«С ним невозможно договориться.
Он не чувствует ни жалости,
ни сострадания, ни страха.
Его никак нельзя остановить, никак,
до тех пор, пока ты не умрёшь»
Из фильма «Терминатор» 1984 года
Удивительные новости приходят к нам из мира высоких технологий. Как пишут наши коллеги из The Wall Street Journal, в Нью-Йорке возобновляется приостановленный из-за пандемии пилотный проект по использованию искусственного интеллекта (AI или по-нашему ИИ) в судебной системе. Специально созданный алгоритм оценки рисков выносит рекомендации о желательной мере пресечения для лиц, находящихся под следствием.
Словом, теперь решать, кого из подследственных оставить под домашним арестом, а кого отпустить под залог будет не живой судья, а специально обученная нейронная сеть. Начало смелому эксперименту было положено в 2014 году, когда новый мэр деловой столицы США демократ Билл де Блазио решил, что нагрузку на тюрьмы города надо бы сократить, и объявил, что главной причиной стал человеческий фактор. А именно, консервативные американские судьи предпочитали отправить человека в тамошнее СИЗО от греха подальше вместо того, чтобы предаваться мучительным раздумьям – отпускать на поруки или нет.
В итоге две IT-компании независимо друг от друга получили заказ на разработку цифровой рекомендательной системы. Им предоставили базу данных по 1,6 миллиона уголовных дел за 2009-2015 годы, в которых содержалась информация о людях, находившихся под следствием, их возрасте, поле, месте жительства, расовой, этнической принадлежности и других личных данных, а также о преступлениях, в которых те подозревались. Итогом и стала нейросеть, которая по исходным данным предсказывает, явится человек на суд или предпочтёт ударится в бега. Что-то вроде уже привычных всем нам систем банковского скоринга.
Первый искусственный разум, запущенный в 2016 году, слегка оскандалился, методично сажая негров и отпуская белых. Да и вообще, отличался суровым настроем, отправляя за решётку до 70% всех подозреваемых. В итоге нейросеть подкрутили, внушив ей идеалы движения ЧЖВ (чёрные жизни важны), и она стала работать уже куда толерантнее – отпускала под залог 83,9% негров, 83,5% белых и 85,8% латиноамериканцев.
В общем, дигитализация стремительно шагает по планете. Роботы, вопреки ожиданию, что-то не торопятся заменять человека на должностях дворников, грузчиков, шахтёров или работников горячего цеха. Зато очень успешно применяются для контроля и управления. Решают, кому выдавать кредиты, подгоняют персонал, чтобы не ленился, а теперь вот ещё и начали судить «кожаных мешков».
Причина проста – стремление властей и руководства корпораций максимально устранить пресловутый человеческий фактор. Искусственному интеллекту не занесёшь в конверте. На него не производят впечатления стройные ножки и милая мордашка. Ему плевать, где работает ваш дядя, тесть, сват или брат. Он не устаёт и не косячит. Один раз настроенная железяка методично, как на конвейере, принимает решения по входным данным – этого отпустить, того посадить. Этому дать кредит, тому отказать. Продаём-покупаем. И так далее. Словом, те самые простейшие операции учёта и контроля, которые ещё вождь мирового пролетариата ставил во главу угла всех управленческих процессов, сегодня можно отлично алгоритмизировать и поставить на поток. Вот и получается, что пресловутый ИИ всё чаще пытаются внедрить туда, где нужно принимать управленческие решения, где крутятся большие деньги и где возможен конфликт интересов.
И если, прочитав последнее предложение, уважаемые читатели подумали, что мы, наконец-то, добрались до НОСТРОЙ, то да, вы подумали правильно. Сегодня почти всё, что делает Национальное объединение можно свести к простейшим функциям учёта и контроля. Это ведение реестра НРС и Единого реестра СРО (в перспективе добавится ещё реестр договорных обязательств). Принятие решений о возможности (невозможности) исключения СРО из реестра или, наоборот, о наделении статусом саморегулируемой организации. Принятие решения о выдаче членам экс-СРО денежных средств из компфондов, перечисленных на спецсчета НОСТРОЙ. Составление судебных исков, в очень узкой нише, как правило, типовых и легко классифицируемых. Все эти процессы сегодня с большими или меньшими трудностями можно алгоритмизировать и возложить на плечи программно-аппаратных комплексов!
Остальные, творческие задачи, такие как выработка предложений по государственной политике в строительной отрасли, разработка стандартов, представление интересов СРО в органах власти вполне могут быть решаем за счёт комитетов, действующих на общественных началах. Которые в этом случае выступят не как сборище мальчиков-одобрямчиков, а как площадки для координации усилий самих СРО.
При таком подходе колоссальная бюрократическая машина Национального объединения резко ужимается до небольшого отдела разработчиков и группы вспомогательного чисто технического персонала, который будет обслуживать систему, подготавливая входные данные и оформляя исходящие документы. Президент НОСТРОЙ по факту становится главным сисадмином с соответствующими полномочиями. И сразу исчезает огромный пласт системных нерешаемых проблем, которые тянутся с момента создания Национальных объединений – уходят в прошлое такие вещи, как конфликты интересов, раздувание сметы, изобретение нецелевых функций, вывод денег через фирмы-присоски, бесконечные и бессмысленные совещания, коррупционные скандалы, мздоимство, косяки при внесении специалистов и принятии решений по СРО и многое-многое другое, за что строители не очень любят Национальные объединения.
Сначала нам в редакционном коллективе эта идея показалась больно уж утопической. Всё-таки, одно дело сортировать негров в суде Нью-Йорка, и совсем другое – выкорчевать с насиженных мест наших земляков, которые годами пилили денежные потоки на образовательных программах, техстандартах и торговле местами в реестре. Но, если присмотреться – а не к этому ли и ведут нас железной рукой федеральные власти? Цифровизация шагает не только по планете, но и по Российской Федерации. Благодаря реформам премьера Михаила Мишустина ещё в бытность его главой ФНС, удалось вывести из серой зоны огромный сектор экономики, практически покончить с обналом, что когда-то казалось нерешаемой задачей. И достигли этого не только и не столько силовыми методами, сколько с помощью цифровизации, когда каждая фирма и каждое физлицо находится как на ладони у коллективного электронного налогового инспектора.
НОСТРОЙ не по своей воле, а по приказу Минстроя уже создал НРС и Единый реестр. Сейчас мы видим, как руководство Национального объединения, суча ножками от нетерпения и потирая внезапно вспотевшие ладошки, готовится к запуску некоего Единого федерального реестра. Он, напомним, должен включить в себя две ныне действующих базы данных плюс реестр договорных обязательств, который ещё надо создать. Бенефициаров НОСТРОЙ понятно можно – вначале предстоит освоить смету на разработке и запуске глобального IT-продукта, потом можно будет приступать к его монетизации. Но, если подумать – а не находятся ли сейчас Национальные объединения в положении человека, которого заставляют рыть самому себе могилу? Вот запустят федеральный реестр СРО, в котором будет собрана вся информация по строительному саморегулированию в стране. На следующем этапе к нему подключат экспертную электронную систему, которая станет решать круг задач, ныне находящихся в ведении НОСТРОЙ и НОПРИЗ. И кстати, в проекте закона нигде не прописано, что операторами нового реестра непременно станут Национальные объединения...
И всё. После этого уже не будет ни Всероссийских съездов, ни аппаратных интриг, ни клановых войн, ни новых департаментов, ни эллина, ни варвара. А будет скучный веб-интерфейс на компьютере с кабинетом пользователя, куда можно зайти, выбрать, например, пункт «открыть новую СРО», отправить все документы и дожидаться решения цифрового разума. И договориться с ним не получится.
А как считаете Вы, уважаемые читатели, грядёт ли замена Национальных объединений на нейронные сети? Ждём Ваших комментариев на форуме!
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
06.10.20 в 10:01
Последнего, чего боятся в НОСТРОЙ, так это искуственного интелекта ;)
А они там вообще чего-нибудь боятся? Мне кажется нет...
Ой, а как же принятие решений о возможности включения в Реестр СРО или о возможности исключения из Реестра СРО. Вроде бы в законе все исчерпывающе и четко расписано, кого можно включать в этот реестр или исключать из этого реестра, а кого нельзя. Однако нет же. Решение принимается Советом под чутким наблюдением Глушкова и иже с ним. Вряд ли эти решения принимаются, только лишь исходя из красоты глаз заявителей. Оно и понятно. Надо ведь еще иметь много наличных, чтобы делиться с государственными чиновниками, прикрывающих куплю-продажу всего и вся. Поэтому в систему ностроевско-минстроевского искусственного интеллекта обязательно должен быть встроен банкомат для быстрого внесения податей. Полагаю, что западные интеллектуалы до этого еще не додумались.
Кстати, ностроевско-нопризовские интеллектуалы уже думают над тем, куда и каким образом будут вноситься подати за то, чтобы созданные ими СПК закрывали глаза на куплю-продажу корочек об успешном прохождении НОК (если они станут обязательными)?
В этом случае пострадают не только Глушков, Мороз и Прядеин, но и весь состав Совета НОСТРОЙ. Как мне показалось последних беспристрастных членов Совета убрали на последнем Съезде. Допустить попадания системы в руки ИИ это лишиться колоссального объема инвестиций в себя любимых.
А зачем ему банкомат, если он только букву закона знает? Или Вы, Евгений Давидович, уже и из него коррупционера делаете?
Челове́ческий фа́ктор — многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях.
Т.е. определение "человеческий фактор" не подразумевает под собой справедливых решений.
Всё это, конечно, хорошо.... Компьютеру и вирус не страшен, и алчность, и другие грешки связанные с человеком. Но вот, не лучше ли найти человека, достойного? Который займёт место президента НОСТРОЙ и выведет из системы саморегулирования все коммерческие СРО? Не? Это сложнее, чем придумать и внедрить компьютер?
Полли а давайте Вас продвигать!!! Я своего дира попрошу на съезде за Вас голосануть. Он мне редко отказывает! :=))
Знаете, мир, конечно, можно и голыми руками захватить, но НОСТРОЙ это скорее маленький адок....Я слишком всё близко к сердцу воспринимаю, и с такими люциферами морально не справлюсь....(((
Не могу не согласиться, так как давно говорю о необходимости перезагрузки системы саморегулирования, в том числе смены власти. Безусловно, хрупкой девушки не справится с полностью захватившими власть Глушковым и Морозом. Для этой роли необходим лидер имеющий весомый вес в Минстрое и Аппарате Президента РФ.
Обращу внимание на следующее.
Программы и алгоритмы для них пишут люди. Рассчитывать на хорошо проработанные алгоритмы не приходится, что приводит к "искаженному" искусственному интеллекту или программе.
Это хорошо видно по разработанным программам, которые используют в ФНС (Федеральной налоговой службе). Личное и действенное участие ко всему этому приложил нынешний премьер-министр.
Эти кривые алгоритмы выдают весьма забавные результаты, которые не бывают смешными для тех предпринимателей, которых различные программные комплексы, например, "АСК НДС-2", относят к "транзитным организациям" и т.п. Эти программные комплексы (ПК) выдают в отношении действующих организаций, имеющих расчетные счета, по которым осуществляется движение денежных средств, сдающих необходимую отчетность и т.д., справку, что у них нет расчетных счетов! Налоговая, имеющая данные о всех счетах налогоплательщиков, не проверяет справки ПК, а запускают механизм ликвидации реально действующих компаний (не прямую ликвидацию, а через недостоверность сведений с последующим исключение из ЕГРЮЛ). Компания, попавшая под "ложную" справку ПК, почти полностью лишается правоспособности. Кто с этим столкнулся, с ужасом смотрят на "цифровизацию" продвигаемую премьер-министром.
Отцифровываться всё равно надо, и без ошибок не получится.
Только этим должны заниматься профессионалы, а не назначенцы из лояльных.
Согласен.