На минувшей неделе состоялось заседание комиссии Общественного совета при Минстрое России по вопросам индустрии строительных материалов под председательством президента Группы компаний «Основа» и председателя Совета Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ) Александра Ручьёва.
Это заседание нового состава комиссии было посвящено, прежде всего, подготовке предложений по введению ответственности в отношении недобросовестных исполнителей по закупке строительных материалов в рамках исполнения контрактов на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, а также разработке механизмов освобождения от ответственности добросовестных заказчиков строительства.
Кроме того, члены комиссии обсудили предложение о включении в законодательные акты Российской Федерации понятия «фальсифицированная промышленная строительная продукция».
По мнению господина Ручьёва, формирование публичных рейтингов поставщиков и производителей на открытых некоммерческих данных, а также на информации, предоставленной поставщиком и подтверждённой его заказчиками, позволит создать комфортную среду для взаимодействия между участниками закупок. Коммерческим компаниям, оказывающим услуги по проведению торгов или сопровождающим эти процессы иными сервисами, может предоставляться услуга оценки рейтинга на принципах, рекомендованных профессиональным сообществом.
Поступило предложение разработать и принять регламент, содержащий принципы формирования такого рейтинга с прозрачным и понятным описанием всех ступеней оценки, а также выработать меры реагирования в отношении поставщиков стройматериалов, которые систематически нарушают контрактные обязательства и тем самым ставят под угрозу выполнение обязательств застройщиков.
По вопросу о включении в законодательные акты Российской Федерации понятия «фальсифицированная промышленная строительная продукция» выступил генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко. Он отметил, что действующее российское законодательство не содержит универсального определения понятия фальсифицированной промышленной продукции. Отсюда отсутствие универсальных административных или уголовных санкций за производство или поставку фальсифицированной продукции.
Органы государственного надзора в сфере соблюдения обязательных нормативно-технических требований к продукции с точки зрения правоприменения не видят различий между случаями производства и оборота фальсифицированной продукции и случаями нарушения требований технических регламентов. Таким образом, отсутствует государственная политика, направленная на противодействие именно фальсификации продукции. По мнению эксперта, необходимо разработать соответствующие предложения в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Члены комиссии также обсудили и решили направить в адрес Минстроя предложения отраслевых экспертов к проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Дополнения касаются проблемы отсутствия требования по обязательному подтверждению нормируемых показателей энергетической эффективности как при вводе дома в эксплуатацию, так и по последующему подтверждению с использованием инструментально расчетных методов, предусматривающих получение информации по показаниям приборов учёта с последующим приведением к расчётным условиям для сопоставимости с базовыми значениями не реже, чем 1 раз в 5 лет.
Отсутствие данного требования на практике ведёт к тому, что фактически снимает какие-либо гарантийные обязательства с застройщиков по выполнению базовых требований к энергоэффективности МКД.
Также эксперты видят необходимость в требовании установления класса энергетической эффективности для зданий, прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, на основании энергетического обследования. В проекте постановления не предусмотрен график перспективного повышения энергоэффективности зданий, строений и сооружений на период 10 лет. Это незначительное сокращение капитальных затрат на строительство за счёт сокращения мер по повышению энергоэффективности МКД приведёт к отсутствию положительной динамики в части сокращения потребления зданиями энергии необходимой для эксплуатации. Эксперты предложили дополнить документ положениями, которые позволят решить указанные проблемы.