Руководитель национальной информационной системы по строительству
В связи с непрекращающимися в стенах НОСТРОЙ и НОПРИЗ разговорами о предстоящем рейтинговании деловой репутации строительных и проектных организаций считаю необходимым внести ясность. Итак, откуда же выросли ноги.
Известно, что 26 января сего года Правительством РФ был внесён в Государственную Думу законопроект № 1100997-7 с длинным названием, но правильно отражающим его существо, а именно: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
На профессиональном сленге этот 307-страничный законопроект окрестили как второй оптимизационный пакет поправок к Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе» (первый был принят в 2019 году). Интересно, что этот пакет поправок был подготовлен в начале 2020-го. В него вошли поправки, предложенные при подготовке первого оптимизационного пакета, но требующие дополнительных доработок, согласования и тому подобное.
Предполагалось, что законопроект будет принят в первой половине прошлого года. Однако доработки и согласования законопроекта затянулись до декабря 2020-го.
Одной из новелл этого законопроекта должен был стать запуск механизма Рейтинга деловой репутации (РДР).
Само собой разумеется, за этот механизм, почуяв лёгкую добычу, радостно ухватились функционеры сразу обоих наших Национальных объединений с обязательным членством, то бишь НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Законопроект должен был быть принят во втором чтении 16 июня 2021 года. Но тут произошло неладное. По словам представляющего законопроект главы думского комитета по экономике Сергея Жигарева, в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поступило 174 поправки. Из них в итоге к включению в законопроект были одобрены 70 поправок. Остальные 104 отклонены.
В частности, ко второму чтению из законопроекта исключили нормы, предусматривающие запуск механизма Рейтинга деловой репутации (РДР).
Ранее заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров так комментировал:
Рядом экспертов и довольно широким кругом участников закупок высказаны сомнения по введению механизма универсальной предквалификации. Вызывает споры запуск механизма Рейтинга деловой репутации.
По словам Алексей Михайловича, основная критика РДР связана с тем, что его регулирование предлагается осуществлять на уровне подзаконных актов, а не прямо в законе. Также вызывает вопросы неопределённость с использованием результатов РДР. Вот ещё одна цитата из речи господина Лаврова:
Заказчики отмечают, что снижение обеспечения (один из вариантов применения РДР предусматривает снижение для поставщиков с высоким рейтингом суммы обеспечения исполнения контракта – авт.) для них неприемлемо. Мы тоже видим здесь риски – заказчики могут перейти на выставление при закупках максимальной ставки обеспечения исполнения контракта. Предстоит дискуссия, о том, как именно необходимо регулировать механизм использования Рейтинга деловой репутации.
Как долго будет продолжаться дискуссия относительно механизма использования РДР, вряд ли известно даже самому Богу.
Известно, что Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1100997-7) от 23 июня 2021 года одобрен Советом Федерации и в тот же день в установленном порядке направлен Президенту России. Информацией о подписании этого Федерального закона Владимиром Путиным на момент написания этих строк лично я не обладаю. Однако, вряд ли стоит сомневаться в том, что Владимир Владимирович его уже подписал либо подпишет в самое ближайшее время.
Реально важной представляется следующая новелла 44-ФЗ. Новым законом вводится универсальная предварительная квалификация по конкурентным процедурам закупки. Участники должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последние 3 года, если НМЦК составит 20 миллионов рублей и более. Цена исполненной сделки должна будет составлять не менее 20% НМЦК, при этом можно будет представлять договоры с учётом правопреемства.
По моему мнению, данная предквалификация является вполне надёжной, а все байки президента Национального объединения строителей Антона Глушкова о якобы её недостаточности свидетельствуют только лишь о его намерении самому заработать на теме рейтинговании и дать заработать на ней особо приближённым представителям его электората.
Позволю себе также высказать свои мысли, касающиеся Николая Капинуса и ТК 066, председателем которого он назначен приказом Росстандарта от 14 апреля 2021 года (то есть в преддверие принятия вышеуказанного закона, который должен был запустить механизм Рейтинга деловой репутации).
С одной стороны, конечно же, хочется поздравить Николая Ивановича с новым назначением. С другой стороны, в связи с этим назначением ему как доктору юридических наук должен быть досконально известен Федеральный закон от 29 июня 2015 года «О стандартизации в Российской Федерации».
В пункте 1 статьи 2 этого закона говорится о том, что «документ по стандартизации – документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом».
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о стандартизации, одним из её принципов является добровольность применения документов по стандартизации. Обязательность применения документов по стандартизации может устанавливаться только нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку от идеи запуска механизма Рейтинга деловой репутации в настоящее время отказалось само Правительство РФ, вряд ли можно ожидать, что документы по стандартизации, относящиеся к предмету ТК 066, в обозримой перспективе станут обязательными.
Конечно же, Глушков и Ко ещё продолжат сотрясать воздух разговорами о рейтинговании. Ради смеха, стоит разобраться с тем, каким образом они намеревались и, по-видимому, ещё не отказались от идеи наполнить свои карманы на торговле рейтингами. Однако этим вопросам, как мне представляется, должны быть посвящены отдельные публикации.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
01.07.21 в 13:24
Ещё один похороненный в ГД законопроект.
И слава Богу!
Желающие посмеяться могут погуглить в Интернете Национальный стандарт, озаглавленный как "Оценка опыта и деловой репутации строительной организации" (2016 г.). Этот стандарт прошел через ТК 066, которым теперь руководит Николай Капинус.
Ещё интереснее посмотреть какая организация подготовила этот Национальный стандарт. И уж совсем интересно, кто входит в состав учредителей и кто является Председателем коллегиального органа (Совета) этой организации.
Если я вас заинтриговал, то дерзайте.
Хорошо было бы в этом Национальном стандарте сразу же указать ценник на каждый фактор, из суммы которых складывается индекс деловой репутации. Например, сколько будет стоить указать при расчете этого индекса, что в строительной организации есть арендованный подъемный кран. Сколько стоит комплект документов, подтверждающий наличие в штате организации указанного в них специалиста НРС, мы знаем. В Москве это примерно 30 тысяч. Думаю, что за пять специалистов с учётом оптовой скидки нужно будет раскошелиться тысяч на 100. Интересно, как высокие ностроевско-нопризовские стороны договорятся о дележе прибыли. Сколько из каждой полученной от строителей сотни тысяч будет доставаться Глушкова, сколько Прядеину, сколько самому Николаю Капинусу. А ещё надо об Олеге Сперанском не забыть, который теперь не просто какой-то там директор Правового департамента Министроя России и по совместительству член советов НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Со вчерашнего дня он входит ещё и в Совет по профквалификациям НОПРИЗ.
Меню заказывали?….)))
А Вам это надо? Я, например, не вижу необходимости.
На сайте неоднократно писали о действиях (бездействии) сотрудников НОСТРОЙ, в которых имеются признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Может быть пора?
Тем временем, в НОСТРОЙ снова заговорили об обязательном применении для СРО сервиса сверки сведений о специалистах, внесенных в НРС. На сей раз, на доходы от торговли персональными данными этих специалистов, по-видимому, решила покуситься госпожа Желанова.
А мне интересно вот что. Регламент ведения НРС более или менее причесали под Закон о персональных данных сравнительно недавно - тогда, когда в НРС уже были включены примерно 200 тысяч специалистов. У кого сейчас болтаются персональные данные этих 200 тысяч, не знает никто. Известны только лица, причастные к столь масштабной компрометации персональных данных. Это, во-первых, Антон Глушков, который озаботился торговлей персональными данными ещё тогда, когда возглавлял Экспертный совет. И, во-вторых, Олег Сперанский, который по просьбе Антона Глушкова подсуетился сделать так, чтобы в состав этих персональных данных вошли СНИЛСы.
Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подписан и опубликован.