Три кита цифровизации

Обсуждение: 19
5452
Инженер-строитель

Похоже, что российских чиновников заботит не столько внедрение высоких технологий на стройплощадках, сколько более жёсткий контроль и надзор

Строители пытаются понять, каким же всё-таки должен быть финальный вид того самого цифрового будущего, которое наши чиновники с такими жертвами и затратами (не своими, разумеется) пытаются приблизить. Проблема усугубляется тем, что никаких конкретных описаний вектора целей нет. Существующие документы, такие, как пресловутая Стратегия-2035, содержат перечень благих пожеланий и формальных метрик.

Если говорить об обсуждениях на круглых столах и законопроектах с конкретными требованиями, то они каждый раз касаются узкого перечня мер. Складывается ощущение, что финального концепта либо вообще не существует в природа, и чиновники придумывают его на ходу, беря там и сям понравившиеся практики. Либо он есть, но не предназначен для широкого обсуждения, а информацию выдают профессиональному сообществу фрагментами – ровно то, что положено знать на каждом этапе.

Первым вполне понятным и очевидным действом стало внедрение электронного документооборота. Ничего особо сложного в этом нет, разве что добавляет работы менеджерам и инженерам, поскольку в российских традициях документы не ведутся исключительно в цифровом виде, а сначала пишутся на бумаге и лишь потом дублируются для CRM-систем.

Удобство заключается в работе проверяющих, которые могут оперативно скачать и посмотреть все нужные файлы, а также, отчасти для контрагентов. Например, государственные структуры пытаются (и не без успеха) переводить в формат онлайн-сервисов всё взаимодействие с бизнесом и гражданами. От выдачи разрешения на строительство и начала самих работ вплоть до общения жителей домов с управляющими компаниями.

Стоит упомянуть, например, суперсервис «Цифровое строительство», который обеспечит оказание услуг в этой сфере различным группам граждан и бизнеса. Это и индивидуальное, и многоквартирное строительство, и подключение сетей, и различные виды услуг – от получения разрешения на строительство и прохождения экспертизы до получения разрешения на ввод в эксплуатацию

Второй очевидный аспект – это технологии BIM-моделирования. По версии министерских экспертов, они призваны сократить общие издержки и время проектирования от 30% до нескольких раз. В официальных релизах можно найти ссылки на мировой опыт. В Германии такие технологии применяют примерно 70% строительных компаний. Во Франции – около 35%. Тоже, надо отметить, до 100% далеко. Кроме того, стоило бы разобраться в мотивации западных «непартнёров», с чем связан их интерес к цифровому моделированию – только ли с заявленной эффективностью и экономией, или тоже в значительной мере был обусловлен правительственными программами и лоббизмом со стороны крупных IT-компаний, разрабатывающих софт и владеющих мощными дата-центрами.

Понятно, что для чиновников повышение контроля и управляемости – по определению плюс. И BIMы-ТИМы, вроде как, эти задачи облегчают. А значит, внедрять их можно и нужно. И вот уже с 1 января 2022 года все государственные строительные заказы в России должны проектироваться в BIM. А с 1 июля 2024 года требование будет распространено на все объекты, которые возводятся в рамках Федерального закона № 214-ФЗ.

При этом сохраняется «цифровой след» движения и правок в проектной и сметной части с учётом контроля графика и этапов проектов. Всё можно вытащить из архива, проверить, отследить.

Третье направление работы – это «сшивка» всех цифровых процессов в ходе передачи модели от одного к другому участнику. От заказчика общие данные на разработку должны перейти к изыскателю, от него к проектировщику, потом к экспертам, строителям и в финале – попасть в эксплуатирующую организацию. В идеале готовые цифровые модели должны становиться платформами для систем «умный дом», а «умные дома» уметь собираться в целые «умные города».

Специалисты утверждают, что только при таком формате работы цифровизация действительно имеет какой-то смысл и превращается из обременительного требования по дублированию информации в рабочий инструмент. Эти требования прописаны даже у упоминавшейся выше Стратегии-2035, где можно встретить такие термины, как «полный жизненный цикл объекта», «цифровой двойник» и «умный дом», относящиеся к эксплуатации жилья.

Правда, и здесь звучат критические замечания. Например, генеральный директор «Лаборатории цифровизации жилья» Кирилл Захарин, комментируя Стратегию для СМИ, меланхолично заметил, что данные используются в целом для всех объектов, не выделяя их назначение. Решений для эксплуатации жилья в итоговом документе оказалось не так много, а там немало того, что связано с особенностями формирования и управления общедомовой инфраструктурой. И если это не будет урегулировано, вводимые новые 1 миллиард квадратных метров, что составляет дополнительные 40% к жилфонду, так и останутся без современных решений, «цифровыми заброшенками».

Подводя итог, можно сказать, что цифровизация в её современном российском формате – это не столько про высокие технологии на стройплощадке, сколько про более жёсткий контроль и надзор. Государство в идеале хотело бы получить некую единую цифровую систему управления строительной отраслью и ЖКХ. Чтобы по каждому квадратному метру всегда иметь возможность получить полный объём информации – как проектировали, как строили, как проверяли, какой объём средств потратили и как сегодня эксплуатируют. Этой же задачей усиления контроля, но уже за гражданами и ресурсами, будут служить и «умные города», в которых единые диспетчерские службы станут собирать весь видеотрафик с камер, а также данные с многочисленных счётчиков.

Считается, что решить эту задачу и помогут те самые «цифровые двойники» объектов капитального строительства, используемые на всех этапах жизненного цикла таких объектов. Если воспринимать задачу в таком ключе, то строителям, а также их друзьям проектировщикам и изыскателям и не стоит особо возмущаться. Цифровизация затевалась для них, но отнюдь не для их пользы. Это инструмент, который должен присмотреть за каждым участником отрасли. Причём, внедрять его и следить за его эффективной работой должны будут сами контролируемые. Как, впрочем, было и будет всегда.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

08.12.22 в 09:21
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 5 оценках пользователей
  • Изумлённый Чиновник
    Изумлённый Чиновник 08.12.2022 в 10:10 пишет:

    Дьявол кроется в деталях! Компьютеры, цифровизация, БИМ, ТИМ и прочие гаджеты красивы и хороши только до тех пор, пока не отключилось электричество. Поднаторевшие на электронном проектировании студенты и продвинутые инженеры в будущем уже никогда не смогут ничего спроектировать на бумаге, кроме примитивного туалета типа сортир. Погоня за модой может не только поднять на более высокий уровень процесс проектирования, но и в неопределённой перспективе даже просто убить отрасль. Хорошо, когда есть электронный документооборот и электронная почта, но при отсутствии света от проектного бюро до министерства вовремя сможет добежать только курьер тётя Маша! Всё зависит от обстоятельств.

    Ответить
    • Полианна
      Полианна 08.12.2022 в 10:37 отвечает пользователю: @Изумлённый Чиновник

      Изумлённый Чиновник, расскажите плиз, что же должно случиться чтобы в мире выключилось электричество? Странно чему-то удивляться, однако отсутствие электричества для меня всё же максимально странно и невозможно...

      Ответить
      Изумлённый Чиновник
      Изумлённый Чиновник 08.12.2022 в 11:21 отвечает пользователю: @Полианна

      Этим и отличается стратегическое видение от примитивно-бытового. На Украине тоже так думали.

      Ответить
      Полианна
      Полианна 08.12.2022 в 11:57 отвечает пользователю: @Изумлённый Чиновник

      Ну.... Россия не Украина, да и на Украине что-то мне подсказывает никто не думает о БИМ, ТИМ, цифровизации и т.д.

      Ответить
      Сергей Яковлев
      Сергей Яковлев 08.12.2022 в 12:08 отвечает пользователю: @Изумлённый Чиновник

      Дружище Изумленный, Вы явно намекаете на пятое Солнце майя. Внимательно прочитайте мои книги по Атлантиде, и Вы поймете, что оно на Земле будет очень не скоро.- через несколько миллионов лет, когда Луна "оторвется" от Земли и пойдет по своей новой орбите между Венерой и Землей. Мощнейшие цунами смоют и занесут глиной большинство построек на Земле, в том числе и связанных с выработкой электричества. Придется все восстанавливать. Правда, затем, при периодических сближениях с Землей, Луна будет опять вызывать довольно мощные цунами. Это происходило и в древности, но тогда большую опасность представляли метеоритные бомбардировки. Это было покруче, чем современные ракеты - при метеоритных бомбардировках даже базальт и гранит плавились! Древняя цивилизация к ним приспособилась, спрятав электрическую инфраструктуру глубоко под землей. Но, к ужасу, это не спасло от совместного действия метеоритных бомбардировок и мощнейших цунами. Древняя цивилизация оказалась бессильной против этого ужаса. Немногие выжившие "боги" (интересно, каким образом?) образовали по договоренности несколько новых государств (Атлантида, пра-Греция и другие), просуществовавших чуть более тысячи лет. Они были уничтожены громаднейшими цунами при захвате Луны гравитационным полем Земли примерно 10 тысяч лет назад. Это наша прошлая и будущая история. Ее не хочет признавать религия (понятно, почему), правительства всех стран и холуи-ученые. Но когда-нибудь придется ее признать. И чем скорее, тем лучше. Ведь жить во лжи - это большой грех ...

      Ответить
    Сергей Яковлев
    Сергей Яковлев 08.12.2022 в 15:57 пишет:

    В конце моего комментария следует еще добавить; Жить во лжи - это большой грех ... и БОЛЬШАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. А также, на всякий случай, надо просчитать срок отрыва Луны от Земли. Мало ли что. А вдруг уже скоро ...

    Ответить
    Status Quo
    Status Quo 08.12.2022 в 16:21 пишет:

    В РФ "цифровизация" это просто звук, как и "нано" было в своё время, особенно сейчас, когда уехали все нормальные, молодые, специалисты и остались старики, кто про новые технологии говорит: "Новое враг хорошего"! Это всё просто опять ради бабок как и весь ТИМ.

    Ответить
    • Сергей Яковлев
      Сергей Яковлев 08.12.2022 в 17:44 отвечает пользователю: @Status Quo

      Положим, уехали далеко не все. А известные старики-саморегуляторы и десять лет назад говорили плохо о новом (например. о Еврокодах). Но Вы, в принципе, правы - все по Грибоедову: "... чем старее, тем хуже."

      Ответить
      Status Quo
      Status Quo 09.12.2022 в 09:37 отвечает пользователю: @Сергей Яковлев

      Уехало более 1 млн. человек по данным Forbes и это даже подтвердил ФСБ, А как вы считаете, кто уехал, а я вам скажу, именно люди с головой, кто не смотрит "зомби тв", инженеры, программисты и тому подобное. Большие компании такие как Сбербанк, ВТБ, Яндекс и другие на данный момент испытывают большие трудности с кадрами. И это только начало. Экономика это как большой поезд, который имеет инерцию, сейчас это не будет явно видно, но через год РФ ждут 90е. И о какой "цифровизации" речь???

      Ответить
      Влад Надеждин
      Влад Надеждин 09.12.2022 в 09:58 отвечает пользователю: @Status Quo

      Желательно что б и не вернулись - ссыкуны и предатели это хуже врагов! И экономия бюджета ФСБ - не надо выявлять, жалко не все уехали...А мы прорвёмся, как я 100 раз говорил Бимы - бумы надо начинать эволюционным путём через учебные заведения, что б моложёжь приходила и нас стариков Бимом выдавливала на пенсию!!!

      Ответить
      Сергей Яковлев
      Сергей Яковлев 09.12.2022 в 10:45 отвечает пользователю: @Влад Надеждин

      Да, начинать с БИМом надо было еще лет десять назад, как в Беларуси. Но, лучше позже, чем никогда ...

      Ответить
      Status Quo
      Status Quo 09.12.2022 в 13:43 отвечает пользователю: @Влад Надеждин

      Предатели и враги те, кто развязывают, а не защищают родину от нападения. В данном случае РФ не дожидаясь "нападения", которое якобы должно было быть, пошла по плохому сценарию. По хорошему нужно было дождаться, когда зайдут на территорию РФ и тогда не было бы такого бардака и того, что несогласные бегут, а все бы тогда сказали: "Да, они защищаются" и те кто, как вы говорите "ссыкуны и предатели это хуже врагов" пошли бы защищать, а теперь это как из истории, котрую прошла Германия. А те кто поддерживают такие действия, ещё большее зло, так как они повелись на провокацию и верят телевизору. Пропаганда страшная вещь, поменьше смотрите тв.

      Я понимаю, хочется верить в то, что мы правы и Европа хочет у нас отжать страну, конечно, проще закрыть глаза на сомнения и тупо верить в то, что нам скармливают, но сейчас это далеко не так! И не забывайте "Войну развязывают не народы, а правители"(с)

      Ответить
      Изумлённый Чиновник
      Изумлённый Чиновник 09.12.2022 в 17:59 отвечает пользователю: @Status Quo

      Для Status Quo всё незыблемо и неизменно: ЕСЛИ БОГ ХОЧЕТ ПОКАРАТЬ ЧЕЛОВЕКА - ОН ЛИШАЕТ ЕГО РАЗУМА. Пример налицо.

      Ответить
      Влад Надеждин
      Влад Надеждин 12.12.2022 в 08:48 отвечает пользователю: @Status Quo

      Можно не верить зомбоящику- или просто грамотно фильтровать и анализировать инфу , но не верить Маринке Тэтчер я не могу. Не она ли считала что Бог не справедливо распределил ресурсы отдав их русским- надо их отнять и поделить среди всех стран???

      ДАЛЬШЕ: мне много приходится общаться с поколением от 18 до 35 лет(городских), 70% из них( ав Мск Питере значительно больше) потерянно для страны - мозги промыты напроч и Сталин напал на Европу и поэтому Гитлер нанёс упреждающий удар и мы страдаем победобесием - это не редкость. Слава Богу хоть в голубизну пока не ударяются. Вот за одно это( украденную молодёжь) я бы въе...бал всему еросоюзу по самую макушку!!!!

      Ответить
      Status Quo
      Status Quo 14.12.2022 в 16:09 отвечает пользователю: @Изумлённый Чиновник

      Я ценю мнение каждого, но отвечу вам так: "Самая тяжелая форма шизофрении, это защищать родину в чужой стране" (с)

      Ответить
      Д-р Барсик Службы
      Д-р Барсик Службы 14.12.2022 в 16:54 отвечает пользователю: @Влад Надеждин

      Все правильно, коллега и даже хуже еще! Ударяются и не только в "голубизну"!!!((( Ная@утся в ж@пы, а потом в Грузию збегают!!!!

      Ответить
      Doctor-LAW
      Doctor-LAW 14.12.2022 в 18:30 отвечает пользователю: @Status Quo

      Я с Вами согласен. Но очень хочется, чтобы Вы ошиблись...

      Ответить
      Doctor-LAW
      Doctor-LAW 14.12.2022 в 18:51 отвечает пользователю: @Status Quo

      Status, вот Вы, простите, приблизительно так, получается, рассуждаете.

      Сидите Вы в крепости. Вокруг крепостных стен враги уже костры жгут, неприличные жесты и слова кричат в Ваш адрес, стенобитные орудия подкатывают...

      А Вы думаете: "Нет, я первым бить не буду. Это не этично. Пусть сначала постучатся в ворота копьем или сразу начнут штурм... Может они просто в гости пришли, а это всё подарки и часть будущего праздничного шоу? Вдруг гостей обидим..."

      Какая разница теперь, кто "первый начал"? И вообще. Это всё зависит от того, с какой даты и с каких событий считать... Не находите? Я полагаю, что начало - это не 24 февраля 2022 года. Начало гораздно раньше. Более 40 лет назад...

      А может быть и ВОВ не заканчивалась вовсе??? Может быть это только нам в СССР и потом уже в России показалось, что ВОВ закончилась???

      Ответить
      Интересующийся
      Интересующийся 14.12.2022 в 19:27 отвечает пользователю: @Status Quo

      Интересное суждение о 90-х. А я считаю, что мы из них не выбрались, чтобы туда возвращаться.

      Ответить
САМ - АВТОР
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
20.12, 13:36 1 833
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 4
Салават Истамбаев
19.12, 15:06 2 1123
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
13.12, 14:04 1 2321
Памяти Зодчего
Наталья Доценко
12.12, 07:14 1 3122
Ох, уж эти особые BIM-сущности!
Евгений Карант
10.12, 12:20 3 3090
Поможем молодым «стать на крыло»
Николай Капинус
10.12, 10:24 17 3289
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
06.12, 12:09 3 3746
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
05.12, 16:11 7 4270
СРО vs Смерть. Поединок продолжается
Аркадий Апумчик
05.12, 12:07 4 4079
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
04.12, 15:04 5 4462
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
03.12, 15:11 7 4657
А дальше без пиратов и паразитов!
Евгений Карант
03.12, 12:04 3 4585
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
02.12, 15:08 6 4781
СРО к ногтю!
Инженер-строитель
29.11, 15:09 36 5409
3 2 2