От Арктики до Венеры

Обсуждение: 12
3879

Задача разработки арктических стандартов крайне актуальна и ответственна. Малейшая ошибка – и недавние споры о смене картирования сейсмических районов покажутся шуткой…

Федеральные власти пришли к окончательному выводу, что шаблонные подходы к строительству и благоустройству городов в Арктике не годятся. Действительно, регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока с одной стороны открывают перед нашей страной широкие перспективы, а с другой – содержат бесчисленные вызовы.

Взять хотя бы пресловутое глобальное потепление. Не так давно большинство соотечественников угорали над девочкой Греточкой и толпами экологов, которые приплясывали на морозце с плакатами «Тепло нас убивает». Звучали рассуждения в том ключе, что нам-то это потепление даже на руку – растаявшие льды откроют круглогодичную комфортную навигацию по Севморпути, а накачавшие мускулы агрохолдинги с удовольствием возьмут в оборот новые миллионы гектаров подходящих для пахоты земель. И эти аргументы, действительно, имеют право на существование. Но палка оказалась о двух концах. Тут же пришёл Минстрой России с картой зон вечной мерзлоты и СНиПами на фундаменты и подробно объяснил, в какую копеечку обойдётся переустройство городов, дорог и инфраструктурных объектов, которые начнут просто-напросто уходить в грунт.

Вот и Президент России Владимир Путин в своём концептуальном выступлении на недавнем заседании Валдайского клуба вновь напомнил про Арктику, льды и проблемы с ними связанные. Слова Главы государства стоит процитировать:

Это (глобальное потепление – ред.) серьёзный вызов для всего мира, для всего человечества и, конечно, для нас, для России, где вечная мерзлота занимает 65 процентов территории. Подобные изменения могут нанести непоправимый ущерб биоразнообразию, сказаться крайне негативным образом на экономике и инфраструктуре, создать прямые риски для людей.

Это касается трубопроводных систем, жилых комплексов в вечной мерзлоте и так далее. Если около 25-ти процентов приповерхностных слоёв вечной мерзлоты – это 3-4 метра – растает к 2100 году, тогда мы это очень почувствуем на себе. При этом ситуация может идти, что называется, по нарастающей. Вероятна своеобразная цепная реакция при этом, поскольку таяние вечной мерзлоты стимулирует выброс в атмосферу метана, который по своему парниковому эффекту – внимание! – в 28 раз сильнее углекислого газа. Следовательно, температура на планете и дальше будет расти, мерзлота и дальше всё быстрее будет таять, и всё больше будет выделяться метана. И так по спирали. Не хотим же мы, чтобы климат на Земле приблизился к условиям Венеры с её безжизненной, выжженной поверхностью? Напомню, у нас, на Земле, где-то 14 градусов по Цельсию, на Венере – 462 градуса по Цельсию.

Понятно, что на Венере оказаться никто не хочет, а потому и экономическое регулирование в климатической части предпринимается всё активнее. В том числе и в строительной отрасли. Так, на втором Экспертном совете по формированию комфортной городской среды, которое прошло в конце сентября, замглавы Минстроя Максим Егоров объявил, что для населённых пунктов в регионах со «сложными климатическими условиями» будут разработаны отдельные стандарты и комплексные решения. А ещё раньше, в июле, замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков сообщил, что министерство вместе с профильными ведомствами начало разрабатывать стандарт развития городской среды в Арктической зоне.

Благоустройство северных городов – задача очень недешёвая. Как правило, стоимость серьёзных проектов составляет десятки и сотни миллионов рублей. Например, проект набережной в Мончегорске стоит более 103-х миллионов рублей. Ещё одна набережная в городе Коле возле Мурманска площадью более 14-ти тысяч квадратных метров стоит почти 60 миллионов рублей. Как показала практика, финансировать такие стройки можно только в рамках нацпроектов, с поддержкой из федерального бюджета. И это не сплошь «распил и откат», как уверены люди со светлыми лицами, а очень даже технически обусловленная необходимость.

Если в Ярославле или Костроме на тротуаре под плитку или асфальт можно уложить подстилающий слой толщиной, скажем, двадцать сантиметров, то в Арктике, потребуется более сорока. Кроме того, если говорить о благоустройстве, то для улиц северных городов не годятся каменные плиты, используемые в центральных и южных регионах. Грунт здесь очень динамичен и подвижен, он замерзает и оттаивает много раз за сезон, в том числе зимой. Из-за этого происходит его вспучивание, которое может достигать пяти сантиметров и более. Крупноформатные плиты, уложенные на слабое основание, в этих условиях неизбежно перекосит. В городах Скандинавии чаще используется брусчатка и другие мелкоформатные материалы покрытий, благодаря чему эффект вспучивания не так заметен и обратим.

Однако пока единого мнения, как писать арктические стандарты, у ответственных за это дело министерских чинов нет. Мировым опытом особо не воспользуешься, проблема эта наша, специфическая. Специалисты тоже судят каждый в меру своего понимания.

Например, председатель комиссии по проблемам Арктики, Антарктики и Севера Международной академии архитектуры (МААМ) и Союза архитекторов Санкт-Петербурга Виталий Трошин высказал мнение, что стандарты строительства и благоустройства арктических городов должны быть зафиксированы в трёхступенчатых нормативных актах – федеральных, региональных и ведомственных. Их можно было бы объединить в единый свод законодательных актов и стандартов. А чтобы раздробленность Арктической зоны на отдельные регионы не мешала планированию – подумать о создании единого Арктического федерального округа.

У специалистов из Республики Саха (Якутия) своё видение. Ирина Алексеева, руководитель управления архитектуры и градостроительства этого региона, представила на упомянутом мероприятии предложения местных специалистов. Во-первых, – разделить уровни проработки документов при планировании. Если в средней полосе России довольно равномерная и высокая плотность населения, то в районе вечной мерзлоты нужно учитывать федеральные леса, поля и реки. Поэтому необходимо эти схемы сразу принимать в генеральные планы муниципальных образований. Второе – нужно разделить правила землепользования на два уровня. Отдельно населённый пункт и отдельно муниципальное образование. И при этом не только разрабатывать совмещённый генеральный план, но и делать мастер-план – визуализированное отображение генерального, которое более понятно для жителей и управлений, имеющее при этом финансовую модель реализации стратегии развития территорий.

В общем, задача разработки арктических стандартов крайне актуальна и ответственна. Малейшая ошибка – и недавние споры о смене картирования сейсмических районов покажутся шуткой. А где ответственные задачи, там и серьёзное финансирование. Так что как бы уже скоро на заседаниях по арктическим вопросам в Минстрое и на межведомственном уровне не начали водить своими длинными носами функционеры из Национального объединения строителей. Дескать, давайте-ка мы вам сейчас нужные стандарты понапишем! Опыт есть, только дайте добро – хоть для Арктики, хоть для Венеры.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

29.10.20 в 10:01
  • Миледи
    Миледи 29.10.2020 в 11:50 пишет:

    Происходящее в Арктике это рукотворное людское отношение к экологии. А если начнётся освоение этих территорий, масштабное строительство, то последствия не заставят себя ждать. Нас всех ждёт апокалипсис.

    Ответить
    • Полианна
      Полианна 29.10.2020 в 17:37 отвечает пользователю: @Миледи

      А я на самом деле так и не понимаю зачем их вообще осваивать? Дороги там....зачем? Мало нам территории что ли? На всех не хватает? Или что?.....

      Ответить
    Клоун
    Клоун 29.10.2020 в 11:55 пишет:

    Цитата: "Если около 25-ти процентов приповерхностных слоёв вечной мерзлоты – это 3-4 метра – растает к 2100 году, тогда мы это очень почувствуем на себе."

    Ух, ты ж. Сколько лет себе отмерил!!!

    Ответить
    Клоун
    Клоун 29.10.2020 в 12:01 пишет:

    Всё уже кругом загадили... Бесконечно уничтожают природу и себе подобных. Лицемерные и, в сущности, пустые существа. Безумное человечество. Поскорее бы сгинуло с лица земли.

    ЕМУ тоже не хватает силы воли признать, что эксперимент не удался. На шестой день - в субботу - надо было отдыхать... Ну, в крайнем случае ограничиться только "... зверями земными, скотом и гадами земными..."

    Ответить
    • Влад Надеждин
      Влад Надеждин 30.10.2020 в 08:16 отвечает пользователю: @Клоун

      Клоун Вы накаркали: пандемия коронавируса - мы в масках; пандемия ротовирусной - мы в памперсах... дальше то куда ???

      Ответить
      Клоун
      Клоун 30.10.2020 в 09:00 отвечает пользователю: @Влад Надеждин

      Как куда? В ад, конечно... А что? Рай заслужили?

      В рай - только маленькие невинные дети.

      А если более серьезно, то просто так в этом мире ничего не происходит. Только человечество, как не умело извлекать уроков из испытаний, так и не хочет учиться.

      Из поколения в поколение с безмозглым упрямством люди повторяют и повторяют свои грехи.

      Маски? Памперсы? Вы хотите легко отделаться! Скоро никому не помогут ни маски, ни памперсы, ни даже противоядерные бункеры, которые только отсрочат неизбежное для самых грешных грешников, укрывшихся там.

      Мы смеемся над чудаками, которые "пророчат апокалипсис", но между тем сами планомерно и методично реализовываем его сценарий.

      Сколько мест на Земле, которые уже человек не может посетить без спецзащиты и где жить невозможно по его же собственной вине?

      Производственное объединение «Маяк», Озёрск, Россия; Сибирский химический комбинат, Северск, Россия; Горнохимический комбинат, Железногорск, Россия; Западный горно-химический комбинат, Майлуу-Суу, Киргизия; Чернобыльская атомная электростанция, Припять, Украина; 569-я береговая техническая база, Мурманск, Россия; Бухта Чажма, Находка, Россия; Посёлок Айхал, Россия; Камско-Печорский канал, Красновишерск , Россия; Удачнинский горно-обогатительный комбинат, Удачный, Россия; Газоконденсатное месторождение, Крестище, Украина; «Глобус-1», Галкино, Россия; Семипалатинский испытательный полигон, Семипалатинск, Казахстан.

      Это то, что известно официально.

      А сколько таких мест в других странах? В США, в Индии, в Китае, в Канаде и т.д.?

      Я уже не говорю про Фукусиму и другие объекты в мировом океане.

      Мы не хотим об этом думать! Это неприятно! Лучше 100 раз прошептать "КРЫМ НАШ" и с улыбкой заснуть, посасывая пальчик...

      Ответить
    Интересующийся
    Интересующийся 29.10.2020 в 14:36 пишет:

    НОСТРОЙ не хочет этим заняться? Опыт по написанию стандартов у них есть.

    Ответить