На портале проектов нормативно-правовых актов в целях общественного обсуждения появился проект постановления Правительства РФ об утверждении состава сведений Единого реестра членов СРО и их обязательств, а также порядка его формирования и ведения.
Наблюдатели отмечают удивительную скорость. Только Президент России 30 декабря прошлого года подписал Федеральный закон № 447-ФЗ, как в целях реализации его положений Министерство строительства и ЖКХ РФ тут же быстренько разработало документ, и уже 13 января этого года он был опубликован. Скорее всего, это связано с тем, что, по задумке властей, с 1 сентября 2022-го саморегулируемые организации строительной отрасли будут обязаны вести реестры своих членов в составе Единого реестра, держателем которого выступает Национальное объединение СРО соответствующего вида.
В принципе, если рассуждать логически и более-менее отстранённо, то идея создания унифицированного общего реестра в сфере изысканий, проектирования и строительства выглядит достаточно здравой. По сути, новый сводный документ должен стать объединением двух уже существующих ресурсов – Единого реестра членов СРО и НРС. Плюс к ним добавится реестр договорных обязательств. И цели нововведений звучат благородно:
…обеспечение свободного доступа в режиме реального времени потребителей работ (услуг), в том числе государственных, муниципальных и иных заказчиков, органов исполнительной власти, к сведениям о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах с целью рационального выбора подрядчиков и обеспечения добросовестной конкуренции…
Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Многие эксперты, ознакомившись с порядком ведения Единого реестра, как и автор этих строк, пришли в ужас. Они называют документ «очень сырым» и «дико некомпетентным». Весьма удивительно, что сложнейший реестр, сложнейшая структура и система движения информации в него, из него и внутри – всё это уместилось… в 17 пунктов! Инструкция по пользованию кофеваркой и то больше.
При пристальном рассмотрении выявляются вообще необъяснимые подробности. Например, в пункте 14 указано, что:
Член саморегулируемой организации размещает в Едином реестре сведения о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключённым таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, о таких договорах, в том числе о заказчике и цене по договору, об изменении сроков и цены договора, о расторжении, исполнении контракта, в течение пяти рабочих дней со дня его заключения, изменения, расторжения, исполнения, а также информационные ссылки на сведения, документы, материалы, размещённые в государственных информационных системах.
А далее в пункте 16 мы видим следующую сентенцию:
Саморегулируемая организация в течение 5 рабочих дней с момента размещения членом саморегулируемой организации в Едином реестре сведений, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, проводит в отношении такого члена проверку и, в случае необходимости, принимает меры, предусмотренные статьёй 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В этой связи возникают, мягко говоря, некоторые вопросы:
Аналитики уверены, что названный пункт Порядка вообще не исполним со стороны СРО в указанный срок. Это просто нереально. Первопричина кроется как раз в анонсированном подходе, что сам член, а не СРО, вносит в реестр сведения о фактическом совокупном. То есть, без какой-либо проверки член саморегулируемой организации берёт и лезет в Единый реестр членов СРО. Как НОПРИЗ или НОСТРОЙ это проконтролируют? Да никак! При этом отвечать будут и сам член, и СРО.
Нельзя не согласиться с тем, что всё должно быть проще и понятнее. Член сообщает данные в СРО, и – свободен. Вот так должно быть. Иначе вообще зачем тогда СРО?
Эксперты полагают, что если представленный Порядок ведения Единого реестра останется в неизменном виде, то на СРО такая волна негодования с сентября обрушится, что снесёт саморегулирование к чёртовой матери!
А, может, это действительно дьявольский глобальный план по 100-процентному переформатированию рынка, и совсем скоро в России не будет никаких СРО?
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
19.01.22 в 15:34
Цитата: "Как часто член СРО должен корректировать раздел о совокупном размере: раз в год вместе со сдачей отчёта в СРО? Или при любом изменении? Тогда в какой срок: незамедлительно после изменения суммы или как?"
Указано, что "...в течение пяти рабочих дней со дня его заключения, изменения, расторжения, исполнения..." Но и тут есть целая масса вопросов, в том числе к формулировкам и порядку действий по такой корректировке раздела...
Порядок, действительно, сырой и непродуманный. Порядок определяется Правительством, вместе с тем очевидно, что, де-факто, все детали будут определять сами НАЦОБЫ, а это прямо противоречит части 2 статьи 55.17 ГСК РФ в новой редакции с 1 сентября.
"2. Состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации".
Т.е. ни Минстрой России, ни НОПРИЗ, ни НОСТРОЙ не могут своими приказами и внутренними документами хоть что-то конкретизировать в порядке ведения и порядке формирования реестра. Это будет выход за пределы полномочий.
То есть все подробности обязательно должны содержаться в самом Постановлении Правительства.
Конечно, это не разумно и бред. Но кто-то так прописал же в 447-ФЗ??? Кто этот кто-то, кого надо признать профнепригодным в Минстрое России?
Согласна что все подробности должны быть в Постановлении Правительства, хотя конечно это явно не уровень для таких документов, скорее всего приказ Минстроя. Но еще в то что там должно быть практически все, говорит о том, что в законе нет теперь у НАЦСРо права принимать свои документы по порядку ведения единого реестра, внесения в него сведений и т.д.
Какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?
Марк, до 1 сентября есть время. Немного, но есть. Тем более его достаточно для принятия Постановления Правительства в нормальном виде, так как процедура проще, чем для корректировки ФЗ 447-ФЗ.
Для этого Минстрою России необходимо через НАЦОБЫ начать диалог и провести серию совещаний с приглашением экспертов в том числе от СРО. В июне необходимо обобщить ВСЕ замечания и сделать это добросовестно в интересах всех: и членов СРО, и СРО, и НАЦОБОВ, и пользователей Единого реестра (заказчиков, потерпевших и пр.). В июле надо выпустить Постановление. В августе все должны его осознать и подготовиться к 1 сентября.
Сроки можно, конечно, тоже корректировать, так как я не могу профессионально и точно оценить все этапы процедуры, ранее не проходя её в качестве участника.
У меня такое впечатление складывается, что авторы в Минстрой России написали проект так, чтобы посадить раздор между Нацобъединениями, СРО и их членами.
Последствия такого возникшего конфликта (именно возникшего - он уже есть, так как в СРО звонят члены и уже орут, что за фигня написана) действительно могут разрушить все саморегулирование.
Не хочу даже вдаваться в то, кому такой исход интересен, лучше подумать как теперь выйти из ситуации. А пока если честно как не посмотри везде получается "...опа"...
Они просто написали на отвали. В короткие сроки накидали что-нибудь. А за свои способности у них сомнений не возникает. Вспомним какой продукт выходит через положенные законодательством сроки. Всевозможные разъяснения. Сейчас мы говорим о документе, который готовился со сроком в 2 дня.
На Правде о СРО тоже вон высказались по проекту Постановления.
Люди которые это писали похоже не сталкивались в с людьми, которые отвечают за взаимодействие со СРО и представителями...
Не хотелось бы нагнетать обстановку, но если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?
Вот статья интересно закончена автором: "А, может, это действительно дьявольский глобальный план по 100-процентному переформатированию рынка, и совсем скоро в России не будет никаких СРО?"
Сейчас, действительно, как пишут наши эксперты, всё недовольство ситуацией с Единым реестром и его наполнением члены СРО, прежде всего, начнут выливать на свои СРО. Мы же вам платим членские взносы, а вы ничего: не мычите, не телитесь... Не можете справиться со своими НацОбами, так на кой дьявол вы нужны нам?
С ростом влияния НацОбов на мелкие и технические вопросы, с перетаскиванием их на себя, СРО становится ненужной прослойкой.
При этом бестолковые саморегуляторы (сам уже слышал от директоров) радуются, что им меньше работы и ответственности по данному вопросу.
Но если члены СРО начнут взаимодействовать с НОПРИЗом и НОСТРОем напрямую (минуя свои СРО), положим, сначала по вопросам внесения сведений о совокупном размере обязательств, то при признании эксперимента удачным, такое взаимодействие вполне можно распространить и на другие разделы Единого реестра СРО... И вуаля!!! СРО вообще становятся постепенно не нужными!!!
"А контроль за членами???" - спросите возмущенно вы. А я Вам отвечу. НОПРИЗ и НОСТРОЙ для этих целей создадут себе филиалы в каждом субъекте по одному. И никакого скандала, и никакого укрупнения СРО. Вообще будет так: под радостные возгласы и аплодисменты некоего "строительного сообщества" СРО уйдут с арены ЦИРРРКА, передав КФы в НацОбы.
СРО? Ау!!! Вы хде? Чего молчим, воды в рот набрав? Опять все "хитрые" будут сидеть тихо и надеяться, что их пронесёт или что им найдется место в НацОбе у столика с костями и очистками?
Ха, кстати, вот и сбудется убогая мечта взъерошенного и безумного господина Б. Тока не так, как он себе, дурачок, это представлял.
На моей памяти члены СРО прошли все стадии принятия. Был шок, отрицание, агрессия, торг, депрессия, и наконец принятие. А вот довольства не было никогда.
Многие строители то что им надо и то не хотят делать а уж эту , для них бесполезную тему вообще проигнорируют. Значит не будет изменений и нечего нам СРОшникам проверять... :=))
Очень глупое решение, вносить в единый реестр что-либо рукам (членов сро или сотрудников сро), учитывая, что это можно подтягиаать через интеграцию с закупки.гов.ру по инн участника. Нацобъединения могут сделать такую доработку за смешной миллион рублей (включая попил и прочее) в течении недели.
А самое главное, что в случае интеграции, исчезнет человеческий фактор и умышленное сокрытие договоров.
Дафт, не стоит забывать, что в работе и НАЦОБОВ, и Минстроя России главное - это не результат, а сам процесс. Зарплата выплачивается регулярно и не зависит от результатов в количественном и качественном выражении.
Когда вы заключаете договор подряда, то там всё четко прописано, и есть конкретный конечный результат, подлежащий оценке и только потом уже оплате.
А ЗП платится в силу наличия трудового договора и галочек в табеле о том, что тип пришел на рабочее место и отсидел на нём положенные часы с задумчивым видом.