Отличные новости приходят к нам из Ленинградской области. Прокуратура региона предъявила первый иск к оператору сотовой связи о взыскании с него в пользу потерпевшего по уголовному делу денежных средств, похищенных телефонными мошенниками.
Как сообщила пресс-служба ведомства, разработка искового заявления вызвана приоритетным вниманием, уделяемым в надзорной деятельности прокуратуры вопросам восстановления нарушенных прав лиц, для которых в силу возраста и иных уважительных обстоятельств затруднено самостоятельное обращение к механизмам судебной защиты.
Немало таких лиц являются потерпевшими по уголовным делам о так называемых «дистанционных мошенничествах». Преступники, представляясь сотрудниками банков или правоохранительных органов, в телефонном разговоре вводят их в заблуждение относительно вымышленных угроз безопасности их деньгам на банковских счетах, после чего обманным путём получают к ним доступ и похищают.
Почти каждое второе такое преступление совершается в отношении пенсионеров, ветеранов, а предметом хищения являются их личные сбережения, накопленные на старость.
При этом, для целей шифрования неправомерных действий преступники нередко используют «подменные» телефонные номера. С помощью современных цифровых технологий реальный номер звонящего мошенника, находящегося за пределами нашей страны, подменяется им на другой, соответствующий российской системе нумерации. У пострадавшего не остаётся сомнений, что ему звонят с территории нашей страны.
Для того, чтобы не допустить таких звонков, профильное законодательство содержит положения об обязанности оператора связи прекратить оказание услуг (не пропустить иностранный вызов в свою сеть), если номер абонента искусственно подменён.
Невыполнение такой обязанности, указывают представители «государева ока» является основанием для привлечения оператора связи к административной ответственности по статье 13.2.1 КоАП РФ (Неисполнение оператором связи обязанностей, касающихся передачи абонентского номера и (или) уникального кода идентификации, прекращения оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика и подключения к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования).
Одновременно бездействие сотового оператора, с нарушением закона, позволившего мошеннику осуществить телефонный звонок, влечёт ненадлежащее оказание абоненту услуги связи и причинение ему имущественного ущерба в размере материальных потерь, понесённых в процессе либо в связи с её оказанием.
С учётом этого, по поручению прокурора региона прокурором Ломоносовского района Ленинградской области по итогам анализа одного из подобных случаев в суд направлено исковое заявление в защиту прав местного жителя, 1940 года рождения, о взыскании с оператора связи в его пользу средств, похищенных неустановленным мошенником, а также компенсации морального вреда.
Прокуратура отмечает, что такой способ защиты прав пострадавших ранее не использовался в правоприменительной практике. Таким образом будет создан дополнительный правовой механизм, позволяющий компенсировать имущественные потери, понесённые обманутыми людьми при бездействии сотовых операторов.
Что же, можно только приветствовать почин прокуратуры Ленинградской области. К сожалению, наказания по упомянутой статье КОАП нельзя назвать слишком уж суровым – оно влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30.000 до 80.000 рублей, а на юридических лиц – от полумиллиона до 800 тысяч. Для мобильных компаний с их многомиллионными оборотами это не слишком серьёзные суммы. А вот сама перспектива возмещать ущерб, причинённый гражданам мошенниками – выглядит уже гораздо интереснее.
Вот уже не первый год в стране сохраняется парадоксальная ситуация, что главными выгодополучателями от действий мошенников являются (кроме самих преступников) банки и операторы сотовой связи (в простонародье ОПСОСы). Первые зарабатывают на кредитах, которых жулики оформляют на граждан без их согласия и ведома. Вторые отлично себя чувствуют, оказывая вымогателям услуги – представляя трафик (и чаще всего международный), продавая виртуальные номера, подменные сим-карты и тому подобное. При этом у банкиров и ОПСОСов нет ни малейшей мотивации хоть каким-то образом бороться с мошенниками.
Надеемся, что славный почин прокуратуры Ленинградской области будет подхвачен силовыми структурами в других регионах. А массовые штрафы заставят мобильные компании пересмотреть их нынешнюю политику максимального благоприятствования преступным колл-центрам.
Хотя в перспективе силовикам и законодательной власти стоило бы, конечно, присмотреться и к деятельности Минцифры России. Это ведомство за последние несколько лет под эгидой перевода всех услуг в онлайн-режим создало идеальную питательную среду для телефонной и интернет-преступности. Как минимум, властям следовало бы полностью запретить механизмы выдачи онлайн-кредитов и удалённых операций с недвижимостью, которые никому, кроме мошенников, пользы точно не приносят!
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Найдутся другие варианты, можете даже не сомневаться!
У нас разве есть проблема купить симку?!
Что-то мне подсказывает, что среди людей разной национальности на территории Российской Федерации тоже полно мошенников.
Вооооот, и вроде даже была информация, что заключенные этим грешат.... Но кого-то наказали??? Я не слышала....
Сколько лет этой проблеме??? СКОЛЬКО?? И со временем становится только хуже... Способы изощреннее, суммы всё больше.... И только только стали появляться первые шаги.... если это ещё реально шаги....
Интересно, иск был, а решение суда?
А пенсионер так и останется без последних накоплений жить на не сильно большую пенсию.