Евгений Карант, ведущий инженер НИИСФ РААСН по направлению цифровизации технического регулирования и внедрения искусственного интеллекта
Известно, что ТИМ-сообщество активно обсуждает вопрос применения для использования технологий информационного моделирования так называемых облачных технологий. В этой связи хочется остановиться на том, что же понимается под этими технологиями и действительно ли без объединения их с технологиями информационного моделирования последние вряд ли могут быть внедрены.
Приведённая иллюстрация, призвана дать представление о принципах работы «облака».
На ней помещение сервис-провайдера, в котором находится компьютер, изображено на тёмном фоне. Он призван символизировать то, что в помещении потушен свет. Тускло светится только лишь экран монитора. Из того, что на момент времени, зафиксированный на иллюстрации, за компьютером никто не сидит, можно предположить, что, человек, рабочее место которого за ним, находится дома. Данное предположение имеет под собой следующие основания.
В функциональные обязанности сервис-провайдера входит только лишь предустановка в «облачном» центре обработки данных необходимого программного обеспечения для проведения вычислений и обеспечение работоспособности соответствующей информационно-технологической инфраструктуры. Решив все стоящие перед ним задачи, работник сервис-провайдера может с чистой совестью направиться отдыхать.
Важно отметить, что в модели облачных вычислений сервис-провайдер не взаимодействует напрямую с пользователем облачного сервиса. Он не имеет доступа ни к исходным данным, направляемым пользователем в «облако», ни к результатам вычислений. В функции сервис-провайдера не входит разработка устанавливаемого «в облаке» программного обеспечения. В частности, он не обязан что-либо понимать ни в прочностных расчётах строительных конструкций, ни в проблематике технологий информационного моделирования, ни в каких-либо иных вопросах, связанных со стройкой. Все программное обеспечение, работоспособность которого в интересах пользователей «облачными» сервисами он должен обеспечить, должно предоставляться ему извне. По понятным причинам оно должно предварительно пройти процедуру верификации.
Теперь о пользователе облачной услугой. Из приведённой иллюстрации нельзя сделать однозначный вывод о том, где в данный момент находится человек в клетчатой рубашке. С равной вероятностью он может находиться в офисе, в кафе, на даче или в одном из многочисленных коворкинг-центров. Более того, территориально он может находиться в любой точке нашей страны и мира. В качестве инструментария для решения стоящих перед ним задач пользователю сервиса достаточно посредственного ноутбука, планшета или вообще среднего класса смартфона.
Посредством любого из этих гаджетов он направляет в «облачный» центр обработки данных исходные данные для проведения вычислений и в этом же «облаке» может увидеть результат вычислений.
В случае необходимости пользователь может в этом же «облаке» предоставить доступ к исходным данным и результатам вычислений своим коллегам, которые вместе с ним работают над решением одной и той же задачи. Все вместе они при желании могут здесь же обсудить проблемы, представляющие общий интерес и попытаться прийти взаимно приемлемое решение.
В порядке небольшого отступления, замечу, что в отличие от традиционной телефонии общение посредством всем известного ZOOM, равно как и иных, в том числе отечественных разработок для организации видеоконференцсвязи может осуществляться только через какие-либо «облака». И никак иначе!
Сервис-провайдера с пользователями сервисами могут связывать договорные отношения. Однако это не обязательно. Так, например, государственные услуги, которые доступны через портал Госуслуг, мы получаем, не вступая в договорные отношения с ПАО «Ростелеком», выступающего в данном вопросе в роли сервис-провайдера.
Не вдаваясь в правовые тонкости договорных отношений между сервис-провайдерами и пользователями сервисов, отмечу, что по своей сути договоры между ними в случае их заключения представляют собой договоры возмездного оказания услуг. Их предметом лично для меня, как для человека, далёкого от юриспруденции, является предоставление пользователям «в аренду» предустановленного программного обеспечения для проведения облачных вычислений и сопутствующей облачной инфраструктуры. Интересующихся данной проблематикой информирую, что на самом высоком профессиональном уровне исследованием юридических аспектов правоотношений, связанных с использованием облачных технологий, занимается кафедра коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ во главе с её заведующим – профессором Виталием Севериным.
Ко всему сказанному считаю необходимым добавить, что в Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы, утверждённой указом Президента России от 9 мая 2017 года № 203, разработка мер по внедрению в российские организации облачных технологий названа одной из основных задач формирования новой технологической основы в экономике.
Теперь самое время перейти к технологиям информационного моделирования. Как известно, одним из китов, на которых зиждутся эти технологии, является так называемая среда общих данных.
В пункте 3.16 СП 333.1325800.2017 среде общих данных было дано следующее, определение. Среда общих данных – комплекс программно-технических средств, представляющих единый источник данных, обеспечивающий совместное использование информации всеми участниками инвестиционно-строительного проекта. В качестве примечания к этому пункту говорилось о том, что среда общих данных основана на процедурах и регламентах, обеспечивающих эффективное управление итеративным процессом разработки и использования информационной модели, сбора, выпуска и распространения документации между участниками инвестиционно-строительного проекта.
В настоящее время вышеуказанный СП отнесён к категории недействующих документов в области стандартизации. В пришедшем ему на смену СП 333.1325800.2020 пункт 3.16 отсутствует, а вместе с ним кануло в Лету и данное этим пунктом определение понятию среда общих данных. Осталось это определение только лишь в многочисленных пособиях по BIM, изданных компанией «Конкуратор», которые по своей сути представляют собой перевод на русский язык аналогичных пособий от Autodesk.
С одной стороны, исключение этого определения из СП 2020 года можно только приветствовать и вот почему. Содержащееся в нём словосочетание «комплекс программно-технических средств» никоим образом не представляет собой «единый источник данных», то есть, по существу, базу данных в её классическом понимании.
С другой стороны, поскольку другие определения понятия «среда общих данных» в настоящее время отсутствуют, можно попытаться использовать то полезное, что было в определении 2017 года.
Итак, из буквального прочтения этого определения и примечания к нему можно сделать вывод о том, что где-то действительно должен располагаться некий «единый источник данных», доступный всем участникам инвестиционно-строительного проекта для совместного использования ими в процессе формирования и ведения информационной модели. Судя по всему, каким-то образом этим же участникам, для этих же целей и на каких-то условиях в качестве инструментария должна быть предоставлена необходимая инфраструктура, представляющая собой тот самый упомянутый в определении «комплекс программно-технических средств».
Очевидно, что к числу участников любого инвестиционно-строительного проекта, как минимум, следует отнести следующие категории лиц:
Самым простым и, пожалуй, единственным способом обеспечить возможность совместного использования информации всеми вышеперечисленными участниками инвестиционно-строительного проекта представляется предоставление им необходимой программно-технологической инфраструктуры и единого источника данных (то есть базы данных) с использованием облачных технологий.
В заключение вопрос к читателям За-Строй.РФ. Кто-нибудь видит иной способ обеспечить совместную работу всех участников инвестиционно-строительного проекта, кроме как в «облаках»?
(Продолжение следует)
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
23.05.22 в 09:46
"Облако" всемирно рабочая система, от простого обывателя до ай ти структуры. Но безопасности в ней мало. Это надо учитывать.
Безопасность всегда понятие относительное, как мне кажется...
Уважаемые коллеги! Заданные вами вопросы, в том числе касающиеся информационной безопасности при использовании облачных технологий помогут мне сделать более качественным продолжение данного материала. Заранее спасибо за вопросы.
На заданный вопрос мне очевидным кажется ответ - никакой. Но судя по тому, что "продолжение следует", видимо какой-то Евгений Давидович видит...)))
Евгений, а существующие "облака" только западные, или есть и российские?
Сергей, оператором (сервис-провайдером) Госуслуг является отечественное ПАО "Ростлеком". И с вопросами информационной безопасности у них все Окей)
Монополисты, значит?
ПАО "Ростелеком" это предприятие с государственным участием. Естественно во многих вопросах, в том числе в части предоставления госуслуг, оно является монополистом. Кстати, ГИСОГД тоже будут размещаться в "государственных" облаках, равно как и все информационные модели объектов, финансирование которых будет осуществляться из бюджетных средств.
Выскажу своё мнение.
Плюсы использования любого ресурса для обмена данными:
Повышение эффективности.
Централизует доступ к файлам для обеспечения согласованности.
Защита от потери данных.
Минусы:
Раскрытие конфиденциальных данных.
Уязвимость к кибер-атакам.
Загрузка вредоносного программного обеспечения.
От рисков не уйти, мы уже убедились этой весной, когда кибер-атаками подвергались сайты министерств и другие.
Инкогнито, спасибо за мнение.