Главная стройка XXI века

Обсуждение: 5
5179

Такое громкое название дал координатор НОСТРОЙ Айхал Габышев намечаемому возведению моста через реку Лена. И доля истины в этих словах есть!

Ленский мост призван стать ещё одним циклопическим инфраструктурным проектом, призванным решить массу проблем, начиная от бесперебойной доставки грузов и заканчивая обеспечением связи с другими субъектами Российской Федерации.

По задумке властей мост соединит регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, то есть более четверти всей территории России. Он свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. Строительство мостового перехода по ныне существующим оценкам, увеличит круглогодичную транспортную доступность населения с 21% до 70%. Такие цифры приводил первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков.

В настоящее время левый берег Лены, на котором находится столица региона Якутск, до сих пор не имеет стабильной транспортной связи с остальной Россией. Чтобы добраться до федеральной трассы «Колыма» и станции Нижний Бестях Амуро-Якутской железной дороги, нужно переправиться через реку. Летом грузы доставляются на пароме, а зимой – по льду. В своё время на слуху была даже «паромная мафия», которая монополизировала услуги перевоза через реку и активными методами боролась с конкурентами. В дальнейшем лихие паромщики то ли успешно легализовались, попав под крылышко региональных властей, то ли всё-таки перешли к более цивилизованным методам работы.

Во всяком случае, паромный бизнес очень выгоден для местных жителей и крайне затратен для пассажиров. К примеру, если перевозят автомобили, то придётся заплатить ещё и за пассажиров. А осенью, когда приходится вызывать ледокол, тарифы и вовсе достигают запредельных значений: по данным «Российской газеты», от 25-ти тысяч рублей до 135-ти тысяч. А зачастую товары приходится отправлять на склад, что ещё на порядок увеличивает расходы на логистику и хранение.

Всё это отражается на стоимости продукции: в 2019 году Якутск вошёл в ТОП-5 городов с самыми высокими ценами. Без особых проблем добраться в Якутск можно только авиационным транспортом, да и то только в течение 152-х дней в году.

О необходимости моста, разумеется, говорят давно. Всерьёз вопрос о строительстве был поставлен в начале 1980-х годов. Тогда проектировщики предложили несколько вариантов, в итоге остановились на автомобильно-железнодорожном, который должен был быть построен в районе посёлка Нижний Бестях. Строительство предполагалось закончить в 1995 году, но затем последовали всем известные события и российским регионам, да и федеральному центру надолго стало не до новых глобальных строек.

Затем в сытые 2000-е про мост снова вспомнили. Министерство транспорта РФ в 2006 году представило план строительства, рассчитанный на 6 лет и по цене 15 миллиардов рублей. Но и тогда проект был приторможен из-за финансовой составляющей.

Новая попытка последовала в 2011 году. Тогдашний Президент России Дмитрий Медведев решил присмотреться к перспективному якутскому мосту, предложив заодно построить подводный тоннель (!). Однако от этой совсем уже утопичной идеи пришлось отказаться. Без всякого тоннеля и даже без железнодорожной части, с одним только автомобильным сообщением мост потянул на 80 миллиардов тогдашних ещё не самых дешёвых рубликов.

После длительных переговоров и обсуждений в 2013 году были подписаны очередные договорённости, и дело, вроде бы, совсем пошло на лад. Но... грянул 2014 год, Крымский полуостров вернулся в родную гавань, и главной стройкой страны стал совсем другой мост. А вытянуть два колоссальных инфраструктурных проекта, да ещё в условиях санкций и кризиса российскому бюджету оказалось явно не по карману.

Тем не менее, в Якутии не теряли надежду. Слишком уж важен этот объект не только для региона, но и для всего Дальнего Востока. Помимо выхода к федеральным и региональным трассам, Якутия получит полноценный доступ к Транссибу, БАМу и портам Охотского моря. По оценкам аналитиков PricewaterhouseCoopers, после этого откроются возможности для развития транспортной инфраструктуры. А в Якутске можно будет смело строить крупный мультимодальный транспортный узел, куда будут доставлять товары сразу несколько видов транспорта – железнодорожный, речной, авиационный и автомобильный. По оценкам экспертов, грузопоток должен в перспективе возрасти до 6-ти миллионов тонн, а пассажиропоток – до 8-ми миллионов человек в год. Благодаря этому, будет достигнута существенная экономия на северном завозе, до 4-х миллиардов рублей в год. В общем, дело в масштабах страны нужное и полезное.

Но очень уж дорогое. Главная проблема строительства в том, что река в предполагаемом месте прокладки моста имеет несколько рукавов, да ещё и постоянно меняет русло. Один год капризная северная красавица Лена текла в одном месте. Глядь – не следующий год там уже болотце с комарами, а вода идёт по другому руслу. Словом, настоящий кошмар для проектировщиков и изыскателей.

Те, впрочем, настроены оптимистично. Например, Артём Николаев, представитель АО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» заявил, что не видит факторов, которые бы говорили, что вантовый мост в Якутске построить невозможно. И добавил:

В ближайшее время мы все основные параметры передадим в МГУ и Государственный гидрологический институт, чтобы они доделали математические и физические модели для строительства моста.

На уровне сухой экономической цифири проект выглядит на сегодняшний день примерно так.

Ориентировочно строительство начнётся уже в 2021 году в 30-ти километрах от Якутска, рядом с селом Старая Табага. Общая линейной части объекта составит более 3-х километров, а подходов к нему – 11-14 километров. Мост планируется сделать двухполосным, с пропускной способностью 7 тысяч машин в сутки. Проект будет реализован на условиях государственно-частного партнёрства, его общая стоимость составит более 80-ти миллиардов рублей: 47,9 миллиарда рублей поступят из федерального бюджета, 6,4 миллиарда – из регионального, 29,1 миллиарда рублей внесёт инвестор. Закончиться постройка должна в 2024-2025 годах. Впрочем, если учесть, что цену строительства оценивали в ту же сумму ещё в 2013 году, то есть все основания полагать, что конечная цифра будет существенно пересмотрена в сторону увеличения.

Кстати, окупаться мост будет за счёт транспортировки грузов. Для легковых машин проезд будет бесплатным, а стоимость переправы для грузовиков будет варьироваться от 944 рублей до 2.018 рублей, в зависимости от габаритов.

И вот 13 февраля 2020 года было подписано концессионное соглашение о строительстве моста между правительством Якутии, госкорпорацией «Ростех» и консорциумом Группы «ВИС». В декабре 2020 года проект моста был направлен на рассмотрение Главгосэкспертизы, которое должно завершиться в мае 2021 года.

Тем временем местные строители и саморегуляторы готовятся к работе. Понятно, что генподряд по итогам будет отдан в надёжные руки и достанется кому-то из пула крупных федеральных компаний. Однако на субподрядах заказов хватит всем.

Понимают это и в Ассоциации СРО «Союз строителей Якутии», где в начале мая прошло совещание по вопросам участия строительных, дорожно-строительных, производственных и транспортно-логистических организаций в реализации проекта «Проектирование, строительство и эксплуатация мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска». Там-то и прозвучали слова Айхала Габышева о «главной стройке XXI века».

Участие в мероприятии, помимо руководителей СРО, приняли представители правительства региона, исполняющая обязанности председателя Госкомзанятости Якутии Елена Калашникова, генеральный директор ООО «Производственная фирма «ВИС» Руслан Семёнов, исполнительный директор ООО «Восьмая концессионная компания» Иван Кондуб, генеральный директор государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция по строительству Ленского моста» Артём Артемьев, а также представители организаций Якутии. Словом, все заинтересованные стороны.

Кроме общих фраз о важности и пользе, поговорили и о конкретике. Так, Руслан Семёнов подробно остановился на деталях реализации проекта, озвучил планируемые сроки начала строительных работ, рассказал о планируемых объёмах работ по этапам и видам работ. Он рассказал участникам о большой работе, проводимой учёными и конструкторами по исследованию процессов, связанных с наличием вечномёрзлых грунтов, а также физическому моделированию русловых процессов и затор образования на реке Лена.

По результатам встречи были приняты решения об организации информационного взаимодействия в части предоставления сведений об организациях Республики Саха (Якутия) – потенциальных участниках реализации проекта от Ассоциации СРО «Союз строителей Якутии» генеральному подрядчику ООО «Производственная компания «ВИС», а также о заключении соглашения о сотрудничестве между ООО «Производственная фирма «ВИС» и Ассоциацией СРО «Союз строителей Якутии».

Словом, судя по оживлению в региональных строительных кругах, ещё одна важная инфраструктурная стройка страны приближается к этапу реализации.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

19.05.21 в 09:51
  • Миледи
    Миледи 19.05.2021 в 14:17 пишет:

    Больше 40 лет всем плевать как живут люди! ЗАБОТА!

    Ответить
    • Иван Трышкин
      Иван Трышкин 19.05.2021 в 17:11 отвечает пользователю: @Миледи

      О людях никто не заботится, а вот о карманах и благосостоянии государства (когда речь идёт о выдачи субсидий и т.д.) обязательно.

      Ответить
    Иван Трышкин
    Иван Трышкин 19.05.2021 в 17:08 пишет:

    Сколько денег будет украдено на таком масштабном проекте?

    Ответить
    Полианна
    Полианна 20.05.2021 в 08:49 пишет:

    Меня очень смущают изгибы моста. Понятно, что дураки и на прямом участке дороги вляпаются. Но тут, такой мост.... не дай бог с него вылететь, это же сразу конец.

    Ответить