До основания… А зачем?

Обсуждение: 5
5060

Ради строительства терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали в Санкт-Петербурге предлагают снести исторический квартал в центре города

На совете по сохранению культурного наследия Северной столицы представили масштабный проект высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая должна связать Петербург и Москву. Для строительства нового вокзала предлагается расчистить исторический квартал: демонтаж планируется в границах Лиговского проспекта, ТРЦ «Галерея», железной дороги и Транспортного переулка.

Ради терминала ВСМ хотят разрушить 18 исторических жилых домов, корпуса склада Кокоревых и бывшей шоколадно-бисквитной фабрики «Блигкен и Робинсон». Кроме того, придётся снести пять дореволюционных зданий станции Фарфоровский Пост и сам вокзал «Фарфоровская» – на их месте появится новая платформа. Для этого разработчики предлагают скорректировать городской закон № 820-7 об объединённых охранных зонах. Участок, на котором планируется разместить терминал, относится к зоне ОЗРЗ-2, и снос там в настоящее время запрещён.

Члены совета обратили внимание, что именно их профильный вопрос – сохранение исторического наследия – в презентации не проанализирован, и предложили создать рабочую группу для проработки этого вопроса. Впрочем, окончательное решение в любом случае остаётся за питерскими властями, конечно же, при поддержке федерального центра. В ноябре на этот счёт высказывались полярные мнения.

Сначала в Правительстве России поставили под сомнение реализацию проекта. Вместо пассажирского маршрута власти предложили создать между двумя крупнейшими городами выделенный грузовой ход. Но позже вице-премьер Марат Хуснуллин опроверг эту информацию:

Мы не планируем отказываться от проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург с пассажирским движением. Сейчас мы сконцентрированы на создании железнодорожных входов и выходов из городов, а в дальнейшем запустим основной ход.

Напомним, что о ВСМ между двумя столицами стали говорить ещё в 1990-е. Тогда даже начали создавать поезд «Сокол», выбрали место для вокзала в Петербурге, снесли часть мешавших зданий. Ориентировочная трасса также прорабатывалась. Потом от проекта отказались по финансовым причинам. В результате недоделанный поезд теперь стоит в музее, а на месте «ямы» на Лиговском проспекте возвели ТРЦ «Галерея».

В 2004 году инициатива возобновления строительства отдельной высокоскоростной магистрали была снова озвучена, и с участием РЖД создали специальную компанию – ОАО «Скоростные магистрали». Но опять ничего не пошло. А в 2013 году Президент России Владимир Путин объявил о решении построить в 2014-2018 годах первую в нашей стране ВСМ Москва – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга. При этом ранее планировавшийся проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург был отложен на неопределённый срок.

Затем казанский вариант также застопорили и в 2019-ом начали говорить о реанимации питерского проекта. В апреле 2021 года проект трассы ВСМ был опубликован на сайте Министерства экономического развития РФ, а сентябре строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург мегапроект включили в проект государственного бюджета на 2022-2024 годы. Закончить дорожные работы и запустить поезда планируют к 2027-ом. По предварительным расчётам, в целом строительство ВСЖМ-1 обойдётся в 1,7 триллиона рублей.

Согласно данным презентации, время в пути от Ленинградского до Московского вокзалов должно составить 2 часа 39 минут, непосредственное время в пути – 2 часа 19 минут. В сутки планируется 42 рейса в одну сторону и столько же – в другую с интервалом в среднем около 45-ти минут (и сокращение интервала до 15-30-ти минут в часы пик).

Конечно, в России любят масштабные и грандиозные стройки. Но насколько нужна эта магистраль в нынешних экономических условиях? Ведь сегодня есть «Сапсаны», и они вполне справляются с пассажиропотоком, учитывая, то количество иностранных туристов, активно пользовавших маршрутом Москва – Санкт-Петербург, снизилось почти до нуля по причинам пандемии. Ну, да, ехать на час дольше, но это не так уж и критично.

Кроме того, при строительстве новой трассы под снос пойдут деревни, садовые товарищества, посёлки в Новгородской и Тверской областях, а также в Подмосковье и под Питером. Маршрут пройдёт через особо охраняемые территории – государственные природные заказники регионального значения, охранные зоны объектов археологического наследия, по некоторым зонам воинских захоронений. Как будет учтено мнение местных жителей? На каком уровне будет установлен санитарный разрыв между трассой и жилыми домами? Как будет проходить процесс выкупа земель? Вопросов остаётся очень много…

С другой стороны, строительство ВСМ решает задачу не только более скоростного перемещения пассажиров, но и проблему прямого грузового железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Его планируется возобновить на существующих путях. Обещают снова расширить количество и пригородных электричек, что улучшит транспортную доступность мест проживания вдоль трассы, как это было раньше (товарняки и электрички ограничили в угоду «Сапсанам»).

Остаётся надеяться, что, если ВСМ Москва – Санкт-Петербург и построят, то сделают это для людей. С учётом позиции общества и по поводу строительства новых вокзалов, и по поводу того, где и как будет проходить сама трасса. Но злые языки почему-то утверждают, что мегазатратную ВСМ задумали то ли для питерской «шоблы», которая катается из Питера в понедельник в Москву и обратно в пятницу, то ли просто для распила…

 

Наша справка

В Министерстве транспорта РФ ещё год назад рассчитывали, что операционная безубыточность проекта может быть достигнута уже за первый год эксплуатации магистрали, прибыль он начнёт приносить к 2031 году, а пассажиропоток к этому времени прогнозировали на уровне 23-х миллионов человек. Стоимость билетов, как ожидалось, будет на 10-15% выше цен на «Сапсан».

Искренне Ваш,

За-Строй.РФ

30.11.2021 в 13:26
  • Полианна
    Полианна 30.11.2021 в 14:06 пишет:

    Ироды....других слов нет...(((

    Ответить
    Иосиф Илларионович
    Иосиф Илларионович 30.11.2021 в 17:04 пишет:

    Зачем Петербургу ещё один вокзал?

    Ответить
    • Полианна
      Полианна 30.11.2021 в 19:51 отвечает пользователю: @Иосиф Илларионович

      Кстати, да… по тому же маршруту есть Московский вокзал… В Москве то не будут Ленинградский 2 строить для этого спец маршрута….??

      Ответить
    Влад Надеждин
    Влад Надеждин 01.12.2021 в 09:44 пишет:

    Меня всегда удивляло - зачем жд вокзал в центре города?? Пути , грязь и тд. Почему его не вынести вдоль рельс на окраину. Аэропорта вообще за городом и ни чего!

    Ответить
    Мимопроходил
    Мимопроходил 01.12.2021 в 11:03 пишет:

    Читая форумы по теме строительства ВСМ, жители Санкт-Петербурга не против сноса и постройки вокзала. Или, говоря другими словами, не видят в сносе старо-новых построек такого катастрофического явления как пытаются выразить это в СМИ. Либо это боты.

    Ответить
FAST-ПОСТ
Топ-5 проблем капремонта
Инкогнито ~
Накопят спустя сто лет.
21.11, 20:34
Спрос на спецов вырос в три раза
Инкогнито ~
Проблем много. Дождёмся полного дна.
21.11, 20:10
Мезальянсы Фондов капремонта
Инкогнито ~
Ваши предложения не интересны ФКР. И работать по ним они не будут.
21.11, 20:05
Спор о скрытых работах
Иван Трышкин ~
Правду выяснит экспертиза.Кроме откатных историй.
21.11, 19:31
Спор о скрытых работах
Полианна ~
Я про кирпич за 5 рублей)))
21.11, 18:41
Новых обманутых не будет?
Инкогнито ~
Будут, будут.
21.11, 17:17
Как не наступить на китайские грабли?
Анфиса ~
по городу без снижения скорости?
21.11, 16:25
Мезальянсы Фондов капремонта
СРОшник ~
Идеальная картина мира.
21.11, 15:53
Спор о скрытых работах
Полианна ~
Ну купили бы эксперты, что зря бумагу марать....
21.11, 10:31