ЕР – всё только начинается

Обсуждение: 14
5094
Аркадий Апумчик

Впереди большая работа по доведению Единого реестра членов СРО до ума, чтобы эта глобальная база данных действительно стала работоспособным инструментом

В предпоследний день уходящего 2021-го Национальные объединения получили от Дедушки Мороза подарок, о котором просили его очень долго – вступил в действие Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ, который предусматривал создание Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта и сноса объектов капстроительства.

Согласно закону, изменения вносились в Градостроительный кодекс РФ. Полномочия по формированию и ведению Единого реестра возлагались на соответствующие Нацобъединения. При этом содержащийся в Едином реестре состав сведений, а также порядок его формирования и ведения, порядок включения сведений в него устанавливались Правительством РФ.

Таким образом, помимо прежней информации о членах СРО, в Единый реестр предстояло добавить также: сведения о фактическом совокупном размере обязательств члена СРО по договорам, заключённым с использованием конкурентных способов, и сведения о наличии по месту основной работы у члена СРО специалистов, включённых в НРС, с указанием их фамилии, имени, отчества и идентификационного номера НРС.

По задумке разработчиков, вместо того, чтобы заниматься сбором информации о контрактах и мониторингом торгов, Нацобъединения предоставят членам СРО электронные кабинеты, в которых те будут обязаны самостоятельно размещать все необходимые данные. В том числе о заказчике и цене по договору, об изменении сроков и цены договора, о расторжении, исполнении контракта, в течение пяти рабочих дней со дня его заключения, изменения, расторжения, исполнения.

Сведения о специалистах НРС должны размещаться одновременно со сведениями о вступлении компании в СРО, а также в течение пяти рабочих дней со дня установления факта их изменения. Таким образом предполагалось снять постоянно возникающие вопросы о том, как отслеживать актуальность данные, а заодно и защищать персональные данные. По новым нормам всё это становилось обязанностью и головной болью самих членов СРО.

Также планировалось, что при этом заказчики, которым понадобится необходимая информация, смогут получить её без лишних запросов и бюрократии, просто зайдя на соответствующий сайт. В связи с чем выдачу бумажных выписок из реестров членов СРО предполагалось отменить с 1 сентября 2022 года. Этот же срок был обозначен для введения в силу остальных норм федерального закона.

Такая схема работы в общих чертах отвечала предложениям, с которыми на протяжении нескольких лет выходили в Минстрой России представители Национальных объединений. Действительно, рациональное начало в этом есть. Вместо конгломерата дублирующих реестров, которые размещены на серверах региональных СРО, в Нацобъединениях и частично в Ростехнадзоре создать единую федеральную базу данных, с понятным разграничением полномочий. Где НОПРИЗ и НОСТРОЙ осуществляют общее администрирование, СРО выступают как операторы, а члены саморегулируемых организаций напрямую заполняют данные.

В каком-то смысле этот подход можно сравнить с известной концепцией UGC (от английского «user generated content» – контент, создаваемый пользователями) – тот самый принцип, который лежит, например, в основе успеха любой социальной сети. Но при этом уже на старте выяснилось, что применить такую модель для работы с важной официальной информацией будет не так просто.

 

Два Нацобъединения, два регламента

Минстрой дал Национальным объединениям возможность самим разработать регламенты работы с Единым реестром, чтобы выстроить удобную схему взаимодействия для всех участников. Оба Нацобъединения продемонстрировали разные идеи и справились с задачей по-разному.

Первым разработал документ НОПРИЗ. Регламент для проектных и изыскательских СРО был утверждён Советом Национального объединения 30 июня этого года (протокол № 53), хотя и появился на сайте только за три дня до вступления в силу. Национальное объединение изыскателей и проектировщиков выбрало способ предоставления сведений из Единого реестра членов СРО в виде одной выписки, которую само и будет выдавать по запросам заинтересованных лиц.

Такие выписки будут выдавать бесплатно в бумажном или электронном виде (по желанию запросившего лица) в срок не более 5-ти рабочих дней с момента поступления запроса в НОПРИЗ. При этом Нацобъединение обязательно уведомит саморегулируемые организации о поступлении запроса на выдачу выписки из Единого реестра членов СРО. Очевидно, что при этом НОПРИЗ полностью берёт на себя все обязательства и ответственность за выдачу выписок из Единого реестра членов СРО, что является очевидным плюсом.

НОСТРОЙ решил этот вопрос усложнить и предусмотрел возможность выдачи выписок из Единого реестра как Национальным объединением, так и самим СРО. При этом почему-то по-разному выглядят даже формы самих выписок. Ностроевская выписка более объёмная и изготавливается в течение 30-ти дней, что неоправданно много для задач отрасли. Очевидно, что с точки зрения унификации обработки информации такой подход создаёт большую неразбериху и для заказчиков, и для саморегуляторов.

Система представления саморегуляторами информации в Единый реестр получилась практически идентичной. Также через личные кабинеты оператор СРО за своей ЭЦП будет передавать пакет изменений в виде файла pdf, в котором будут собраны как сами сведения, так и документы, подтверждающие их обоснованность. Разница в том, что НОПРИЗ определил формат таких документов, а НОСТРОЙ нет.

Даже сам по себе файл pdf может существенно различаться – например, текст может быть сохранён как картинка или в виде символьной информации, данные могут содержать защиту от копирования и возможности редактирования или нет. Но, разумеется, это вопрос не столь принципиальный, поскольку при большом желании недобросовестный пользователь всегда найдёт возможность и снять защиту с pdf, и «подправить» нужные строчки.

Также стоит отметить разницу в порядке проверки предоставленных сведений. Регламент НОСТРОЙ обходится обтекаемыми фразами о том, что будет проведена автоматическая валидация ЭЦП и ручная модерация, содержание которой не расшифровано. Требования НОПРИЗ в этом смысле более конкретны. Среди причин, по которым могут завернуть пакет документов отсутствие или неверное указание реквизитов и даже допущенные грамматические, логические, орфографические, пунктуационные ошибки. Видимо, разработчики регламента в Национальном объединении изыскателей и проектировщиков хорошо представляют интеллектуальный уровень специалистов СРО и не питают иллюзий по поводу того, с кем им приходится иметь дело.

Также НОПРИЗ предусматривает, что информация о фактическом совокупном размере обязательств членов СРО может размещаться самой саморегулируемой организацией с использованием функционала МОКОДО (модуль контроля договорных обязательств). Этот программный продукт ранее был разработан Нацобъединением и успешно применялся ещё до запуска Единого реестра. Таким образом, можно сказать, что и в этом плане данные в реестре НОПРИЗ проходят больше уровней контроля и будут являться более правдоподобными, чем у их коллег-строителей.

В целом, у многих представителей сообщества сложилось впечатление, что специалисты НОСТРОЙ предпочли дождаться выхода нопризовского регламента и упростили его до своего уровня. Исключив отсутствующие в Национальном объединении строителей технические возможности, такие, как модуль МОКОДО, и отказавшись от задачи по контролю грамотности, видимо, как тяжеловатой для сотрудников Национального объединения строителей.

 

А паразитам – никогда?

Ещё в пору обсуждения перспектив Единого реестра со стороны многих саморегуляторов с завидной регулярностью распространялись волны паники. Дескать, после создания такого реестра, где напрямую будут взаимодействовать строители и Нацобъединения, необходимость в региональных СРО отпадает, как в бессмысленном и дорогостоящем посреднике. Как же так? Важные господа, которые более 10-ти лет чувствовали свою значимость, выдавая бумажки, без которых невозможна стройка, вдруг превращаются в простых исполнителей. Которых в перспективе вообще можно будет заменить скриптом на компьютере.

И, что особенно неприятно для иной саморегулирующей братии, реальность оказалась ещё интереснее! В начале октября сразу два федеральных ведомства – Минфин и Минстрой опубликовали совместно письмо с длинным названием «О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В нём была изложена революционная, по сути, точка зрения – отдельные выписки из Единого реестра становятся не нужными! Точнее, они остаются как дополнительная опция для особых любителей классики, а в остальном – существует Единый реестр, который можно открыть и посмотреть там актуальную информацию в режиме онлайн.

Такая позиция двух ведомств одновременно порадовала заказчиков и подрядчиков и крайне огорчила многих саморегуляторов. Ответом коллективного разума стало письмо директора Ассоциации «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского, который в многостраничном заявлении просил оба ведомства отозвать своё письмо. Вкратце аргументация Валерия Павловича сводилась к тому, что СРО выполняет большую работу, высчитывая объём договорных обязательств компании, поэтому обращаться нужно именно в СРО. А в Едином реестре, дескать, мало ли что написано – обновляется он с непонятной периодичностью, и информация может устареть.

Минстрой с Минфином пока ответа сахалинским саморегуляторам не дали, но, с высокой степенью вероятности, ответят они в том смысле, что СРО обязаны регулярно обновлять данные о совокупном размере обязательств члена, с указанием даты проведения соответствующего расчёта. Что, кстати, записано и в регламентах обоих Национальных объединений. Другое дело, что периодичность обновления, действительно, нигде не указана, и актуальность информации находится под сомнением.

Так что впереди нас ждёт ещё большая работа по доведению Единого реестра до ума, чтобы эта глобальная база данных, на создание которой потрачено большое количество ресурсов, действительно стала работоспособным инструментом. Возможно, здесь будет востребован опыт НОПРИЗ, который попробовал совместить сервис реестра и модуль МОКОДО. Будут постепенно шлифоваться и уточняться требования к ведению реестра, с конкретизацией всех необходимых сроков.

В любом случае, тренд выглядит вполне очевидным – федеральный центр настроен на максимальное устранение дублирующих и промежуточных звеньев, создав Единый реестр как площадку, которая обслуживает интересы подрядчиков и заказчиков. Что же касается СРО, то им, со своей стороны, стоит не цепляться за бумажные выписки, а сосредоточиться на основных задачах – безопасности и качестве, с чем по сей день далеко не всё обстоит идеально.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

02.11.22 в 09:05
Оценка статьи:
Средняя оценка 4.5 из 5 | Основано на 4 оценках пользователей
  • СРОшник
    СРОшник 02.11.2022 в 09:46 пишет:

    Бумажной выпиской и качеством и безопасностью занимаются разные подразделения СРО, поэтому они никак друг на друга не влияют.

    Лично я приверженец бумаги, и не вижу в этом ничего проблемного. Кто не хочет выдавать, пожалуйста со ссылкой отказывайте. Мы будем выдавать пока члены СРО за счёт которых мы живем просят предоставить такой документ.

    Ответить
    Павел Федяев
    Павел Федяев 02.11.2022 в 10:36 пишет:

    Проблема недоработки. И она началась ещё на уровне законодательных органов, думаю не без помощи специалистов из национального объединения строителей. Все мы знаем, что единый реестр национального объединения строителей изначально был мертворожденным (условное обозначение услышанное мною от коллег). Сейчас пробовать раскрутить что-либо на основе изначально недоработанного документа ни к чему не приведет. Но это моё мнение, мнение экспертов вышестоящих органов другое. И сейчас возникает два варианта развития событий. Один, по мне ведущий в некуда путь смериться и приспосабливаться. Другой - вырисовывать правильное саморегулирование. Самый тяжелый вопрос: кто этим будет заниматься?

    Ответить
    • Сроница
      Сроница 02.11.2022 в 11:21 отвечает пользователю: @Павел Федяев

      Для того чтобы понять кто этим будет заниматься, нужно понять а что же такое "Правильное саморегулирование"?

      Расскажите как вы это видите. пожалуйста.

      Ответить
      Полианна
      Полианна 02.11.2022 в 14:34 отвечает пользователю: @Сроница

      Вопрос с подвохом, на примере того «а что такое коммерческое СРО?»))))

      Ответить
      Сроница
      Сроница 02.11.2022 в 14:57 отвечает пользователю: @Полианна

      Никак нет! Посудите сами - если нет идей то и нет тех, кому их реализовывать. Если мы эти идеи определим хотя бы тут - наверное найдутся те, кто сможет их реализовать.

      Ответить
      Алексей Старицын
      Алексей Старицын 02.11.2022 в 15:14 отвечает пользователю: @Полианна

      А других СРО не существует.

      Ответить
    Сроница
    Сроница 02.11.2022 в 11:26 пишет:

    Что касается Единого реестра сведений о членах СРО - дорабатывать его придется еще лет 10. Но проблема даже скорее всего не только в информации размещаемой СРО. а то, что нет актуальной информации от тех же заказчиков. Отсюда и тянется шлейф того, что информация в части совокупного размера обязательств является не достоверной. Причем сами заказчики от этого и страдают. Но вот их страдания им как бы пофиг, потому что судебная система заявила, что не важно какой уровень ответственности, есть ли взносы в КФы СРО - заказчик не должен на это обращать внимание. Пока это положение не изменится - Единый реестр не достигнет поставленных целей.

    Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 02.11.2022 в 11:56 пишет:

    НОСТРОЙ и НОПРИЗ начали ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах с грубейших нарушений Градостроительного кодекса РФ и Постановлений Правительства.

    Неужели никто этого не заметил?

    Ответить
    Сергей Гавриилович
    Сергей Гавриилович 02.11.2022 в 16:47 пишет:

    А кому нужен совокупный размер обязательств? И для чего? А что лучше - большие или маленькие обязательства? Кто не стал участвовать в торгах из-за неактуальности этих сведений?

    Ответить
САМ - АВТОР
Деликт под разным углом зрения
Добрило Мастеровой
26.03, 12:21 9 988
ИИ – это хорошо забытое старое
Евгений Карант
25.03, 15:06 36 1562
И вор судьбу благословил?
Мирон Постовой
25.03, 12:01 5 1125
Акторы и спойлеры
Салават Истамбаев
22.03, 07:21 6 1831
Прелюдия к ипотеке
Виктор Правдин
21.03, 00:30 6 1957
Как ФКР хотел срубить 21.000.000 «рэ»
Добрило Мастеровой
15.03, 07:16 9 3343
Юридический ликбез для СРО
Виктор Правдин
12.03, 08:56 5 3880
Ипотечный «схематоз» обрастает рисками
Владимир Авденин
11.03, 16:36 8 3992
Страховые страдания
Добрило Мастеровой
07.03, 07:16 2 5430
3D-модель, как нонсенс
Евгений Карант
05.03, 15:14 13 5152
Главный экзамен для строителей
Аркадий Апумчик
05.03, 10:31 2 4371
Акторы и спойлеры
Салават Истамбаев
26.02, 15:30 9 4701
Боже, упаси от таких защитничков!
Виктор Правдин
22.02, 12:01 5 5214