Председатель правления Липецкой организации Союза архитекторов России, Член коллегии по этике Союза архитекторов России, Член правления СРО Ассоциации «Объединение проектировщиков Черноземья», Почётный архитектор России
Бытует устойчивое мнение, что в Милане смотреть особенно нечего, это всего лишь удобный пересадочный пункт для путешествия в традиционные города-легенды: Венецию, Флоренцию, Рим. Если кто-то и едет в Милан, то целенаправленно как в столицу европейского дизайна: только за новомодными нарядами.
Попробую опровергнуть этот стереотип. Да, Милан очень пострадал во Второй мировой войне от бомбёжек американской авиации. И основные исторические достопримечательности Миланский собор (Дуомо) и замок Сфорца, по сути своей, – осуществлённый в XIX веке «новострой». И от жившего здесь долгие годы Леонардо да Винчи осталась лишь незавершённая им и серьёзно подпорченная временем и реставрациями «Тайная вечеря».
Тем не менее, Дуомо продолжает восхищать неискушённых зрителей псевдоготическим, особенно прекрасным в лучах заходящего солнца кружевом скульптурных сталагмитов. В многочисленных галереях замка Сфорца нет отбоя от посетителей, а чтобы увидеть воочию главное произведение великого Леонардо, нужно записаться в очередь на посещение за два месяца вперёд, как и в деликатно модернизированный архитектором Марио Ботта театр Ла Скала. Да и великолепные художественные собрания пинакотеки Брера и музея Польди-Пеццоли никого не оставляют равнодушными.
Но самым интересным для всех, кому не безразличны проблемы развития мировой архитектуры, является тот факт, что Милан претендует сегодня на звание «столицы современного зодчества». И для того, чтобы потеснить в этом качестве Берлин, Париж, или Нью-Йорк, у областного центра Ломбардии есть в настоящее время все основания. Рецепт такой архитектурной революции относительно прост и вовсе не нов: нужно всего лишь, как это сделано в Бильбао и других архитектурных городах, пригласить «звёздных» архитекторов. А тут, глядишь, и свои подтянутся.
Воспользоваться этим «рецептом», видимо, решило руководство региона. По результатам объявленного правительством Ломбардии международного конкурса, в 2010 году в Милане был сооружён замечательный офисно-административный комплекс «Палаццо Ломбардия» – с рекреационной зоной, кафе и магазинами для размещаемых здесь чиновников. Авторами этого замысловатого стеклянного, достигающего высоты в 161 метр сооружения являются американские архитекторы известного бюро Pei Cobb Freed & Partners. Единственный недостаток интересного во всех отношениях комплекса – отсутствие какой-либо жизни в вечернее время. Формальным поводом для начавшихся радикальных преобразований прилегающих к центру города территорий послужило проведение в Милане всемирной выставки ЭКСПО-2015. После этого события прошло уже пять лет, и процесс формирования суперсовременных общественных архитектурных пространств, набрав необходимый темп, успешно продолжается. Так, строящийся на месте городской ярмарки градостроительный комплекс City Life включает в себя объединённые крупнейшей в Европе пешеходной зоной жилые кварталы, три «звёздных» небоскрёба, ботанический сад, спортивные сооружения и поля для гольфа. К комплексу примыкает радикально реконструированный её автором, знаменитым итальянским архитектором-дизайнером Марио Беллини самый большой в Европе конференц-центр Mi Co Milano, вмещающий в своих залах одновременно до 18-ти тысяч человек. Беллини удвоил свою постройку девяностых годов прошлого века и накрыл её своеобразной фигурной «крышей» из посеребрённого алюминия (размером 200 на 140 метров).
Структура покрытия представляет собой солнечные батареи, вырабатывающие до 800.000 ватт в год. Это позволяет решить все энергетические проблемы не только самого комплекса, но и окружающей его застройки. Теперь Mi Co Milano все зовут «Кометой». «Летит» эта комета прямиком к площади трёх башен, где уже высится «бесконечный» небоскрёб Арата Исодзаки высотой 202 метра и 170-метровая башня Хадид. Завершает триаду, «кланяющийся» тридцатиэтажный небоскрёб Либескинда.
Кстати, Исодзаки зачем-то снабдил своё набранное из модулей пятидесятиэтажное творение наклонными подпорками. Это обстоятельство породило много слухов и предположений. Говорят, что это новое современное прочтение композиционной функции атлантов и кариатид. Кому-то в этом видится реминисценция из футуристических проектов знаменитого итальянского зодчего Антонио Сант-Элиа.
Некоторые полагают, что Исодзаки создал ассиметричное противопоставление Пизанской башне… А рядом в творческом соперничестве развернули свои жилые суперсовременные кварталы Заха Хадид и Даниэль Либескинд. Хотя оба жилых образования очень похожи: по этажности и принципу формообразования, по использованию возобновляемых источников энергии (солнечных батарей, грунтовых вод) и дерева в отделке фасадов. Так, в более приглянувшемся мне квартале Захи Хадид семь волнообразных корпусов высотой от 5-ти до 13-ти этажей вмещают 230 квартир. Каждая – будь то небольшая студия или роскошный двухуровневый пентхаус – снабжена развитыми видовыми террасами и двумя машино-местами в подземном гараже. К гаражам ведёт система подземных дорог. Рядом расположена и суперсовременная станция фиолетовой ветки миланского метро. А на поверхности этой крупнейшей безавтомобильной зоны можно передвигаться исключительно пешком либо на велосипеде.
Милан всегда занимал в Италии лидирующее место по высотному строительству. Так, башня Пирелли (настолько красивая, что на ней готов был жениться, по его словам, её автор, итальянский архитектор Джо Понти) на протяжении 37-ми лет оставалась самым высоким административным зданием Итальянской Республики. Сегодня эту эстафету принял построенный по проекту американского архитектора Сезаря Пелли небоскрёб «Юникредит» высотой 231 метр. Башня построена с использованием специальных энергоэффективных технологий и вмещает в себя до 25 тысяч сотрудников компании. Вместе с двумя другими зданиями она формирует (как бы обнимая) круглую площадь диаметром 60 метров, которая носит имя известного итальянского архитектора Гаэтане Ауленти (1927 – 2012 годы). Гаэтане прославилась преобразованием здания вокзала в Париже во всемирно известную картинную галерею – музей д’Орсе и рядом подобных проектов в Барселоне, Риме, Сан-Франциско и Сан-Марино.
Площадь Ауленти представляет собой водоём с фонтанами, пешеходными мостиками и колодцем для слива воды. В двух подземных уровнях под площадью расположены автопарковки, предприятия торговли и обслуживания. Здесь же находится многоуровневый атриум с декоративной композицией «медные трубы». По этим трубам можно переговариваться, находясь на разных этажах комплекса. Площадь привлекает посетителей обилием баров, ресторанов, дискотек и необыкновенной иллюминацией в вечернее время. В непосредственной близости от «Юникредит» на улице Гаэтана де Кастилья расположились две башни «Вертикальный лес», признанные в 2014 году лучшими небоскрёбами мира. Построенные по проекту миланской студии Стефано Боэри совместно с ландшафтным дизайнером Мишелем Брунелло эти жилые дома высотой 110 и 76 метров представляют собой поистине оазис из 480 деревьев, 5.000 кустарников и 11.000 вьющихся растений. Этот природный фильтр не только поглощает углекислый газ, но и защищает жильё от палящего солнца летом и снижает теплопотери зимой. Дома-«джунгли», меняющие свою естественную окраску в течение года, стали неотъемлемой частью ландшафта. А благодаря использованию возобновляемых источников энергии и биоразлагаемых, не загрязняющих воздух стройматериалов, здания были удостоены сертификата LEED.
Рядом с зелёными башнями расположилось небольшое необычное здание – «Дом памяти». Стены этого строения представляют собой выложенное из кирпича декоративное панно с изображение портретов жителей Милана – борцов за свободу и демократию. В здании размещаются выставочные помещения, офисы итальянских исторических ассоциаций и архив.
Представляет интерес и более скромная, но не менее выразительная застройка, окружающая площадь Гаэтане Ауленти. Это S-образное в плане офисное здание «Белая волна» авторства Piuarch и культурно-выставочный центр «Бочка» английского архитектора Николаса Гримшоу. Характерно, что в обоих зданиях в ограждающих конструкциях использованы соответственно бетонные и деревянные ламели. Всё это строительство происходит в рамках грандиозного проекта ревитализации территорий, прилегающих к историческим городским воротам Милана: Porta Nuova Garibaldi, Porta Nuova Varesine и Porta Nuova Isola.
Вообще миланские небоскрёбы, являющиеся высотными доминантами и играющие роль градостроительных акцентов, служат отличными ориентирами как для местных жителей, так и для приезжих. Так, от площади Гае Ауленти легко пройти к другой, также носящей имя знаменитого архитектора Альвара Аалто. Приподнятая над уровнем земли платформа окружена многоэтажными жилыми башнями, запроектированными фирмой Arguitectonika. Самая высокая из них «Solaria» взмыла в высоту на 143 метра.
А тут уже и рукой подать до 140-метрового бриллиантового небоскрёба «Диамант», созданного по проекту знаменитого американского коллектива «небоскрёбостроителей» – Кох, Педерсон и Фокс. В промежутке между этими высотками протянулся «шоколадный комплекс» блокированных жилых домов – таунхаусов.
Характерно, что все перечисленные архитектурные достопримечательности соединены пешеходными, не пересекающимися с автомобильным транспортом, связями. Пешеходная навигация включает в себя многочисленные стенды с архитектурными генпланами градостроительных ансамблей и общественных пространств.
Руководство столицы Ломбардии возложило на себя благородную миссию создания городской среды, удовлетворяющей не только текущие потребности жителей, но и формирующей здоровые основы для полноценной жизни последующих поколений. И, надо сказать, им это хорошо удаётся. Пешеходная прогулка по Милану действительно доставляет удовольствие от комфорта, уюта, обилия зелени и даже от осознания того, что ты находишься в мегаполисе с полуторамиллионным населением и сумасшедшим ритмом жизни. И, наверное, именно это – самое удивительное впечатление от Милана.
Фото автора
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
16.12.20 в 15:51
Здорово! Спасибо, Сергей Алексеевич! Словно побывал в городе, в котором никогда не был... Спасибо редакции За-Строй.РФ за нового эксперта!!!
Вопрос к Сергею Сошникову: почему же мы не можем не только оценивать зарубежный опыт по формированию общественных современных пространств, но и перенимать? :(
Я не Сергей, но отвечу. Не умеем. Нашей стране важны количество метров. Президента слушаете? При массовой типовой застройке процессы идут намного быстрее.
*Массовая застройка - это когда строят целый мкр. район, точечная - это один, два объекта.
В обоях случаях строятся однотипные дома по несколько штук максимально близко друг к другу.
Красотища, слов нет! Сейчас бы статью, как путеводитель, и вперед по улицам Милана. Но.... не судьба...(((
Умных - к умным, а меня - к вам... :-) Помечтали и хватит.
Как говорил сатирик Задорнов, в России существует только три времени года: грязь намокла, грязь замёрзла и грязь засохла...
Док, Вы прям помечтать не дадите, брррр((((
Спальные районы в Италии.
Только говорили в тему о том, что Санкт-Петербург получил туристический "Оскар" как лидирующее культурное направление мира. Больше рассказывайте о наших красивых городах.
Довелось мне побывать в Милане... А что ж Сергей Алексеевич не пишет о том что все окраины города заставлены брошенными машинами и там просто одна огромная парковка и ездить на авто практически не возможно!!!