Четыре параграфа жизни. §1 Сметы

Обсуждение: 4
2900
Мистер Икс

О чём заставляет задуматься анализ главного финансового документа Национального объединения строителей за десять лет

Прежде, чем перейти к анализу Смет НОСТРОЙ с 2010-го по 2020-й, давайте вспомним не менее важный документ, коим является Устав Нацобъединения. Хочу обратить внимание всех на две статьи. Цитирую:

«7. ОРГАНЫ АССОЦИАЦИИ

7.1. Органами управления Ассоциации являются:

7.1.1. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

8. ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ, КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, СНОС ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

8.3. К компетенции Съезда относятся следующие вопросы:

8.3.5. определение размера отчислений саморегулируемых организаций на нужды Ассоциации, исходя из численности саморегулируемых организаций, в том числе установление размеров вступительного и регулярных (периодических) членских взносов и порядка их уплаты;

8.3.6. утверждение сметы расходов на содержание Ассоциации, внесение в неё изменений;

8.3.7. утверждение годовых отчётов и бухгалтерской (финансовой) отчётности Ассоциации, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Ассоциации.

8.4. Съезд созывается Президентом и (или) Советом Ассоциации по мере необходимости, но не реже чем один раз в два года».

А вот теперь поехали!

 

§ 1. Сметы

Аналитические мероприятия по сбору, своду и систематизации собранной информации в целях проведения анализа Смет расходов на содержание НОСТРОЙ были сделаны за период с 2010-го по 2020-й. При обобщении и систематизации информации, необходимой для проведения подробного анализа Смет Национального объединения строителей за указанный период использована следующая информация с официального сайта НОСТРОЙ, которая сведена в Таблицу № 1 под названием «Голосование по вопросу подпункта 4 пункта 3 статьи 55.21 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в ред. от 2 августа 2019 года)»:

No п/п Год Вопрос повестки дня ГОЛОСОВАНИЕ
"ЗА" "Против"
1 2010 Смета расходов на содержание Национального объединения строителей на 2010 год утвержденная (Протокол No2 от 15 апреля 2010 год.) 150 3
2 2011 Смета расходов Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» на 2011 год (Протокол No4 от 28 апреля 2011 года.) 198 16
3 2012 Смета расходов Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» на 2012 год" (Протокол No5 от 1 марта 2012 года.) 219 4
4 2013 Смета расходов Национального объединения строителей на 2013 год (Протокол No 7 от 4 апреля 2013 года.) 219 18
5 2014 Смета расходов Национального объединения строителей на 2014 год (Протокол No8 от 25 апреля 2014 года.) 219 18
6 2015 Смета расходов Национального объединения строителей на 2015 год (Протокол No10 от 11 марта 2015 года.) 199 4
7 2016 Смета расходов на содержание Национального объединения строителей на 2016 год (Протокол No11 от 21 марта 2016 года) - как 1/12 лимита от месяца прошлого года с резервным фондом 63,5 млн.руб. 241 8
    Смета расходов на содержание Национального объединения строителей на 2016 год, утвержденная Всероссийским саморегулируемых организаций основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (Протокол No12 от 28 сентября 2016 года) съезда 238 нет
8 2017 Смета расходов содержание Ассоциации "Национальное объединение строителей" на 2017 год (Протокол No13 от 10 апреля 2017 года.) 244 нет
9 2018 Смета расходов на содержание Ассоциации "Национальное объединение строителей" на 2018 год (Протокол No14 от 18 декабря 2017 года No14.) 184 22
10 2019 Смета расходов на содержание Ассоциации «Национальное объединение строителей» на 2019 год (Протокол No16 от 26 ноября 2018 года.) 207 2
10 2020 Проект сметы расходов на содержание Ассоциации «Национальное объединение строителей» на 2020 год" (дата утверждения запланирована Заседанием НОСТРОЙ от 20 сентября 2019 года на Всероссийском съезде СРО 1-2 декабря 2019 года)    

Необходимо отметить, что, в соответствии с указанным пунктом 3 статьи 55.21 ГрК РФ, Всероссийский съезд саморегулируемых организаций:

«…3) определяет размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций, исходя из численности и вида саморегулируемых организаций;

4) утверждает Смету расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций;

5) утверждает отчёты Совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе об исполнении Сметы расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций...».

Систематизация и обобщение полученной информации проводились путём первоначального выстраивания в ряд одноимённых пунктов статей (подпунктов, подстатей), затрат, отражённых в Сметах на содержание НОСТРОЙ, по принципу подобия с последующим их соответствующим сопоставлением и анализом. В целях объективного сопоставления расходных обязательств, учтённых Нацобъединением в своих Сметах, утверждённых Съездами строительных СРО, имеющимся в действующем законодательстве структурам статей затрат из массива публичных данных фактически были выделены и сформированы 4 основных блока группы статей (Приложение № 1 «Анализ смет НОСТРОЙ за период 2010 – 2019 годы, включая проект Сметы на 2020 год» можно сказать по ссылке внизу – ред.):

1. Затраты, связанные с обеспечением основных функций Национального объединения в соответствии со статьёй 55.20 ГрК РФ;

2. Затраты на административно-хозяйственные нужды;

3. Резервный фонд;

4. Переходящие обязательства.

Каждый блок содержит наименование статьи с расценёнными значениями сумм в рублях, текущий номер по порядку, а также номер по порядку в первоначально утверждённом варианте документа с целью возможности осуществления объективного сличения информации. Подведён итог сумм по каждому году, в том числе отдельно по блокам.

Отдельными строками в своде выделена информация по текущему профициту, образованному превышением плановых доходов над плановыми расходными обязательствами, учитываемыми НОСТРОЙ в процессе формирования соответствующих Смет и представляемых к утверждению участникам Съездов строительных СРО. При формировании своих Смет НОСТРОЙ в различные годы учитывал отдельные статьи расходных обязательств в различных направлениях затрат без какого-либо системного принципа.

Вот отдельные примеры.

Проведение мероприятий Национального объединения строителей в 2011 году было учтено в составе затрат на административно-хозяйственные нужды и расценивалось в объёме 11.450,0 тысячи рублей (пункт 32 Сметы), тогда как в 2015-ом эти же затраты учитывались отдельной статьёй в составе затрат на приоритетные направления деятельности, но уже в сумме 35.000,0 тысячи рублей, что в 3 раза выше первоначальной величины (пункт 8 Сметы).

Издательские расходы в 2014 году учитывались в составе затрат, связанных с «Обеспечением выполнения целевых программ и мероприятий» (пункт 9 Сметы), а в 2018-ом в административно-хозяйственных нуждах (пункт 6.1) – 18.267,7 тысячи и 100,0 тысячи рублей, соответственно.

Переходящие обязательства в 2011 году учитывались в затратах на административно-хозяйственные нужды (пункт 35 Сметы), а в 2012-ом уже учитывались отдельной статьёй расходов (пункт 30 Сметы), 58.539,7 тысячи и 85.484,1 тысячи рублей, соответственно. В 2013 году такие не обеспеченные источником финансирования затраты вообще в состав Сметы НОСТРОЙ включены не были.

На протяжении всего периода своей деятельности Национальному объединению не удалось максимально точно осуществить планирование своей финансовой деятельности. Подтверждением этому обстоятельству является систематическое использование в финансовом планировании не обеспеченных источниками финансирования статей затрат в форме всевозможных «Резервов» на различные нужды. В 2010 – 2012 годах это были так называемые «Резервы Совета» на общую сумму 110.269,5 тысячи рублей, в том числе:

  • 32.326,3 тысячи – 2010 год;
  • 37.943,1 тысячи – 2011 год;
  • 40.000,0 тысячи – 2012 год.

С 2012-го по 2019-й, включительно, эта статья затрат в своём наименовании претерпевает глубокое смысловое видоизменение. С учётом включённых в неё дополнений теперь уже называется «Резерв Совета Национального объединения строителей (с учётом кассового плана по доходам)». То есть изначально закладывается в состав затрат не твёрдая величина, а плавающая – неподдающаяся первоначальной оценке участниками Съезда НОСТРОЙ.

Общая сумма затрат за 2013 – 2019 годы составила 464.842,7 тысячи рублей, в том числе:

  • 76.210,3 тысячи – 2013 год;
  • 14.849,7 тысячи – 2014 год;
  • 29.286,3 тысячи – 2015 год;
  • 71.507,0 тысячи – 2016 год;
  • 61.873,0 тысячи – 2017 год;
  • 111.817,0 тысячи – 2018 год;
  • 99.299,3 тысячи – 2019 год.

В планируемой к утверждению Съездом НОСТРОЙ Смете на 2020 год ситуация не изменилась. По этой статье планируется к утверждению сметные назначения в размере 26.991,3 тысячи рублей.

Помимо этого, с 2015-го по 2018-й включительно было осуществлено резервирование по одноимённым статьям «Резерв на выполнение программ и проектов по развитию строительного комплекса (во взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Национальными объединениями саморегулируемых организаций и другими структурами)» на общую сумму 139.000,0 тысячи рублей, в том числе:

  • 100.000,0 тысячи – 2015 год;
  • 20.000 тысячи – 2016 год;
  • 14.000,0 тысячи –2017 год;
  • 5.000,0 тысячи – 2018 год.

С 2016-го по 2019-й, включительно, НОСТРОЙ использовал «Резервный фонд» на общую сумму 36.540,0 тысячи рублей, в том числе:

  • 8.500,0 тысячи – 2016 год;
  • 9.890,0 тысячи – 2017 год;
  • 7.150,0 тысячи – 2018 год;
  • 11.080 тысячи – 2019 год.

В планируемой к утверждению Съездом НОСТРОЙ Смете на 2020 год ситуация не изменилась. По этой статье планируется к утверждению сметные назначения в размере 8.000,0 тысячи рублей.

Отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего процесс формирования, утверждения и исполнения Смет НОСТРОЙ в форме отдельного утверждённого Съездом строительных СРО документа, способствует указанным выше системным ошибкам и не способствует укреплению бюджетно-финансовой дисциплины в организации и оставляет потенциальную возможность возникновения рисков нецелевого использования средств общественных финансов в особо крупных размерах и связанных с этим негативными последствиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в каждой некоммерческой организации (далее – НКО), к которым относится и НОСТРОЙ, образованной в форме Ассоциации, должен быть самостоятельный баланс или Смета.

В соответствии с пунктом 1.9 Устава НОСТРОЙ, Ассоциация имеет Смету расходов на содержание, которая, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, и положениями Устава, утверждается Съездом НОСТРОЙ.

В практике своего функционирования НКО, во избежание судебных споров с фискальными органами, составляют свои Сметы, как правило, исходя из принципа сбалансированности доходов расходам, то есть отсутствия какого-либо планового превышения доходов над расходами, поскольку такое превышение (утверждённое и принятое к исполнению в форме профицита, резерва либо чего иного), имеет однозначное толкование фискальными органами как:

  • налогооблагаемая база по налогу на прибыль организации (если полученные доходы ограничены сроком их использования);
  • необеспеченные расходами дополнительные источники возникновения затрат (доходы).

Фактически на практике, Смета НОСТРОЙ обязательна для подтверждения фактов целевого получения и использования средств перед своими членами, налоговыми органами и другими заинтересованными лицами-пользователями публичной финансовой отчётности.

Смета перед её утверждением Съездом строительных СРО является лишь прогнозом «кассового плана» поступлений и выплат. После её утверждения Съездом она уже является обязательным к исполнению финансовым Планом организации.

Функционирование Ассоциации НОСТРОЙ после её создания должно было происходить в режиме полного соответствия утверждённых источников возникновения затрат (поступлений) в форме доходов и плановых расходных обязательств сметных назначений (выплат), так называемых расходов, закреплённым в действующем законодательстве и Уставе источникам формирования имущества, закрытому Перечню доходов, относимых к целевым поступлениям и Основным функциям НОСТРОЙ.

(Продолжение следует).

Приложение № 1 «Анализ смет НОСТРОЙ за период 2010 – 2019 годы, включая проект Сметы на 2020 год»

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

05.11.19 в 08:10
Оценка статьи:
Средняя оценка 4.6 из 5 | Основано на 10 оценках пользователей
  • Иван Трышкин
    Иван Трышкин 05.11.2019 в 10:06 пишет:

    Спасибо за колоссальную проделанную работу! Смета это всегда спорный продукт, однако как можно увидеть по сравнительной таблице "Голосование по вопросу", наибольшее количество несогласных было в 2017 году. Остальное время и остальных делегатов от саморегулируемых организаций всё устраивает. И то, как их ежегодно облапошивают тоже.

    Ответить
    • Павел Федяев
      Павел Федяев 05.11.2019 в 12:59 отвечает пользователю: @Иван Трышкин

      Согласен, сколько революционеров пытались смету НОСТРОЙ поставить отправной точкой в реформировании системы, и заканчивалось всё сокрушительным молчанием и согласием на Съезде. Тема важная, нужная, но провальная в этом направлении.

      Ответить
      Сроница
      Сроница 05.11.2019 в 13:11 отвечает пользователю: @Павел Федяев

      Дело вовсе не в революционерах. Те кто высказывался по поводу сметы преследовали вполне благую цель - это сделать прозрачной и понятной деятельность НОСТРОЙ, а главное соотвествующей законодательству.

      И разделить тех, кто молча голосовал за смету условно можно на следующие категории:

      1. Не понимаю в смете или не хочу в этом досконально разбираться.

      2. Понимаю, но я при должности в НОСТРОЙ (Президент, Вице-Президент, член Совета, Председатель Комитета, член комитета и т.д.).

      3. Мне кое что пообещали и я лучше буду помалкивать и голосовать пока ЗА.

      4. У меня у самого рыльце не в пушку, я лучше пока посижу тихо, глядишь и еще долго меня (мое СРО) не заметят.

      5. И много еще чего....

      Ответить
      Полианна
      Полианна 05.11.2019 в 14:37 отвечает пользователю: @Сроница

      Именно молчание и порождает всё это безобразие, которое начал рассматривать в своей статье Мистер Икс.

      Ответить
САМ - АВТОР
А денежки-то придётся вернуть!
Добрило Мастеровой
23.12, 11:59 3 190
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
20.12, 13:36 1 912
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 4
Салават Истамбаев
19.12, 15:06 2 1194
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
13.12, 14:04 1 2394
Памяти Зодчего
Наталья Доценко
12.12, 07:14 1 3199
Ох, уж эти особые BIM-сущности!
Евгений Карант
10.12, 12:20 3 3153
Поможем молодым «стать на крыло»
Николай Капинус
10.12, 10:24 17 3345
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
06.12, 12:09 3 3823
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
05.12, 16:11 7 4345
СРО vs Смерть. Поединок продолжается
Аркадий Апумчик
05.12, 12:07 4 4150
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
04.12, 15:04 5 4546
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
03.12, 15:11 7 4708
А дальше без пиратов и паразитов!
Евгений Карант
03.12, 12:04 3 4614
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
02.12, 15:08 6 4787