Если составлять список героев коронавирусной поры, безоговорочное первое место в нём с большим отрывом займут медики. А вот второе, очевидно, строители и специалисты в области быстровозводимых зданий. Британское бюро Waugh Thistleton Architects, американская студия дизайна и архитектуры M-Rad, итальянское бюро Carlo Ratti Associati и архитектор Итало Рота, бостонский архитектор Эрик Хевелер и команда Гарвардской высшей школы дизайна, американская компания Core Composites, основная специализация которой – укрытия для военных, филиппинское бюро WTA Design... Их очень много, тех, кто внёс свой вклад в борьбу с пандемией, разрабатывая и создавая временные больничные сооружения, медицинские модули, передвижные центры вакцинации.
Коронавирус, конечно, стимулировал модульное строительство, но породил его все-таки не он: внимание к этому сегменту в мире всегда было велико – и в Европе, и в Америке, и в Азии. А в России… В России, по сути, настоящим модульным строительством занимается пара структур. Одна из них – группа компаний «Прозрачный мир», которая сегодня возводит инфекционную больницу в Тулуне, пострадавшем от чудовищного наводнения летом 2019 года. Беседа с основателем и генеральным директором «Прозрачного мира» Арменом Миракяном – попытка разобраться, что сейчас происходит в Тулуне, каковы вообще возможности и особенности модульного строительства и почему наша страна не следует общемировому тренду.
***
– Тулун – трагедия национального масштаба: десятки населённых пунктов, попавших в зону затопления, человеческие жертвы, разрушенная инфраструктура... А что сейчас происходит в Тулуне? Как идёт строительство инфекционной больницы, как Вы в целом оцениваете ситуацию?
– Строительство инфекционного отделения на 28 коек – благотворительный проект, направленный на поддержку населения Тулуна, пострадавшего в июне 2019 года от наводнения. Сбербанк оперативно отреагировал на ситуацию, разработав комплексную программу помощи пострадавшим. Один из ключевых элементов этой программы – строительство больницы, в которой остро нуждается город.
Изначально было принято решение вести работы модульным способом: прежде всего, потому, что он позволяет сократить сроки выполнения работ на 20-50%. Получается, спроектировать и построить инфекционное отделение мы сможем за год. На данный момент работы по фундаменту и наружным инженерным сетям практически выполнены и находятся на этапе завершения, на объект уже доставлено около 50-ти модулей – идёт их установка и соединение друг с другом. А вообще, на этот объект площадью чуть более 5.000 квадратных метров потребуется 116 модулей.
– Сроки – единственная причина, по которой в Тулуне решено использовать модульный способ? Или у него есть ещё какие-то преимущества?
– Конечно, сроки – это первый и основной, но далеко не единственный наш козырь. Второе преимущество – отсутствие шума, грязи и прочих вещей, с которыми обычно ассоциируется стройплощадка. Третье – строго установленные и строго соблюдаемые сроки изготовления самих конструкций: они ведь делаются на заводе. Четвёртое – все работы по производству ведутся в тёплых цехах под контролем высококвалифицированных специалистов, поэтому отсутствуют риски, связанные с участием в процессе неквалифицированной рабочей силы. Пятое – энергоэффективность и сейсмоустойчивость модулей…
– Цена – она ниже, выше или такая же, как при обычном капитальном строительстве?
– Скажу так: цена может быть как ниже процентов на 20, так и выше процентов на 10, чем стоимость классического строительства. Всё зависит от того, на какое расстояние мы транспортируем модули. Кстати, хочу отметить, что больница в Тулуне – один из редких проектов, когда мы отправляем модули с нашего производства в Твери так далеко, более чем за пять тысяч километров. Ни в Европе, ни в США подобного «размаха» в помине нет. Конечно, модульные конструкции поставляются по всему миру, но в основном морем, мы же везём автомобильным транспортом – случай, и правда, уникальный.
– Как бы Вы вообще оценили место, роль, значимость модульного строительства в мире и конкретно в России?
– В мире модульное строительство сейчас переживает очередной бум, хотя развитие сегмента в каждой стране идёт по-своему. Скажем, в странах Скандинавии, где световой день, мягко говоря, не длинный, застройщикам просто удобно работать именно с модульными конструкциями. В Японии ситуация вообще не рядовая: там нет института СНиПов и прочих строительных норм, его заменяют специальные организации, которые проверяют качество работ, и модульные конструкции получили у них весьма высокую оценку. Ну, а законодателем мод в сегменте является Соединённое Королевство – одна из наиболее развитых в части модульного строительства стран, где работает около 300 специализированных компаний. И, согласно экспертным оценкам, модульное строительство может занять до 10-ти процентов мирового строительного рынка.
– А у нас?
– А у нас рынок пока абсолютно не сформирован, не готов. Да что там, отрасли такой просто нет! Все, кто говорят «модульное строительство», в основном имеют в виду блок-контейнеры. В данном случае их особенность заключается в том, что они регулируются и нормируются СНиПом «Временные здания и сооружения». Мы же выполняем капитальные здания из климатизированных блоков. То есть, по сути, мы любое здание можем разделить на блоки разной конфигурации, произвести их у себя в цеху и собрать как конструктор LEGO на объекте.
– Прямо всё что угодно можно построить? Или есть сегменты, которые к модульному строительству особо благосклонны? Вот скоро у нас обещают объявить конкурс на получение грантов, в частности для строительства отелей в зонах, прилегающих к особо охраняемым природным территориям. До 70-ти процентов стоимости, вроде бы, готовы компенсировать. Вы могли бы поучаствовать?
– Да, мы могли бы подключиться к этому процессу. Более того, отели являются наиболее востребованным сегментом в модульном типе строительства. В принципе, всё модульное строительство можно разделить на два типа: 2D-панели – проще говоря, готовые стены, которые доставляются на объект и там монтируются, и 3D-модули, которыми мы и занимаемся, – блоки, степень готовности которых от 70-ти до 85-ти процентов. Соответственно, для нашей технологии требуется больше закрытых, скажем так, полностью автономных пространств, таких как санузлы, гостиничные номера и так далее. Так что отели стопроцентно наш сегмент, и крупные отельные сети, например, Marriott, уже в основном переходят на модульное строительство. Это даёт им возможность максимально быстро отбить свои вложения: обычная стройка – это три года, а тут – всего один.
– Любите, стало быть, отели...
– Мы любим сложные инженерные и высокотехнологичные объекты. Например, объекты железнодорожной инфраструктуры, медицинские объекты. Именно при их возведении проявляется вся прелесть модульных конструкций.
– И ни климат, ни сейсмика не помеха?
– Абсолютно! Скажу больше: по сравнению с традиционными, наши конструкции более сейсмоустойчивы и выдерживают 9 баллов включительно. К тому же они энергоэффективны (класс А++) – это если говорить о тепловых характеристиках. А так как мы их изготавливаем сами, то сами можем регулировать толщину утеплителя стен, в зависимости от климата того или иного региона.
– Ладно, быстро, надёжно, устойчиво, энергоэффективно… А красиво? Модульное строительство и архитектура – это вообще сочетаемые вещи?
– Тут мы ничем не отличаемся от капитального строительства и ничем ему не уступаем. После того как модули установлены и соединены друг с другом, мы делаем фасад – вентилируемый, штукатурный, да какой угодно. В качестве примера могу привести железнодорожный вокзал в Сосногорске: это узловая железнодорожная станция в Республике Коми и первый в мире железнодорожный модульный вокзал! Вокзал сделан в классическом стиле, и, если вы посмотрите на него как снаружи, так и изнутри, вы никогда в жизни не поймёте, что он был построен модульным способом.
Единственное ограничение – это габариты при транспортировке. Максимально большие готовые модули, которые мы транспортировали, были шириной 5,4 метра, высотой 4,1 метра, длиной 18 метров. На транспортировку негабаритных модулей требуется оформление разрешений и сопровождение ГИБДД. Это влияет и на стоимость, и на сроки перевозки.
– Ну да, а производство-то у вас в Твери... Кстати, почему в Твери? И почему «Прозрачный мир»?
– В Твери мы обосновались по двум причинам. Первая – удобное расположение между двух столиц: хорошая транспортная доступность в сторону Петербурга и далее с выходом к морским путям, ну и до Москвы 160 километров. Также в Твери находится река Волга, что позволяет использовать перевозку водным видом транспорта. А во-вторых… Просто так получилось: долго искали, разные регионы смотрели, но понравилось именно то производство, где мы в итоге обосновались. Кстати, оказывается, в советское время здесь изготавливали блочно-модульные конструкции, но из бетона. А «Прозрачный мир», потому что свою деятельность мы начинали лет 15 назад и в основном занимались стеклом и стеклянными конструкциями. По мере развития у нас появились и общестроительные работы, и генподряды, и производство модульных конструкций, но название всё-таки решили оставить первоначальное.
– И что, за 15 лет работы много у вас появилось конкурентов?
– По модульному строительству не знаю, к счастью или, к сожалению, конкурентов мало. Но надо признаться, заказов тоже немного: все заказы, которые сейчас появляются, они не системные. Есть поручение сделать что-то очень быстро – начинают искать, находят данную технологию и тогда обращаются. На сегодняшний день, по крайней мере, мне известны две компании, которые умеют делать модули, одна из них наша. А по капитальной технологии с возведением зданий до 12-ти этажей мы единственные в России. Если говорить об объёмах производства, мы можем ежегодно изготавливать порядка 40-ка тысяч квадратных метров, и поставлена задача за два года дойти до уровня 100 тысяч квадратных метров в год. Но одни мы этого сделать не сможем – нам нужны заказчики.
– Например, крупные девелоперские структуры, которые занимаются комплексным освоением территорий и которым необходимо, помимо жилья, строить много чего еще, да?
– Для любого покупателя жилья важно, чтобы, кроме его дома, была готовая инфраструктура – школа, детский садик и так далее. Это как раз то, что мы можем сделать очень быстро, буквально за 6 месяцев. Девелоперы будут строить свои дома, а покупатели, приезжая на объект, будут видеть: инфраструктура уже готова, благодаря чему привлекательность проекта, мне кажется, заметно возрастёт. Мы очень надеемся, что в итоге отрасль модульного строительства, именно как отрасль, будет сформирована, и её развитие приведёт к автоматизации: уверен, рано или поздно процесс будет полностью роботизирован и сборка строительных модулей будет похожа на современную сборку автомобилей.
– Всё верно, но одними только заказчиками вы же отрасль не создадите…
– Безусловно, необходим комплексный подход. Например, сейчас при прохождении сметной экспертизы мы сталкиваемся с тем, что нет такого понятия, как стоимость модульного здания. Ведь, по сути, мы не занимаемся капитальным строительством – мы продаём здания. Кстати, ещё о преимуществах: каждый модуль изготавливается в заводских условиях, каждый имеет свой паспорт и, соответственно, может продаваться в лизинг. И ещё: всем известно, что банки неохотно кредитуют строителей, уж простите, а в данном случае мы выступаем не строителями, а производителями, у которых девелоперы приобретают готовые объекты. В то же время отмечу: при строительстве одни финансово-кредитные расчёты, а мы потребуем аванс в размере, скажем, 50 процентов, потому что нам надо запустить производство, сделать модули. Зато мы всё сделаем за короткий срок, что в целом даст экономию на кредитовании около 5-ти процентов.
– А от государства хотите каких-нибудь законодательных инициатив или поощрительных мер?
– Знаете, в 2008 году Российская Федерация являлась основным заказчиком по федеральной программе «Здоровье»: на тот момент это был (да и сейчас, наверное, остаётся) один из самых крупных заказов. Было построено, если не ошибаюсь, 13 или 14 медицинских центров, и все модули были изготовлены в Германии и других странах, на внутреннем рынке ничего не было ни заказано, ни сделано. Но мы с нашими немецкими партнёрами решили локализовать производство именно в России и уже можем похвалиться реализованными проектами.
Помощь государства мы ощущаем, например, через Фонд развития промышленности Тверской области. Они, надо сказать, часто выступают с инициативами. В частности, они готовы поучаствовать в покупке оборудования – это как раз о сварных роботах и вообще роботизации, о которой мы с Вами говорили. Причём условия достаточно льготные: 1 процент в год, ещё примерно 2 процента банковская гарантия, итого 3 процента – и они готовы выделить финансирование. Так что хотим и законодательных инициатив, и поощрительных мер. Но пока государство к нам только присматривается.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам портала BFM.RU)
10.07.20 в 10:09
Строительство инфекционного отделения на 28 коек – благотворительный проект, направленный на поддержку населения Тулуна, пострадавшего в июне 2019 года от наводнения. Сбербанк оперативно отреагировал на ситуацию, разработав комплексную программу помощи пострадавшим. Один из ключевых элементов этой программы – строительство больницы, в которой остро нуждается город.
Изначально было принято решение вести работы модульным способом: прежде всего, потому, что он позволяет сократить сроки выполнения работ на 20-50%. Получается, спроектировать и построить инфекционное отделение мы сможем за год.
В китайском городе Ухань за 10 дней построили больницу, рассчитанную на 1000 больных коронавирусом
Московский клинический центр инфекционных болезней Вороновское построили за месяц, специфика!
Судя по интервью, ребята хорошие. Только удачи, только вперёд!
Мальчики в лего не наигрались ;)
У советских мальчиков Лего не было, Анфиса. Как и у Вас не было Барби и Кена.
Поэтому мы все мрачные и угрюмые. Детство без Лего - это не детство.
Вы не правы, Доктор, у нас, советских мальчишек 50-х и 60-х годов были прекрасные металлические конструкторы, да ещё и с электромоторчиками, колёсиками и пропеллерами, которые и не снились легозаврам. До сих пор дома ещё встречаются планочки с дырочками и даже винтики с гаечками от тех конструкторов.
А у меня была)) Как сейчас помню Папа из-за границы привёз. Мало того, что барби, так ещё и руки-ноги гнулись, и несколько фраз говорила)))
P.s. Сорри за оффтоп.
Что-то про них не вспомнили при появлении коронавируса... для строительства больницы...
Качественный быстровозводимый модульный дом стоит дороже дома из бруса. Быстрота зависит от доставки, так как это не простой технически момент.
ух, тут Владимира Ивановича не хватает, он бы сейчас за «модульников» порвал бы)))