Начальник Госэкспертизы России Игорь Манылов выступил с большим программным интервью в «Российской газете», рассказав о том, как вверенное ему ведомство внедряет цифровые сервисы, что нам ждать от искусственного интеллекта, и какие перспективы у ТИМ в России. Предлагаем уважаемым читателям наиболее интересные, по мнению редакции, выдержки из этой обширной беседы.
Игорь Евгеньевич повторил чеканную путинскую формулу о том, что искусственный интеллект – это только инструмент в руках человека. А значит, полностью он не заменит человека никогда. В части экспертизы речь идёт о максимальной оптимизации рутинных процессов с помощью машинного обучения.
Если раньше эксперты по несколько часов в сутки разбирали поступивший комплект документов, то сейчас это делает машина за долю секунды. Но обучают её эксперты. Главгосэкспертиза годами формировала электронную цифровую среду, накопила огромные данные. А большие данные – этот как раз та среда, в которой нейронные сети чувствуют себя особенно комфортно. У ведомства есть колоссальный массив в 30 миллионов файлов, из них 3 миллиона – в машиночитаемом виде. И это не просто сканы, копии, схемы и картинки, а формат, максимально удобный для обработки с помощью нейронок.
В конце года экспертное ведомство запустило первый этап промышленной эксплуатации модуля предиктивной аналитики. Пилотный проект был отработан на «Базе типовых замечаний».
Сейчас уже началась следующая фаза – системы начали обучать с помощью нейросетей. Например, проводится большая работа по типизации замечаний. Эксперты выдают тысячи замечаний по проектам в год, их физически невозможно проанализировать человеку. Но такому анализу был обучен ИИ. Машина выступает ассистентом эксперта – говорит, обычно ты в таких случаях выдаёшь такие замечания.
Она анализирует пакет проектно-сметной документации и говорит, к примеру, какие эксперты в данном случае нужны. Потом «живые» специалисты её перепроверяют, поскольку это новая технология. Например, машина может выдать, что нужны эксперты по экологии. При этом в тексте нет ни слова про экологию, но ИИ по контексту программы это поняла и спрогнозировала такую потребность. Это и есть суть предиктивной аналитики – автоматизированного метода построения прогнозов на основе результатов анализа предыдущих данных. Нейросеть для этих целей ведомство разработало своими силами.
Все рутинные сопоставления система скоро будет делать сама, для этого действительно эксперт не нужен. Дальше она может отслеживать какие-то параметры – например, ширина проёма ниже минимально допустимой и тому подобное. Это несложно настроить в машиночитаемом формате.
А вот если говорить о тех направлениях, в которых ИИ человек заменить не может, то здесь господин Манылов назвал такие варианты:
Наконец, искусственный интеллект останется помощником по той простой причине, что ответственность всё равно должен нести человек, которому предстоит принимать конечное решение.
Однако ИИ позволит сократить потери времени на хождение по кабинетам и бессмысленную бюрократию. К примеру, эксперт должен потратить на экспертизу проекта не более 42-х дней. Но это может быть проект маленькой школы, а может быть – огромного нефтехимического производства. И тут включается административное регулирование: эксперт за 3 дня проведёт экспертизу школы, а в освободившееся время будет заниматься нефтехимией. Примерно так же оптимизирует процесс искусственный интеллект: где-то может сэкономить ресурсы, а по другому проекту – прибавить их.
Вот такие футуристические планы на будущее от руководителя Главгосэкспертизы России. Причём, прогнозы Игоря Манылова назвать маниловщиной не получится, поскольку они уже подкреплены первыми пилотными проектами, наличием колоссальной базы данных и жёсткими требованиями сверху. И, если подумать – а может и не так плохо, что нейронка начнёт проверять проектную документацию? Конечно, от ошибок не застрахован ни один интеллект, но робот, в отличие от человека не устаёт, не допускает ошибок по невнимательности, а главное – купить положительное заключение станет уже труднее.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
24.01.24 в 12:01
Был просто эксперт, а теперь эксперт и его электронный помощник, за который отвечает тот же человек. Т.е. следить надо за собой и за тем парнем.
К ИИ-системе, которую сегодня пилотирует госэкспертиза, уже сегодня следовало бы допустить проектные организации. В этом случае они не представляли бы на экспертизу некондиционную проектную документацию, в которой экспертиза нашла бы изъяны. Такой подход сэкономил бы массу времени как для проектных организаций, так и для органов экспертизы.
Евгений. А где роль в этой ИГРЕ заказчика (технического заказчика)? Ведь именно он обязан сопровождать разработку ПД и РД, как одного из этапов реализации проекта строительства объекта капитального строительства.
Ведь именно техзаказчик обязан принять ПД и РД, проверить его и подать на ГОСЭКСПЕРТИЗУ.
На этом этапе все участники должны быть задействованы, как и на этапе строительства - техзаказчик ведёт строительный контроль, периодически приходит ГИСН, потом Ф-2 и КС-11. После этого приходит ГИСН с проверкой и выдачей ЗОС.
Каждый этап должен проходить по подобной процедуре.
Иначе наша общая болезнь - ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ ПОДРЯДЧИКА_СТРОИТЕЛЯ. Он получает ПРОЕКТ, начинает работать. Всегда проект "плохой" - дополнительных работ и ошибок в проекте и смете на 10-40% сметной стоимости. Проектировщик УДРАЛ, а заказчик говорит: "Куда смотрел? Подписал контракт, не задавай вопросы!
Сейчас приняли решения, по каждому замечанию по проекту писать в Минстрой и прокуратуру, в том числе и на Госэкспертизу.
Вы правы, Валерий. Именно Заказчик должен иметь доступ к экспертной системе, которую разрабатывает госэкспертиза. Мне представляется, что с использованием такой экспертной системы заказчик должен быть убедиться в кондиционности проектной документации до предоставления доступа к ней органов экспертизы.
В чем проблема разместить такую экспертную систему в облаке в целях организации доступа к ней всех заинтересованных лиц (возможно, на коммерческой основе), я не знаю.
Мне представляется, что это один из вопросов, который следовало бы обсудить на предсъездовских мероприятиях НОПРИЗ.
Если за машиной не проверять, то как можно нести ответственность за вынесенное ей решение?
Марк Андреевич, никто уже давно не перепроверяет вручную расчеты прочности и устойчивости конструкций, выполненные на ЭВМ с помощью известных программ Лира или Скад. Почему, на ваш взгляд, профсообщество не должно доверять результатам, полученным с помощью ИИ?
По сложным объектам расчеты перепроверяются по разным программам. А кто будет перепроверять выводы ИИ? И не подскажите, почему экспертиза не требует выполнения расчетов металлоконструкций с учетом бимоментов? Это требование Свода Правил по проектированию металлических строительных конструкций и из-за не учета бимоментов часто бывают обрушения покрытий от снеговой нагрузки (в прогонах покрытия возникает бимомент, который не учитывается в расчетах). И прослеживается нежелание экспертизы заниматься этим довольно сложным вопросом - в университетах их этому не учили. Но ведь существуют книги с примерами этих сложных расчетов, почему же эксперты ее не используют? Когда обрушение покрытий происходят, всё стараются свалить на строителей - пользуются тем, что расчеты это не их обязанность и они в них слабо разбираются...
Сергей, по поводу расчета металлоконструкций я вам ничего не скажу, поскольку это не моя поляна. При расчете подконструкций для вентфасадов (это тоже металлические конструкции) мы бимоменты тоже не считаем.
Теперь по поводу экспертизы. Сколь бы высокопроизводительной не была вычислительная техника, а мы находимся на пороге квантовых машин, архитектурное решение всегда останется за архитектором. А вот проектную и рабочую документацию вместе со всеми расчетами в обозримой перспективе сможет сделать машина, используя для этих целей СП, переведенные на понятный ей язык. Для этого Стратегия развития нашей отрасли и предусматривает перевод в машиночитаемый и машинопонимаемый формат всей нормативно-технической базы. Сегодня машину еще не научили разрабатывать проектную документацию. Однако, провести экспертизу этой документации она сможет уже очень скоро. Если вы видите необходимость учета бимоментов, то нужно рассказать об этом машине. Будучи послушной и легко обучаемой, она по заданному ей алгоритму проверит учтены в расчете бимоменты или нет. А от вас, как от грамотного эксперта в данной узкой предметной области требуется машинопонимаемый алгоритм или, если кратко, база знаний в этой предметной области.
Ниже копия письма в Главгосэксертизу в октябре 2019 г. Еще одно письмо было направлено в сентябре 2020 г. Два письма в эти же сроки были направлены в Мосгосэкспертизу и НОПРИЗ. Отправлены письма в Управление экспертизы Кузбасса. Было обращение в Главгосэкспертизу Главного редактора этого блога. Гробовая тишина.
Поэтому немного смешно читать Ваши комментарии. Не думаю, что Вы такой уж наивный ...
Исх. № Начальнику
ФГУ
от
.10.2019 г. «Главгосэкспертиза
России»
И.Е. Манылову
Касается учета бимомента при
проектировании стальных
конструкций
Уважаемый Игорь Евгеньевич!
В Перечень
национальных стандартов и сводов правил, утвержденный постановлением
Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014 года, входит СП 16.13330.2011 «Стальные
конструкции». Актуализированная редакция СНиП II-23-81*. Данный свод правил
является нормативным документом и обязателен для применения в организациях,
занимающихся проектированием и обследованием строительных металлических
конструкций, а также для органов государственной и негосударственной экспертизы
проектной документации.
В соответствии с пп. 8.2.1, 8.3.1 и 8.4.1 данного
Свода правил расчет элементов стальных конструкций при стесненном кручении
выполняется с учетом бимомента В (при его наличии). Бимомент В
возникает в подкрановых конструкциях, прогонах покрытия, балках перекрытий и
покрытий при одностороннем нагружении, а также в ряде других случаев. Не учет
бимомента В, как правило, приводит к завышению несущей способности
конструкций как на стадии проектирования, так и при выполнении поверочных
расчетах конструкции при обследовании, со всеми вытекающими отсюда
последствиями. В прогонах покрытия, в зависимости от угла наклона покрытия и
нагрузки, возможно как завышение, так и занижение несущей способности прогонов.
Также, при не учете бимомента В, искажается картина напряженно-деформированного
состояния поперечного сечения элементов стальных конструкции.
Свод правил СП 260.132.5800.2016
«Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и
гофрированных листов. Правила проектирования», содержит требования
расчета тонкостенных холодноформованных элементов (ЛСТК) с учетом напряжений от бимомента В при стесненном кручении.
Более полная информация о влиянии
бимомента В на несущую способность элементов стальных конструкций
приводится в учебно-методическом пособии
«Стесненное кручение.
Бимоменты, изгибно-крутящие моменты и моменты свободного кручения. Теория и
примеры расчета стальных конструкций». М., Издательство МГСУ, 2020. Статья,
посвященная данной книге, опубликована в журнале «Строительная Орбита» № 10 за
2019 год и прилагается.
29 января 2020 года Ассоциация «СРО «КПНЦ» проводит обучающий семинар, посвященный
презентации указанной выше книги, для специалистов проектных организаций. Участие
в семинаре бесплатное. На семинаре, при презентации
книги, будут рассмотрены следующие вопросы:
-
определение нормальных и касательных напряжений при стесненном
кручении
для швеллеров, ЛСТК-профилей, двутавров и подкрановых
конструкций с учетом бимоментов
и изгибно-крутящих моментов;
- расчет
подкрановой балки производственного здания с учетом бимоментов.
Место проведения семинара - г. Новокузнецк, ул. Кирова
42, главный корпус Сибирского государственного индустриального университета
(СибГИУ), блок поточных аудиторий, аудитория № 8.
Приложение:
Статья «Более полувека в забвении: стесненное кручение элементов
стальных конструкций и бимомент».
Директор
Яковлев С.К.
И Вы считаете это сильным аргументом!?
Желаю всем органам государственной экспертизы получить люлей после первой же процедуры анализа любой проектной документации от ИИ, в которой:
1) материалы с оборачиваемостью будут осмечены в % от рыночной стоимости без затрат на первоначальное изготовление по РДС 82-201-96;
2) не будет проработанная рабочая документация, включая опалубочные чертежи, монтажные схемы, спецификации, средства подмащивания, СВСиУ и прочее (то чем сейчас с какого-то хрена занимается подрядчик) или хотя бы затраты на подготовку такой документации;
3) не будет оплаты машиночасов ключевых машин и механизмов, изображенных на чертежах ПОС, по рыночной стоимости; человекочасов по рыночной стоимости;
4) геодезические изыскания линейных объектов сделаны без учёта расстояний и плодащей для временных и подготовительных работ (временные дорожные знаки, геодезическая обноска, подъездные пути и прочее);
5) отсутствуют затраты на специфические природные условия, которые у нас в стране имеются в почти 100% случаев (зимнее удорожание, болотистая местность, процессы в грунте, затраты на ручные разработки грунта и т.п.);
6) будут отсутствовать вменяемые затраты на соблюдение сопутствующего законодательства об охране окружающей среды, пожарной безопасности и сохранения инфраструктуры (вывоз ТБО, подготовка паспортов отходов, размещение средств пожаротушения, монтаж временного видеонаблюдения, охрана объектов и т.п.)
А такой документации в стране 100% проектов. Так что и уволиться сразу после этого.