Любопытная статья появилась недавно на сайте Хабр, который вообще-то ориентирован на аудиторию программистов и разработчиков, а не строителей. Автор публикации, не скрывая своего энтузиазма, рассуждает о новом колоссальном рынке, который формируется в стране волей Минстроя России. Всех заинтересованных мы отсылаем к первоисточнику, а здесь излагаем краткий конспект текста и основные финансовые выкладки.
Эксперт начинает с того, что вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 мая 2024 года № 614 с длинным названием «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов». Постановление вводится на срок с 1 сентября 2024-го по 1 сентября 2030 года.
Оно вводит новое понятие «оператор информационных систем». В логике постановления это субъект, который осуществляет деятельность по эксплуатации информационных систем для формирования и ведения информационных моделей.
В документе определена (или намечена) зона ответственности этого оператора:
Очевидно, если ОИС осуществляет деятельность по эксплуатации ИС у него должны быть эти системы и технические средства. А также, он должен быть способен предоставить эти ИС в пользование участникам проекта.
Таким образом, речь идёт о появлении принципиального нового участника инвестиционно-строительного цикла, который может быть не тождественен ни застройщику, ни техзаказчику, ни подрядчику, ни конечной эксплуатирующей организации. А являться отдельным лицом, со своими бизнес-интересами.
По мнению автора, текущее состояние строительной отрасли позволяет говорить, что подобных компетенций и средств на стороне перечисленных участников проекта недостаточно для обеспечения выполнения правительственного постановления № 331. Поэтому и появляется оператор информационных систем.
Далее в статье оценивается объём рынка таких услуг. Для расчёта авторы исходят от количества заключений экспертиз, включая Главгосэкспертизу России и частников. В соответствии с актуальной редакцией правительственного постановления от 5 марта 2021 года № 331, обязательное формирование и ведение информационных моделей предусматривается в двух случаях:
Исходя из этих данных, получается, что 27% всех проектов приходится на жилищно-гражданское строительство. При этом порядка 80% из них приходится на долевое строительство. Опираясь на эту информацию, можно грубо предположить, что формирование и ведение ИМ будет обязательно для 70% от общего количества проектов или около 59.000 проектов в год.
В денежном отношении авторы оценивают стоимость владения системой класса СОД (среда общих данных) в сумму порядка 10.000 рублей в месяц на один проект. Итого, умножая количество проектов на ценник и на 12 месяцев, получается сумма в 7.000.000.000 рублей ежегодно. Это общий потенциал рынка СОД для формирования и ведения информационных моделей, исходя из затрат на ПО (аренда).
Однако услуги оператора информационных систем не будут ограничены одним лишь предоставлением системы для формирования и ведения информационных моделей. Систему нужно настраивать, обслуживать, осуществлять операционное сопровождение. Эти услуги авторы оценивают в сумму от 100.000 рублей в месяц. Тогда, по аналогии со стоимостью эксплуатации СОД, получим сумму в 70.000.000.000 рублей в год. Если предположить, что примерно половина компаний будет выполнять эти работы силами своих сотрудников (речь, конечно, идёт в первую очередь про крупные девелоперские холдинги и проектные институты), то остаётся всё равно цифра не менее, чем в 35.000.000.000 «рэ».
Таким образом нижняя граница рынка операторов информационных систем, который создаётся постановлением Правительства РФ № 614, оказался на уровне в 40 миллиардов ежегодно. В эту стоимость войдёт предоставление аренды технических и программных средств, а также услуг по ведению информационных моделей. Что и говорить – весьма выгодный и перспективный куш для российского айти! Очевидно, что оплачивать эти дополнительные расходы придётся частично из российского бюджета, частично – из тощих карманов конечных покупателей. Цифровизация – игрушка хоть и красивая, но весьма накладная.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
10.09.24 в 07:16
Задайте себе вопрос: почему айтишники уезжали из страны? Ответьте на вопрос: что сейчас делает государство.
Рынок АйТи развивается и там ещё целое поле неосвоенного, так что если ваши дети ещё не определились, направьте их в эту сферу, значительно хлебнее чем стройка в которой надо потеть и получать копейки.
Вот кстати только недавно мне тоже рекомендовали для сына эту сферу, а вернее именно про информационные системы.... А если ещё точнее то безопасность информационных систем... В общем интересно, мы двигаемся и двигаемся, только пока не понятно придём ли к той точке к которой хотелось бы нашему государству...
и где только на всё денег взять?
вопрос конечно риторический ;)
Бей посуду, я плачу