Наша Ассоциация «Сахалинстрой» в преддверии очередного Съезда Российского Союза строителей, который состоится в феврале 2022 года, подготовила предложения в РСС и Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов РФ.
Мы неоднократно высказывали свою позицию и продолжаем настаивать на том, что необходима доработка положений Отраслевого соглашения на федеральном и региональных уровнях и повышения заработной платы рабочим в строительном комплексе.
Ассоциация предлагает пересмотреть положения Отраслевого соглашения по следующим позициям.
Конечно, РСС в соответствии с его Уставом и Федеральным законом № 156-ФЗ. Но необходимо понимать, кто же такие – работодатели в строительной отрасли? В соответствии с положениями международного стандарта ISO 10845 (1-8) -2010 «Закупки в области строительства», в разделе 3 части 1 «Термины и определения» разъяснено:
3.17 Работодатель. Лицо или организация, имеющее намерение вступить в контракт с подрядчиком с целью обеспечения товарами, услугами или инженерными и строительными работами.
Таким образом, в государственных и муниципальных закупках работодателем является заказчик, который объявляет закупки и заключает государственный или муниципальный контракт с подрядчиком.
Аналогично и в частном строительстве. Работодателями являются заказчики (застройщики), которые обязаны в своих контрактах учесть (возможно, и прописать) положения Отраслевого соглашения и выделить на это необходимые средства. В противном случае подрядная организация, которая лишь нанимается для исполнения комплекса или конкретных работ, не сможет выполнить требования Отраслевого соглашения. Это принципиальный вопрос.
Таким образом, Российский Союз строителей подписал Отраслевое соглашение от имени частных работодателей в строительстве – заказчиков, застройщиков, которые выполняют работы собственными силами или нанимают подрядные организации для выполнения работ.
Поэтому Министерство строительства и ЖКХ РФ, подписавшее Отраслевое соглашение, обязано указать работодателям разных уровней (застройщикам федерального, субъектного, муниципального и организациям-монополистам) на их обязанность и ответственность организовать подписание и исполнение отраслевых соглашений всех уровней. За этим потянутся и частные застройщики.
В соответствии с Федеральным Соглашением (пункт 3.1 раздела III):
3.1. Минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда, занятого в строительной отрасли или отрасли производства строительных материалов, при работе в нормальных условиях труда и полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, устанавливается с коэффициентом индексации не ниже 1,2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также с учётом коэффициента инфляции в соответствующем субъекте Российской Федерации и сложившихся межотраслевых соотношений.
1. Кто, кем, по какому праву и как установил так называемый коэффициент индексации не ниже 1,2 к величине прожиточного минимума?
2. Почему за исходную величину принят «прожиточный минимум», а не минимальная зарплата в регионе?
3. Чем обусловлена такая величина этого коэффициента?
Получается, что рабочий-строитель по нормам Соглашения может заработать только на себя. На хотя бы ещё одного члена семьи он не способен?
При этом в статье 2 Трудового кодекса РФ чётко указано на основные принципы правового регулирования трудовых отношений, одним из которых является «обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральными законом минимального размера оплаты труда».
Ассоциация считает, что коэффициент обязан быть не менее 2-х. И субъекты Федерации вольны сами определять его величину не к прожиточному минимуму, а к минимальному размеру оплаты труда в регионе!
Такой низкой исходной зарплаты в нормах других стран не встретишь, разве что в Африке. Сегодня россиянам предлагают идти на стройки, где Отраслевым соглашением гарантируете им часовую зарплату 13.000 х 1,2 : 176 = 88,6 рубля или порядка 1-го Евро в час.
В настоящее время в России рабочие на стройках работают по 10-11 часов каждый день, включая субботу и воскресенье. Конечно, табелируются они правильно – по 8 часов. Никакой переработки. Напоминает «крепостной труд» за еду. И кто это контролирует? Где оплата за переработки и за выходные, как в нормальных странах? Вопрос повисает в воздухе.
При этом, если в каком субъекте Федерации при подписании Отраслевого соглашения применяют коэффициент к прожиточному минимуму больше, чем 1.2, Главгосэкспертиза России, по нашему убеждению, незаконно, их поправляет и заставляет ставить 1,2, как в Федеральном Соглашении. Всё потому, что нём в приложении 2 применили именно К=1,2, а не равно или более 1,2. Такой случай был в Сахалинской области.
3.26. Устанавливать премирование работников за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в организациях, принявших Положение «О порядке премирования».
Это очень правильная норма применительно к подрядным организациям, которые досрочно или в срок исполняют контракты. Поэтому считаем, что Российский Союз строителей и другие, имеющие к этому отношение, обязаны её добиться, раз об этом подписали Соглашение.
До настоящего времени технические заказчики и другие контролирующие органы, в том числе и правоохранительные, контролируют исключительно расходы заказчика (цены) на строительные материалы, оборудование, конструкции и на объёмы работ с ними. Это в районе 50% общих затрат на строительство, а в районах Крайнего Севера (РКС) и в приравненных к ним районах (ПРКС) – не более 40%.
Расходование фонда заработной платы рабочим и механизаторам остаётся вне поля контроля. Это становится ещё более непонятным в районах РКС, где фонд зарплаты в смете увеличивается в два, а то и в три раза. Вот этими достаточно большими суммами и манипулируют недобросовестные руководители подрядных организаций, вплоть для использования их для демпинга при закупках в ущерб зарплаты рабочих.
Ассоциация считает, что Фонд оплаты труда в смете проекта (ФОТ) при проведении государственных или муниципальных закупок, является обязательством государства или муниципалитета перед рабочими (механизаторами).
Никакой подрядчик не имеет прав на нецелевое расходование этих средств, поэтому он не может за счёт них снижать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) при участии в государственных, муниципальных закупках, в закупках по закону 223-ФЗ или по правительственному постановлению № 615.
Эти средства должны быть выделены в смете контракта отдельной строкой. За расходование их на заработную плату рабочим и механизаторам, нанятым по трудовому договору, подрядчик обязан отчитываться отдельно.
Речь идёт о труде рабочих и механизаторов в строительстве, в первую очередь при выполнении контрактов (подрядных договоров), оплачиваемых за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации.
В Федеральном и региональных отраслевых Соглашениях необходимо будет представлять стоимость часа работы рабочих по каждому из восьми разрядов по основным строительным профессиям, а также по видам объектов. В районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях тарифные ставки по разрядам и по профессиям в отраслевых Соглашениях должны представляться без учёта северных надбавок и районных коэффициентов к зарплате, которые начисляются при расчёте заработной платы за определённый отрезок времени.
Такой переход будет способствовать уверенности рабочих в справедливой и полной оплате труда (статья 2 Трудового кодекса РФ). Побудит руководителей подрядных организаций к эффективной организации строительного производства, заниматься вместе с заказчиком проектным управлением, планировать и контролировать исполнение недельно-суточные графики, поставки материалов, конструкций и оборудования, не допуская простоев рабочих.
Рабочие будут заинтересованы в обучении новым технологиям, пользованием современными инструментами, оборудованием, повышении квалификации – в оценке их квалификации и, соответственно, повышению их разрядов и, соответственно, повышению их часовой платы труда.
Считаем это очень важным вопросом, который должен быть озвучен и принят на предстоящем Съезде Российского Союза строителей.
При подготовке расчётной величины затрат для формирования ФОТ в смете проекта (приказ № 841/пр Минстроя России) учитываются практически все затраты, относящиеся к ФОТ. В эти затраты учитываются и расходы на оплату плановых отпусков. Особенно это чувствительно в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Например, на Сахалине дополнительный к основному отпуск составляет:
Учитывая изложенное, для объявления реальной запланированной в Соглашении средней месячной зарплаты строителей в регионах, необходимо из расчётной по методике Минстроя России (приказ № 326/пр) вычесть:
Поэтому, когда на Сахалине объявляется, что принята средняя зарплата в строительстве, например, 87 тысяч рублей, это означает, что реальная расчётная величина зарплаты в Северных районах Сахалина равна 87.000 х 0,7895 = 68.686 рублей. А это, всё-таки, большая разница. Надо наводить порядок и в этом.
Это, по нашему мнению, хорошо ложится в тренде трансформации строительной отрасли в России и соответствует реальному переходу на рыночные отношения в строительной деятельности.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
16.12.21 в 15:12
В Соглашении же написано "не ниже", а так существуют "рыночные" расценки....?? Что-то я первый раз слышу, что платят только так...
А что касается премий, так нельзя вынудить их платить.... Это как бы тоже противозаконно...
Что касается средней зарплаты, так это не только в строительстве, и не только на Сахалине... Это по всей России матушке сплошная профанация....
Валерий Павлович, в свойственной себе манере, перегибает в предложениях. И это было бы неплохо, если бы не перестало восприниматься всеми.
И это пишет руководитель Объединения работодателей?
Это какой-то позор!!!