Несколько дней назад состоялся организованный НОСТРОЙ вебинар «Требования к подрядчикам и застройщикам при переходе на исполнительную документацию в электронном виде в 2024 году». Одним из спикеров этой виртуальной встречи стал директор строительно-монтажного управления ООО «Монтажэлектрострой» города Кемерова Константин Мелентьев, который рассказал про свой опыт практического использования цифровых систем при передаче исполнительной документации в электронном виде в информационную систему управления предприятием.
В начале своего рассказа он сообщил, что компания сейчас одновременно работает над возведением сразу двенадцати объектов. Среди них – детский сад, школа, инженерные сети и котельные, а также промышленные предприятия. До перехода на электронную документацию подрядчик в своей работе сталкивался с рядом проблем:
В прошлом году Минстрой Кузбасса выбрал три объекта, на которых были запущены пилотные проекты по цифровизации. Два из них возводила ООО «Монтажэлектрострой»: детский сад и сеть водопровода на территории комплексного развития.
После этого в течение полутора месяцев представители заказчика и подрядчика проходили обучение. После чего приступили к ведению документации по обоим проектам в «цифре».
К сегодняшнему дню детский садик уже полностью сдан в эксплуатацию, работа с сетями завершается. На основании полученного опыта директор СМУ рассказал слушателям о том, как проходило строительство при использовании новой технологии.
Говоря о выдаче проектной документации, Константин Александрович отметил, что сейчас выдать её можно, нажав всего на пару кнопок клавиатуры. Проектировщик загружает документы в систему, подписывает её своей ЭЦП и отправляет заказчику. После рассмотрения полученной документации заказчик подписывает её снова своей электронной подписью и передаёт для производства работ генеральному подрядчику. При наличии замечаний контрагенты общаются в рамках системы, пересылая друг другу документы для уточнения, либо устранения замечаний.
Что касается общего журнала работ, «цифра» позволяет многие повторяющиеся элементы копировать и тратить минимум времени на заполнение этого документа. Как только журнал работ подписан ЭЦП подрядчика, доступ к нему немедленно появляется у заказчика и застройщика, а впоследствии и у стройнадзора.
Работу с исполнительной документацией спикер продемонстрировал на примере акта освидетельствования скрытых работ. Отметив, что в систему уже загружено большое количество готовых актов, при использовании которых ошибку сделать практически невозможно. К тому же, при составлении акта из системы автоматически подтягивается его шапка, необходимые подписанты, участвующие в проекте, а также подтягивается сертификат соответствия либо документ о качестве и подгружается необходимый лист проекта. Эта автоматизация при составлении актов экономит очень много времени, подписывается он удалённо с помощью ЭЦП должностных лиц.
На этапе строительного контроля, который реализован в рамках этой же платформы, можно сформировать заявку на вызов специалиста для освидетельствования скрытых работ. Контрагент увидит заявку автоматически и сможет согласовать дату и время для визита на объект.
Недостатки, если они будут выявлены при осмотре, можно быстро внести в систему в электронном виде. После их устранения генподрядчик может добавить в информационную систему соответствующий акт.
По результатам работы с электронной документацией Константин Мелентьев сформулировал ряд плюсов такого подхода:
Но есть и «минусы» – спикер отдельно уточнил, что это, скорее, не минусы, а задачи, которые нужно выполнить на старте. Среди них:
С учётом того, что эти шаги нужно выполнить лишь единожды, переход на исполнительную документацию в электронном виде сулит участникам строительства существенную выгоду в долгосрочной перспективе.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
01.04.24 в 07:16
Остаётся только три вопроса. Маразм с исполнительной документацией на работы, не являющиеся скрытыми, остался таким же или всё-таки нет? Удалось ли отучить заказчика требовать исполнительные схемы на работы, на которые не положены эти схемы вообще? Получилось ли сократить количество актов без дробления процессов до неадекватных критериев?
Ещё лет 5-10 назад даже банальный электронный документооборот для многих был новинкой и вызывал в той или иной мере панику. Однако, сегодня мы понимаем, что завтра без этого не существует и даже маленькие компании с небольшой численностью начинают работать в разных системах, которые по сути связаны друг с другом. Это упрощает коммуникацию, сокращает время получения юридически значимого документа и трудозатраты.
В строительстве всё сложнее, это понятно. Но имея желание достижимо всё.