Столица современного зодчества

Обсуждение: 9
5055
Сергей Сошников

Автор:

Председатель правления Липецкой организации Союза архитекторов России, Член коллегии по этике Союза архитекторов России, Член правления СРО Ассоциации «Объединение проектировщиков Черноземья», Почётный архитектор России

Зарубежный опыт по формированию общественных современных пространств. Северная Италия

Бытует устойчивое мнение, что в Милане смотреть особенно нечего, это всего лишь удобный пересадочный пункт для путешествия в традиционные города-легенды: Венецию, Флоренцию, Рим. Если кто-то и едет в Милан, то целенаправленно как в столицу европейского дизайна: только за новомодными нарядами.

Попробую опровергнуть этот стереотип. Да, Милан очень пострадал во Второй мировой войне от бомбёжек американской авиации. И основные исторические достопримечательности Миланский собор (Дуомо) и замок Сфорца, по сути своей, – осуществлённый в XIX веке «новострой». И от жившего здесь долгие годы Леонардо да Винчи осталась лишь незавершённая им и серьёзно подпорченная временем и реставрациями «Тайная вечеря».

Тем не менее, Дуомо продолжает восхищать неискушённых зрителей псевдоготическим, особенно прекрасным в лучах заходящего солнца кружевом скульптурных сталагмитов. В многочисленных галереях замка Сфорца нет отбоя от посетителей, а чтобы увидеть воочию главное произведение великого Леонардо, нужно записаться в очередь на посещение за два месяца вперёд, как и в деликатно модернизированный архитектором Марио Ботта театр Ла Скала. Да и великолепные художественные собрания пинакотеки Брера и музея Польди-Пеццоли никого не оставляют равнодушными.

Но самым интересным для всех, кому не безразличны проблемы развития мировой архитектуры, является тот факт, что Милан претендует сегодня на звание «столицы современного зодчества». И для того, чтобы потеснить в этом качестве Берлин, Париж, или Нью-Йорк, у областного центра Ломбардии есть в настоящее время все основания. Рецепт такой архитектурной революции относительно прост и вовсе не нов: нужно всего лишь, как это сделано в Бильбао и других архитектурных городах, пригласить «звёздных» архитекторов. А тут, глядишь, и свои подтянутся.

Воспользоваться этим «рецептом», видимо, решило руководство региона. По результатам объявленного правительством Ломбардии международного конкурса, в 2010 году в Милане был сооружён замечательный офисно-административный комплекс «Палаццо Ломбардия» – с рекреационной зоной, кафе и магазинами для размещаемых здесь чиновников. Авторами этого замысловатого стеклянного, достигающего высоты в 161 метр сооружения являются американские архитекторы известного бюро Pei Cobb Freed & Partners. Единственный недостаток интересного во всех отношениях комплекса – отсутствие какой-либо жизни в вечернее время. Формальным поводом для начавшихся радикальных преобразований прилегающих к центру города территорий послужило проведение в Милане всемирной выставки ЭКСПО-2015. После этого события прошло уже пять лет, и процесс формирования суперсовременных общественных архитектурных пространств, набрав необходимый темп, успешно продолжается. Так, строящийся на месте городской ярмарки градостроительный комплекс City Life включает в себя объединённые крупнейшей в Европе пешеходной зоной жилые кварталы, три «звёздных» небоскрёба, ботанический сад, спортивные сооружения и поля для гольфа. К комплексу примыкает радикально реконструированный её автором, знаменитым итальянским архитектором-дизайнером Марио Беллини самый большой в Европе конференц-центр Mi Co Milano, вмещающий в своих залах одновременно до 18-ти тысяч человек. Беллини удвоил свою постройку девяностых годов прошлого века и накрыл её своеобразной фигурной «крышей» из посеребрённого алюминия (размером 200 на 140 метров).

Структура покрытия представляет собой солнечные батареи, вырабатывающие до 800.000 ватт в год. Это позволяет решить все энергетические проблемы не только самого комплекса, но и окружающей его застройки. Теперь Mi Co Milano все зовут «Кометой». «Летит» эта комета прямиком к площади трёх башен, где уже высится «бесконечный» небоскрёб Арата Исодзаки высотой 202 метра и 170-метровая башня Хадид. Завершает триаду, «кланяющийся» тридцатиэтажный небоскрёб Либескинда.

Кстати, Исодзаки зачем-то снабдил своё набранное из модулей пятидесятиэтажное творение наклонными подпорками. Это обстоятельство породило много слухов и предположений. Говорят, что это новое современное прочтение композиционной функции атлантов и кариатид. Кому-то в этом видится реминисценция из футуристических проектов знаменитого итальянского зодчего Антонио Сант-Элиа.

Некоторые полагают, что Исодзаки создал ассиметричное противопоставление Пизанской башне… А рядом в творческом соперничестве развернули свои жилые суперсовременные кварталы Заха Хадид и Даниэль Либескинд. Хотя оба жилых образования очень похожи: по этажности и принципу формообразования, по использованию возобновляемых источников энергии (солнечных батарей, грунтовых вод) и дерева в отделке фасадов. Так, в более приглянувшемся мне квартале Захи Хадид семь волнообразных корпусов высотой от 5-ти до 13-ти этажей вмещают 230 квартир. Каждая – будь то небольшая студия или роскошный двухуровневый пентхаус – снабжена развитыми видовыми террасами и двумя машино-местами в подземном гараже. К гаражам ведёт система подземных дорог. Рядом расположена и суперсовременная станция фиолетовой ветки миланского метро. А на поверхности этой крупнейшей безавтомобильной зоны можно передвигаться исключительно пешком либо на велосипеде.

Милан всегда занимал в Италии лидирующее место по высотному строительству. Так, башня Пирелли (настолько красивая, что на ней готов был жениться, по его словам, её автор, итальянский архитектор Джо Понти) на протяжении 37-ми лет оставалась самым высоким административным зданием Итальянской Республики. Сегодня эту эстафету принял построенный по проекту американского архитектора Сезаря Пелли небоскрёб «Юникредит» высотой 231 метр. Башня построена с использованием специальных энергоэффективных технологий и вмещает в себя до 25 тысяч сотрудников компании. Вместе с двумя другими зданиями она формирует (как бы обнимая) круглую площадь диаметром 60 метров, которая носит имя известного итальянского архитектора Гаэтане Ауленти (1927 – 2012 годы). Гаэтане прославилась преобразованием здания вокзала в Париже во всемирно известную картинную галерею – музей д’Орсе и рядом подобных проектов в Барселоне, Риме, Сан-Франциско и Сан-Марино.

Площадь Ауленти представляет собой водоём с фонтанами, пешеходными мостиками и колодцем для слива воды. В двух подземных уровнях под площадью расположены автопарковки, предприятия торговли и обслуживания. Здесь же находится многоуровневый атриум с декоративной композицией «медные трубы». По этим трубам можно переговариваться, находясь на разных этажах комплекса. Площадь привлекает посетителей обилием баров, ресторанов, дискотек и необыкновенной иллюминацией в вечернее время. В непосредственной близости от «Юникредит» на улице Гаэтана де Кастилья расположились две башни «Вертикальный лес», признанные в 2014 году лучшими небоскрёбами мира. Построенные по проекту миланской студии Стефано Боэри совместно с ландшафтным дизайнером Мишелем Брунелло эти жилые дома высотой 110 и 76 метров представляют собой поистине оазис из 480 деревьев, 5.000 кустарников и 11.000 вьющихся растений. Этот природный фильтр не только поглощает углекислый газ, но и защищает жильё от палящего солнца летом и снижает теплопотери зимой. Дома-«джунгли», меняющие свою естественную окраску в течение года, стали неотъемлемой частью ландшафта. А благодаря использованию возобновляемых источников энергии и биоразлагаемых, не загрязняющих воздух стройматериалов, здания были удостоены сертификата LEED.

Рядом с зелёными башнями расположилось небольшое необычное здание – «Дом памяти». Стены этого строения представляют собой выложенное из кирпича декоративное панно с изображение портретов жителей Милана – борцов за свободу и демократию. В здании размещаются выставочные помещения, офисы итальянских исторических ассоциаций и архив.

Представляет интерес и более скромная, но не менее выразительная застройка, окружающая площадь Гаэтане Ауленти. Это S-образное в плане офисное здание «Белая волна» авторства Piuarch и культурно-выставочный центр «Бочка» английского архитектора Николаса Гримшоу. Характерно, что в обоих зданиях в ограждающих конструкциях использованы соответственно бетонные и деревянные ламели. Всё это строительство происходит в рамках грандиозного проекта ревитализации территорий, прилегающих к историческим городским воротам Милана: Porta Nuova Garibaldi, Porta Nuova Varesine и Porta Nuova Isola.

Вообще миланские небоскрёбы, являющиеся высотными доминантами и играющие роль градостроительных акцентов, служат отличными ориентирами как для местных жителей, так и для приезжих. Так, от площади Гае Ауленти легко пройти к другой, также носящей имя знаменитого архитектора Альвара Аалто. Приподнятая над уровнем земли платформа окружена многоэтажными жилыми башнями, запроектированными фирмой Arguitectonika. Самая высокая из них «Solaria» взмыла в высоту на 143 метра.

А тут уже и рукой подать до 140-метрового бриллиантового небоскрёба «Диамант», созданного по проекту знаменитого американского коллектива «небоскрёбостроителей» – Кох, Педерсон и Фокс. В промежутке между этими высотками протянулся «шоколадный комплекс» блокированных жилых домов – таунхаусов.

Характерно, что все перечисленные архитектурные достопримечательности соединены пешеходными, не пересекающимися с автомобильным транспортом, связями. Пешеходная навигация включает в себя многочисленные стенды с архитектурными генпланами градостроительных ансамблей и общественных пространств.

Руководство столицы Ломбардии возложило на себя благородную миссию создания городской среды, удовлетворяющей не только текущие потребности жителей, но и формирующей здоровые основы для полноценной жизни последующих поколений. И, надо сказать, им это хорошо удаётся. Пешеходная прогулка по Милану действительно доставляет удовольствие от комфорта, уюта, обилия зелени и даже от осознания того, что ты находишься в мегаполисе с полуторамиллионным населением и сумасшедшим ритмом жизни. И, наверное, именно это – самое удивительное впечатление от Милана.

Фото автора

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

16.12.20 в 15:51
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 4 оценках пользователей
  • Сергей Рогожук
    Сергей Рогожук 16.12.2020 в 16:08 пишет:

    Здорово! Спасибо, Сергей Алексеевич! Словно побывал в городе, в котором никогда не был... Спасибо редакции За-Строй.РФ за нового эксперта!!!

    Ответить
    Анфиса
    Анфиса 16.12.2020 в 16:40 пишет:

    Вопрос к Сергею Сошникову: почему же мы не можем не только оценивать зарубежный опыт по формированию общественных современных пространств, но и перенимать? :(

    Ответить
    • Мимопроходил
      Мимопроходил 16.12.2020 в 16:57 отвечает пользователю: @Анфиса

      Я не Сергей, но отвечу. Не умеем. Нашей стране важны количество метров. Президента слушаете? При массовой типовой застройке процессы идут намного быстрее.

      *Массовая застройка - это когда строят целый мкр. район, точечная - это один, два объекта.

      В обоях случаях строятся однотипные дома по несколько штук максимально близко друг к другу.

      Ответить
    Полианна
    Полианна 16.12.2020 в 17:47 пишет:

    Красотища, слов нет! Сейчас бы статью, как путеводитель, и вперед по улицам Милана. Но.... не судьба...(((

    Ответить
    • Doctor-LAW
      Doctor-LAW 16.12.2020 в 18:08 отвечает пользователю: @Полианна

      Умных - к умным, а меня - к вам... :-) Помечтали и хватит.

      Как говорил сатирик Задорнов, в России существует только три времени года: грязь намокла, грязь замёрзла и грязь засохла...

      Ответить
      Полианна
      Полианна 16.12.2020 в 20:19 отвечает пользователю: @Doctor-LAW

      Док, Вы прям помечтать не дадите, брррр((((

      Ответить
    Musyako
    Musyako 17.12.2020 в 00:56 пишет:

    maxresdefault.jpg

    Спальные районы в Италии.

    Ответить
    Чупакабра
    Чупакабра 17.12.2020 в 14:09 пишет:

    Только говорили в тему о том, что Санкт-Петербург получил туристический "Оскар" как лидирующее культурное направление мира. Больше рассказывайте о наших красивых городах.

    Ответить
    Влад Надеждин
    Влад Надеждин 17.12.2020 в 15:11 пишет:

    Довелось мне побывать в Милане... А что ж Сергей Алексеевич не пишет о том что все окраины города заставлены брошенными машинами и там просто одна огромная парковка и ездить на авто практически не возможно!!!

    Ответить
САМ - АВТОР
Деликт под разным углом зрения
Добрило Мастеровой
26.03, 12:21 9 804
ИИ – это хорошо забытое старое
Евгений Карант
25.03, 15:06 36 1364
И вор судьбу благословил?
Мирон Постовой
25.03, 12:01 5 939
Акторы и спойлеры
Салават Истамбаев
22.03, 07:21 6 1643
Прелюдия к ипотеке
Виктор Правдин
21.03, 00:30 6 1773
Как ФКР хотел срубить 21.000.000 «рэ»
Добрило Мастеровой
15.03, 07:16 9 3163
Юридический ликбез для СРО
Виктор Правдин
12.03, 08:56 5 3732
Ипотечный «схематоз» обрастает рисками
Владимир Авденин
11.03, 16:36 8 3808
Страховые страдания
Добрило Мастеровой
07.03, 07:16 2 5388
3D-модель, как нонсенс
Евгений Карант
05.03, 15:14 13 5148
Главный экзамен для строителей
Аркадий Апумчик
05.03, 10:31 2 4368
Акторы и спойлеры
Салават Истамбаев
26.02, 15:30 9 4700
Боже, упаси от таких защитничков!
Виктор Правдин
22.02, 12:01 5 5212