Владельцы российских айти-компаний недовольны. Судя по результатам рыночных исследований, бизнес закупает отечественный софт «для галочки», а работать продолжает на привычных и удобных западных программах.
По данным «Ведомостей», доля российских САПР в закупках в денежном выражении достигла внушительных 90%, но при этом компании в России почти не пользуются этим софтом.
Причины, в общем-то, понятны. Российские айти-гиганты после ухода западных конкурентов на добровольную «самоизоляцию» в начале 2022 года, получили уникальную возможность. К уже привычным бюджетным вливаниям и налоговым льготам добавилось ещё и монопольное положение на рынке! Воспользовались компании этим положением, как и положено любому монополисту – вместо того, чтобы делать качественный и комфортный для конечного пользователя продукт, начали выкручивать покупателям руки административными методами, рассудив, что уж теперь-то те точно никуда не денутся.
Результатом стали известные постановления Правительства РФ с обязательным переходом на цифровые модели вначале для бюджетных строек, а затем и для коммерческого жилищного строительства. При этом все технические требования в нормативных документах прописывались конкретно под российских разработчиков, чтобы не мытьём, так катаньем заставить строителей и проектировщиков брать цифровой неликвид.
Получилось не очень. Например, глава лаборатории стратегического развития продуктов «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников приводит такие цифры: к лету 2024 году доля российских САПР на отечественном рынке ПО составляет всего 15-20%. И это невзирая на то, что пресловутый Автодеск вначале «добровольно» ушёл с российского рынка, запретив пользоваться своим софтом, а потом ещё и удалённо заблокировал уже купленные версии своих продуктов.
Но то ли на Руси не перевелись ещё народные умельцы, то ли многомудрые топ-менеджеры корпорации Автодеск специально делали блокировки из рук вон плохо. Так что, вроде бы, и требования своего Правительства выполнили, и лазейку на российский рынок сохранили. Оно и понятно – военные конфликты кончаются, правительства уходят в отставку, а борьба за клиента не прекращается.
Российские софтверные гиганты попытались закрутить гайки со своей стороны. В рунете развернули кампанию по борьбе с пиратством, которая включала не только публикацию искромётные статей, но и блокировку ресурсов, предоставляющих «трофейный» софт. К борьбе за общий денежный поток были подключены и интернет-гиганты. Поисковые системы начали энергично удалять ссылки на нелицензионный контент из поисковой выдачи без суда. Например, по итогам лета 2022 года Яндекс удалил 9,1 миллиона ссылок на пиратский контент. При этом за тот же период 2021-го данный показатель составил 6,4 миллиона.
Казалось бы, отечественные софтверные компании сегодня, мягко говоря, не бедствуют. Статистика Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИТ) гласит, что в 2022 году на закупку САПР отечественные госорганы и госкомпании потратили 1,6 миллиарда рублей. Объём российского софта в этих закупках составил 93,39%, что на 67,7 процентных пункта выше, в сравнении с результатами 2021-го.
При этом известно, что выручка компании «Аскон», разработчика известной российской САПР «Компас-3D», по итогам 2023 года показала впечатляющий 47-процентный рост – вплоть до 5,6 миллиарда рублей. Согласно документам компании, в список её корпоративных клиентов входят 15,8 тысячи заказчиков.
Выручка второго крупного игрока на российском рынке, компании «Нанософт», создателя САПР nanoCAD, в 2023-ем выросла на 41,8%, составив 3,5 миллиарда рублей.
Всего по итогам 2023 года выручка отечественных компаний – разработчиков САПР – выросла суммарно примерно на четверть. Эксперты ожидают, что та же тенденция будет и в 2024-ом, а вот через год наступит небольшая стабилизация роста за счёт насыщения рынка и удовлетворения первичных потребностей.
Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Уже понятно, что, получив ничем не ограниченные федеральные дотации и возможность монопольного диктата цен на рынке, российские айтишники меньше всего планируют работать над качеством и удобством своего продукта для конечного клиента. Вместо этого расширение продаж будет вестись вполне административными методами: за счёт введения обязаловки для госкомпаний и участников закупок, путём инициирования охоты на нелицензионный софт от конкурентов, а также с помощью запретом на обучение альтернативным цифровым решениям в российских вузах. О последнем представители айти-отрасли говорят уже давно и не стесняясь.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
18.06.24 в 13:39
Кому хочется работать на недоработанных продуктах? Но придумали хитро. Даже не заморочились.
Охххх... Вот реально... Вместо того, чтобы брать качеством у нас умеют только гайки закручивать... Видимо от того, что понимают, что продукт на букву "Г".....
И я так думаю
Это очень печальная история. И каждый должен это понимать.
Не понятно, почему "... российские айтишники меньше всего планируют работать над качеством и удобством своего продукта для конечного клиента". Они. что об этом где-то заявили? А голословные (без доказательные) обвинения в их адрес - это ведь просто клевета. Из тех. кто написал ох-ах комментарии к этой статье, кто-то что-то понимает в отечественных программах? Можем обсудить достоинства программ РЕНГА и РЕВИТ. Можно начать с вездесущей Полианны. Вам слово, душечка ...