хоть и продолжится, но медленнее, чем в 2021 году.
Вместе с тем ВШЭ отмечает, что деловая активность в отрасли по итогам прошлого года достигла одних из самых высоких уровней за последние пять лет: индикаторы, характеризующие деловой климат, предпринимательскую уверенность, рискоустойчивость и бизнес-потенциал строительного сегмента, закрепились в зоне рекордно позитивных значений.
Также ВШЭ констатирует, что среди базовых видов экономической деятельности, по которым Росстат проводит мониторинговые конъюнктурные опросы, связанные с выявлением мнений руководителей предприятий и организаций о состоянии делового климата своих структур, строительство оценочно делит первое и второе место с промышленностью по относительной позитивности в оценках их главных отраслевых показателей экономической деятельности, значительно опережая потребительские сектора – торговлю и сферу услуг.
В частности, отмечается минимальная с 2016 года доля строительных компаний, сталкивающихся с неплатёжеспособностью заказчиков и недостаточным спросом, превзошедшая допандемийные значения высокая загрузка производственных мощностей (66%) и сохраняющийся рекордно высокий уровень кредитной активности.
Директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович делает осторожный прогноз:
Исходя из текущих оценок макро- и микроэкономической ситуации восстановительный рост в строительстве продолжится. Вместе с тем, с учётом ретроспективного анализа экономики, восстановительный рост всегда имеет затухающий характер после первого года подъёма. Видимо, подобную тенденцию мы увидим и в 2022-2023 годах. В ближайшие годы рост отрасли продолжится, но с темпами ниже, чем в 2021 году.
ВШЭ также считает, что основным драйвером позитивных экономических настроений в строительном бизнесе стал его жилищный сегмент, а государственное производственное строительство из-за коронавируса, экономической неопределённости, финансовых сложностей, роста цен на металл и стройматериалы, а также нехватки рабочей силы, пока отстаёт по деловой активности. При этом указывается, что, по данным Росстата, из 329-ти объектов, намеченных к вводу в 2021 году, за 11 месяцев было сдано в эксплуатацию лишь 88.
Также, по оценке господина Остапковича, резкий рост цен на стройматериалы и металлы в прошлом году, ставший одним из основных негативных факторов для отрасли, можно лишь частично объяснить международной конъюнктурой, а частично он носит искусственный характер:
Кроме резко возникших мотиваций отечественных производителей этих товаров к частичному переходу с внутренней торговли на экспортную, других серьезных объяснений для галопирующего роста цен вряд ли можно найти. Но это очень сложное перестроение маршрута реализации продукции в коротком интервале времени… По-видимому, резкое повышение цен на продукцию промышленных предприятий, применяемую в строительной деятельности, частично носит искусственный рукотворный характер
Кроме того, ВШЭ отмечает, что для того, чтобы, согласно поставленной Президентом России задаче, выйти на ежегодный уровень ввода жилья в 120 миллионов квадратных метров, необходимо либо как минимум на 70% увеличить численность занятых на стройках, что в текущих демографических условиях невозможно без роста иммиграционного сальдо, либо в кратчайшие сроки изыскать возможность резкого инновационного и модернизационного технологического прорыва, принципиально улучшив производственные и управленческие схемы, в том числе связанные с капитальным обновлением стареющих основных фондов (степень износа основных фондов в строительстве составляет 50,5%).
Согласен с ВШЭ, и в частности с г-ом Остапковичем.