Российские власти понемногу начинают менять тональность в разговоре с лидерами айти-отрасли. Если по сию пору наши софтверные компании воспринимались как спасители Отечества, пользовались режимом максимального благоприятствования и могли практически бесконтрольно распоряжаться многомиллиардными бюджетными вливаниями, то теперь ситуация меняется. Правительство России всё чаще задаётся вопросом о том, насколько эффективно эти средства используются и когда же, наконец, будет получен приемлемый результат.
Так, немало неприятных минут пришлось получить флагманам «российской айтишечки» в ходе VIII конференции «Цифровая индустрия промышленной России», которая прошла в начале первого летнего месяца. Держать ответ главам софтверных компаний и иных корпораций, занятых внедрением цифровых технологий пришлось перед премьер-министром Михаилом Мишустиным, который, как известно, имеет репутацию подкованного технаря.
Причём, репутацию вполне заслуженную. Михаил Владимирович учился в Московском станкоинструментальном институте по специальности «системы автоматизированного проектирования», получив специализацию «инженер-системотехник». А до перехода на госслужбу был руководителем тестовой лаборатории и председателем правления Международного компьютерного клуба. Кроме того, помимо теории, глава Кабмина неплохо владеет и практической стороной цифровых технологий – под его руководством удалось посадить «на цифру» всё налоговое ведомство и всю отчётность российского бизнеса, что во многом помогло борьбе с теневым сектором и наполняемостью бюджета.
В целом, как рассказал премьер в своём докладе, ситуация в данной сфере выглядит вполне позитивно. Промышленностью взят уверенный курс на внедрение российского программного обеспечения. В прошлом году спрос на отдельные отечественные программные продукты, по экспертным оценкам, увеличился в 10-12 раз. В денежном выражении объём реализации собственных решений и услуг вырос почти на четверть – примерно до 2,2 триллиона рублей. Нет сомнений, что он станет и дальше расти.
Сегодня в России аккредитовано более 22.000 компаний – производителей программного обеспечения. И они активно перестраивают свою деятельность с учётом текущих реалий. Численность программистов, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 13%. В целом сейчас в стране работает свыше 740.000 человек. Так что разговоры про нехватку кадров постепенно сменяются уже очевидным переизбытком специалистов, которые вынуждены конкурировать за свободные места.
При этом пока бюджетный золотой дождь для софтверных компаний не думает оскудевать. Для стимулирования разработок новых продуктов и их внедрения на предприятиях запущен ряд специальных инструментов, в том числе налоговый манёвр, адресные пакеты мер поддержки, льготные программы кредитования, специальные гранты.
Правительство планирует облегчить нашим разработчикам доступ к контрактам государственных компаний – крупных отраслевых заказчиков. Для этого они должны получить статус системно значимых, тогда смогут работать без конкурсных процедур. Соответствующий законопроект уже внесён в Государственную Думу.
Кроме того, предполагается реализовать и ещё одну, довольно сомнительную меру – обязать компании, которые пользуются западным софтом, платить обязательные отчисления в особый фонд. Половина этой суммы может направляться на грантовую поддержку российских ИТ-компаний. За счёт второй части станет формироваться залоговая масса для их льготного кредитования. При этом сами пользователи, разумеется, не получат со стороны айти-компаний никакой поддержки используемых программ, ни скидок, когда отечественные аналоги, наконец-то, будут сделаны.
Тем не менее, впервые прозвучали на встрече и критические нотки. Так, Михаил Мишустин задал вопрос руководителю компании ЗАО «Топ-системы» Сергею Кураксину о том, когда же будет разработано так называемое «уникальное российское геометрическое ядро», которое компания успешно разрабатывает уже добрый десяток лет, бодро осваивая на эти цели бюджетные денежки.
На что господин Кураксин мило поулыбался, заявив, что не может ответить на вопрос о конкретных сроках:
Задача сложная. Ядра пишут в мире несколько компаний. Мы взяли на себя эту заботу и понимаем, что это самый сложный проект – создание геометрического ядра. Но мы набрали сейчас хорошие темпы разработки. Ранее я говорил – 2027-2028 годы, но в связи с тем, что темпы разработки достаточно хорошие, если нам никто не будет мешать, то я думаю, что можно сдвинуть срок создания геометрического ядра влево.
В ответ на что председатель Правительства России возразил, что понимает сложность задачи, но срок и конкретика должны быть.
Комментируя этот диалог на форумах, специалисты в области промышленного САПР отметили, что геометрическое ядро RGK от разработчика «Топ-системы» стало типичным программным долгостроем. Компания так и не смогла внедрить его ни в один реальный САПР, и сама продолжает работать на геометрическом ядре Parasolid. При том, что геометрическое ядро, разработанное на частные деньги, уже около 20-ти лет есть у российской C3D Labs (АСКОН), его может купить любой желающий, и на нём работают такие известные САПР как КОМПАС-3D, Renga, NanoCAD, ЛОГОС и другие.
А что касается обывателей, не слишком сведущих в цифровых тонкостях, то у них уже давно возникают вопросы о том, не пора бы властям уже более предметно поговорить с обласканными и осыпанными деньгами айти-компаниями, спросив с них за потраченные средства?!
Едва ли можно назвать нормальной ситуацию, когда создаётся пул приближённых фирм, которые могут десятилетиями получать многомиллиардное финансирование из бюджета, бесконечно допиливая и переделывая собственные полусырые программы. И не неся за это ни гражданской, ни уголовной ответственности.
Геометрическое ядро (английское Geometric Kernel) – программное обеспечение, которое встраивается в САПР его производителем и позволяет инженеру создавать двумерные и трёхмерные геометрические модели, а также редактировать их. Геометрическое ядро позволяет точно описывать форму моделируемого объекта и взаимосвязи элементов геометрической модели. Из набора простых геометрических моделей могут формироваться более сложные модели (сборки) при помощи геометрического решателя. Дополнительно в геометрическую модель включают историю её построения, хранящую способы и последовательность построения модели, а элементы геометрической модели наделяют атрибутами, несущими информацию о физических, технологических и других свойствах элементов.
К геометрическим ядрам относятся:
На рынке ядер в настоящее время доминируют Parasolid и ACIS, которые были представлены в конце 1980-х годов. Последними ядрами, появившимися на рынке, являются C3D, разработанное в 1996 году, и Convergence Geometric Modeler, разработанное в 1998 году.
Новейшее в мире ядро геометрического моделирования – это Russian Geometric Kernel (РГЯ), принадлежащее российскому Правительству, и не ясно, будет ли оно коммерчески доступно, несмотря на то, что предлагает уникальные функции, по сравнению с другими ядрами на рынке…
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
09.06.23 в 07:16
Главное не количество, а качество. Тысяча айтишников не сравняться с одним умным оленем ;=)
Ну с оленем то не сравнишь, а в общем и целом согласна.... Айтишники как и остальные специалисты в определённой области не все специалисты как выясняется на практике.... Поэтому хотелось бы, конечно, чего-то видимого и ощутимого для всех, учитывая, что все платят за гос вливания в айти-систему...
Увеличение спроса не говорит о качестве продукта, а планы на будущее об их реализации.