Не пропесочить, а програнитить!

Обсуждение: 11
2608

В Сахалинской области обдумывают более экологичные способы борьбы с гололёдом, чем привычные соль и песок

В островной губернии чиновники, коммунальщики и саморегуляторы обсудили важную и актуальную тему – способы борьбы с гололёдом. Ещё в конце октября сего года генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский предложил заменить привычную, но «вредную» для обуви пешеходов и автомобилей, традиционную пескосоляную смесь на каменную крошку с местных сахалинских карьеров. Причины понятны – песок и соль не только самым пагубным образом сказываются на обуви горожан и протекторах автомобилей, но засоряют городскую экосистему. Каменная крошка в этом отношении менее проблематична.

Заместитель председателя областного Правительства Сергей Олонцев взял идею на карандаш. Он поручил местному Минстрою и Минтрансу обсудить вопрос с предприятиями, которые заняты разработкой карьеров на территории региона, чтобы выяснить возможность производства каменной крошки для противогололедных мероприятий в Сахалинской области.

И вот вопрос был повторно вынесен на заседание рабочей группы «Качество дорожных сетей и обеспечение транспортной доступности населения» в региональном Правительстве. Пока муниципалитеты работают по старинке. Представители Долинского, Корсаковского и Холмского городских округов рассказали, что от гололёда спасаются традиционными средства – посыпают дороги песочком да солью.

Господин Олонцев обрушился на чиновников с критикой:

Сводится к тому, что материала (отсевов) нет. Я думаю, что в Финляндии, Швеции, Дании климатические условия не лучше, чем на Сахалине. С точки зрения отрицательных температур там похлеще бывает.

Сергей Петрович предложил учесть опыт и условия хранения современных противогололедных материалов. Добавив при этом, что гранитную крошку, возможно, и не стоит применять, а вот отсевы с карьеров могут быть полезным ресурсом. Председатель Общественного совета по дорогам Валерий Ерохов напомнил, что в 2010-2011 годах по инициативе ООО «Востокдорстрой» в качестве эксперимента на площади Ленина в Южно-Сахалинске применяли отсев с сахалинского карьера.

Зампред областного Правительства согласился и добавил, что нужно понять, какого размера фракции при посыпке улично-дорожной сети необходимы по нормативам. И эту работу необходимо провести вместе с муниципалитетами, особенно с теми, где большие перепады по высотам на местности – это Невельск и Холмск.

Руководитель ГКУ «Сахдормониторинг» Александр Поколов сообщил участникам заседания, что в Южно-Сахалинске практикуется применение отсева гранитной крошки на тротуарах. В зимнее время около 57-ми километров тротуарной части посыпается отсевом дробления с сахалинских карьеров. Используется фракция от 2,5 до 5-ти миллиметров.

Также, согласно ОДМ (отраслевой дорожный методический документ), против зимней скользкости на дорожном покрытии может использоваться отсев в результате дробления щебня размером фракции до 5-ти миллиметров. Для предотвращения смерзания и сыпучести туда добавляется песок.

Впрочем, далеко не все специалисты согласны с новой технологией. Господин Поколов рассказал о неудачном эксперименте в Санкт-Петербурге, где в 2012 году установили, что в период перепада температур от минусовых до плюсовых гранитная крошка или отсев не подходят для профилактики против скользкости. Также применяемый материал очень сильно засоряет систему водоотведения. Зарубежный опыт применения гранитной крошки против скольжения показывает результаты при условиях снежного наката от 3-х сантиметров, то есть на чистом асфальте гранитная крошка не работает.

По словам руководителя «Сахдормониторинг», учитывая темп движения в Южно-Сахалинске – 1,5 тысячи машин в сутки, применять отсев дробления невозможно. Его можно использовать в пригородной дорожной уличной сети либо в районах сельской местности, где слабая интенсивность движения.

В итоге Сергей Олонцев дал своим подопечным новое распоряжение – зафиксировать результаты анализа применения пескосоляной смеси, чтобы в дальнейшем вносить изменения не массово, а на отдельных участках, которые особо страдают от переизбытка реагентов. Также дорожникам поручено изучить фракционный состав отсева с карьеров и дать фотоотчёт по его применению.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

05.12.24 в 08:59
  • Миледи
    Миледи 05.12.2024 в 09:38 пишет:

    Зима пришла, вспомнили, что у нас снег бывает! Где раньше были?! Когда ещё не успели всё в очередной раз засыпать этой вредоносной заразой?!

    Ответить
    СРОшник
    СРОшник 05.12.2024 в 16:08 пишет:

    Не понял при чем тут СРО.

    Ответить
    Полианна
    Полианна 05.12.2024 в 21:14 пишет:

    Эта соль уже реально в печенках сидит... Для обуви и лап животных просто ужас....

    А хранится эта соль в мешках на улице под дождём и снегом.... Во всяком случае в Москве...

    Короче, проблема стара как мир.... Хорошо, что хоть где-то этот вопрос решается...

    Ответить
    Федор
    Федор 06.12.2024 в 07:46 пишет:

    Сейчас попытаюсь объяснить уважаемым читателям, что такое зимнее содержание дорог и тротуаров и почему из-за наших чиновников оно отсталое.

    Посыпать надо просушенным, прокаленным и просеянным песком, желательно фракцией 2.5-5мм. Соль добавляют, как справедливо отмечено, для плавления льда из-за, если не изменяют школьные знания химии, ионной реакции натрия с водой, при этом кстати выделяется водород, время реакции быстрое. После посыпки и реакции льда нужно чистить на второй проход. Операционный состав работ получается:

    0. Подготовка материалов и их складирование, подвоз к месту.

    1. Расчистка от снега покрытия механизированным способом.

    2. Посыпка смесью покрытий.

    3. Уборка покрытий механизированным способом.

    То есть при такой смеси и такой технологии грязи быть не должно. Но щетки, которые ставятся на технику обычно пропиленовые, которые не создают борозды на льду, а шлифуют его по сути - движение щёток не фрезеровочное, а затирочное: параллельно покрытию, а не перпендикулярно, а угол атаки маловат. Это раз. После посыпки убирать нужно отвальным ножом, а затем проходить щеткой металлической. Этого никто не делает, потому что сметы составляются по минимуму раз. На зимнем содержании, например, мостов, на месяц дают всего 4 цикла (раза) уборки полосы безопасности, и то вручную по ГЭСНс. А у подрядчиков нет печей для сушки и прокаливания песка потому, что если заказчику это надо - он должен это оборудование выдать или предусмотреть амортизацию/машиночасы, а этого в сметах и техзадании опять нет. Установки для просеивания тоже не используют по этой же причине. На подвоз материалов из хранения в теплых буртах денег, как правило, тоже нет. Фены и инфракрасные подогреватели пока на технику не ставят. Зато есть шедевр - с подрядчиков как всегда требуют ППР на содержание с разработкой технологии.

    Подытожим: отсутствие у заказчиков проработанной технологии содержания и перекладывание её создания на подрядчиков приводит к дерьму И ГОЛОЛЁДУ на дорогах и тротуарах.

    UPD: на федеральных дорогах кстати говоря, базы для содержания строит сам подрядчик, насколько мне известно, то есть - за свой счёт. Потому что по идее на примерно 200км дороги должна быть по-хорошему одна база. То есть модель содержания - вот вам денег по минимуму только за уборку, но уровень обеспечьте как Финляндии. Заказчики баз не строят и подрядчикам в пользование их не передают, хоть так должно быть. В городе же для улично-дорожной сети должны создаваться тоже базы с теплыми стоянками на каждые 40-90км2, потому что это квадрат со сторонами 20х20 либо 30х30км, радиус езды 10-15км, для техники это приемлимо для езды, но не более. Городские заказчики базы тоже не строят, и подрядчикам не передают. Вот такая бестолковость.

    UPD2: чтобы не засорять водоотвод и ливневую канализацию, есть вообще-то вакуумные подметально-уборочные машины, которые сам подрядчик по содержанию никак не сможет купить, если контракт на содержание заключается на 1-2 года. Его тогда надо заключать на 5 лет, чтобы можно было взять технику в лизинг, либо тогда заказчик должен её сам взять и передать в использование в с полной материальной ответственностью. Потому что за те деньги, которые выделяются именно на уборку, купить сходу штуки по 3-4 машин каждого вида техники крайне проблематично.

    Ответить
    Федор
    Федор 06.12.2024 в 09:03 пишет:

    Ну и чтоб не вводить уважаемых читателей в заблужение, отмечу, что под песком понимается либо песок из отсевов дробления - достаточно крупный по зерну материал по ГОСТ 8736/31424, либо песок природный по ГОСТ 32824/8736 - мелкозернистый материал. Обращаю внимание - рассев песка по ГОСТ 32824 осуществляется на ситах с квадратными ячейками 2мм, 1мм, 0,5мм; 0,25мм; 0,125мм и характеризуется модулем крупности, рассчитываемым по формулам из ГОСТ 32727/8735 по остаткам на ситах (непроходу зерен по размеру). Так вот - если не убирать обледенение тротуаров, а просто посыпать, то, по моему скромному мнению, лучше подходит более крупный песок из отсевов дробления, потому что скорость движения и сцепление с подошвой происходить не будет. Для дорог же по идее лучше наоборот - скорость движения машин такова, что, вероятно, отсев будет вылетать из-под колёс, к тому же зимой шины шипованные; налипание в сочетании с солью происходит в основном на кузове авто, что конечно нехорошо для самого авто. Но при должном подходе к подготовке самого песка потребность в соли на проезжей части дорог и улиц в принципе останется под вопросом, собственно как и тротуаров - обжиг и прокаливание позволяют избавиться от пылевидных и глинистых частиц, которые от воздействия воды естесственно набухают. В целом же фрикционные материалы всё равно будут использовать, т.к. убрать обледенение до асфальта или бетонной тротуарной плитки/брусчатки достаточно проблематично.

    Ответить
    Анфиса
    Анфиса 06.12.2024 в 10:46 пишет:

    фотоотчеты стали сильно популярны в наши время. было стало было стало. только как по фото определить точно ли тот состав на дороге? а то мигранты и перепутать мешки могут - читать то не умеют :(

    Ответить
    • Федор
      Федор 06.12.2024 в 13:21 отвечает пользователю: @Анфиса

      Для этого должна быть стадия заготовки материалов и лабораторные испытания. И не на бумаге, а в реальности. И я бы еще как сидоровых коз драл поставщиков и производителей песка, потому что они не раз в сутки сортируют партию согласно ГОСТ, а намывают гору за месяц кубов в 30000, и потом там вообще непонятно, какой модуль крупности и какая фракция. Но паспорт выдают, что ГОСТ все дела. У производителей именно песка вообще производственного контроля нет почти по ГОСТу, чтоб там с конвеера отбирать или линии, только для декларирования пробы отберут, а в штабеле вообще может всё вперемешку оказаться. У перевозчиков с доставкой под ключ вообще лучше не брать, там особо ушлые могут и из леса привезти.

      Ответить
      Анфиса
      Анфиса 06.12.2024 в 14:23 отвечает пользователю: @Федор

      бардак ;(

      Ответить
2