"По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них — чистая правда"
Напомню, что работа над этим документом идёт аж с 2016 года, и воз по сию пору не слишком-то сдвинулся с места. Начало было положено в рамках Конференции, которая состоялась в Москве 2 ноября 2016 года. Её участниками выступили Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, Союз архитекторов России, Национальная палата архитекторов, представители Российской академии архитектуры и строительных наук, а также саморегулируемых организаций, научных организаций и ВУЗов. Именно тогда на официальном уровне заговорили о том, что стоило бы радикально переписать Федеральный закон № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», принятый ещё 17 ноября 1995 года.
Тем более, что господа архитекторы прекрасно понимали, что они хотят изменить и в каком направлении. Речь шла о том, чтобы, с одной стороны, повысить роль архитектора на строительной площадке, увеличив значение авторского надзора и дав разработчикам проекта широкие полномочия во взаимоотношениях с застройщиком – вплоть до права приостановки работ в случае особо вопиющих нарушений. А, с другой стороны, предлагалось повысить требования к самим архитекторам, введя серьёзную гражданскую и уголовную ответственность и жёсткие квалификационные требования. Всё это с позиции Национального объединения представлялось разумным и логичным. Однако такого мнение придерживались далеко не все заинтересованные стороны.
10 января 2017 года Минстрой России опубликовал приказ № 9/пр, согласно которому разработка проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в части его актуализации) была включена в план законопроектной работы ведомства. К апрелю 2017 года Нацобъединением была разработана Концепция и организовано её широкое обсуждение. Её рассмотрели на Комиссии по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования, члены которой поддержали и одобрили проект Концепции и рекомендовали приступить к разработке проекта федерального закона.
И только с декабря 2018 года НОПРИЗ, объединив усилия с Российской академией архитектуры и строительных наук, а также Союзом архитекторов России, смог приступить к разработке самого проекта Федерального закона «Об архитектуре» («Об архитектурной деятельности»). В отраслевых СМИ с завидной периодичностью появлялись сообщения о том, что текст документ подготовлен, и вот-вот будет передан на уровень принятия. Однако НОПРИЗ, как всегда осторожный в своих оценках, не спешил слишком уж афишировать это направление своей работы.
Наконец, в феврале 2020 года подготовленный командой разработчиков проект документа был направлен в Минстрой и... до конца года улёгся на полку. Понятно, что у главного строительного ведомства с пандемией и ограничительными мерами было и без того полно забот. А в итоге в министерстве и вовсе поменялась команда. Новым людям, даже специалистам высокого уровня ещё только предстоит разбираться в накопившихся вопросах и расставить их в порядке приоритета.
Вот и глава Союза архитекторов Николай Шумаков, прославившийся в 2020 году своими попытками вынести вождя мирового пролетариата из места его упокоения, на днях снова обмолвился о судьбе законопроекта. Выступая на церемонии награждения победителей международного конкурса архитектурных проектов НОПРИЗ, господин Шумаков без особого энтузиазма высказался, что мол, теплится ещё надежда, что когда-нибудь закон будет принят. Хотя тут же сам оговорился, что в своей нынешней форме он ещё сырой и нуждается в серьёзной доработке. Это после трёх лет-то совместной работы всего проектного сообщества? Очень похоже, что уже и сами соавторы видят будущее своего детища без особого оптимизма.
Тем временем прозвучал ещё один звоночек. 1 декабря состоялось заседание комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям (!), с не менее красивой темой – «Архитектура в контексте развития креативной экономики». В заседании приняли участие деятели профессионального сообщества, представителями Минкультуры и Минстроя. Креативные участники также быстро перешли на тему проекта закона об архитектурной деятельности и буквально камня на камне от него не оставили.
Как сообщается на официальном сайте РСПП, члены комитета и представители отрасли сошлись во мнении, что для позитивных изменений необходимо пересмотреть положения проекта федерального закона об архитектурной деятельности с учётом пожеланий профессионального сообщества. Также отмечено, что в предлагаемой сегодня редакции законопроект не способствует развитию отрасли и не создаёт условия для плодотворного развития профессии. Более того, в некоторых аспектах документ создаёт ситуацию менее благоприятную, чем есть сейчас.
А ещё указано, что, хотя законопроект наделяет архитекторов особым статусом, он не гарантирует защиту исключительных прав, никак не противостоит возможным злоупотреблениям заказчика и недобросовестной конкуренции. Также проект закона противоречит действующему законодательству в сфере госзакупок и не объясняет цели и порядок проведения квалификационной аттестации, которую архитекторы обязуются подтверждать на каждом этапе карьеры.
По мнению представителей отрасли, если документ не будет пересмотрен, открытые творческие конкурсы в сфере госзакупок останутся вне правового поля, а архитектор, даже получив право на реализацию проекта для государства или муниципалитетов, опять лишится всяких гарантий. При этом никто не сможет знать точно, будет ли проект реализован в соответствии с утверждённым замыслом.
Вот тебе и раз! Ведь если прислушаться к этим словам, то получается, что в проектно-изыскательском сообществе возникают те же проблемы, что и в строительном – Национальное объединение пишет документы «под себя», имея в виду расширение собственных полномочий в части аттестации и контроля, при этом не слишком оглядываясь на интересы сообщества? Во всяком случае очень похоже на «вредную привычку» НОСТРОЙ то и дело вставлять в свои предложения нормы по защите прав заказчиков да свои проекты. Выходит, что НОПРИЗ, пошедший по тому же пути, наступил на аналогичные грабли.
В таком случае, итог закономерен – если прежняя минстроевская команда просто вяло саботировала законопроект, не видя в нём никакой перспективы для отрасли, то новая может и прямо указать на все проблемы, заставив Национальное объединение вместо очередной работы над ошибками, переписать всё заново. Что, наверное, и к лучшему. Ведь чем скорее законодательный долгострой вынесут для обсуждения и совместной работы, тем быстрее он будет доведён до ума.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
14.12.20 в 09:58
Я как простой обыватель не понимаю этого тренда саботировать законопроекты. "Не знаешь, то делать - отложи в долгий ящик." - Мне вот так видится процесс работы над новыми документами.... Глупость же?...
Профсообщество архитекторов и проектировщиков во главе с соответствующим союзом и Национальным объединением импотентны. Первые, прикрываясь былым величием Союза архитекторов СССР, только и могут, что наживаться на аренде помещений, доставшихся в наследство, и взносах архитекторов-пенсионеров, которые почему-то всё ещё не могут сами себе задать вопрос "зачем?"; вторые - современные "акулы капитализма" - заняты освоением членских взносов от СРО и переделом рынка саморегулирования... Что им до закона об архдеятельности?
На самом деле это лишь старый нафталиновый плакат, с которым так любят играть всякие там "потомственные архитекторы" и "обласканные лужковцы".
Судить можно лишь по делам... А где они?
Лично моё мнение, что проблема кроется в отсутствии привлеченных профессионалов, которые смогли бы учесть интересы и сделать действительно значимый документ. То есть, коротко, проблема в целях и исполнителях.
Аппетит Глушкова никому не переплюнуть.
А Мороз?
Стасишин лично обещал, что доработает закон в 2021 году, подождите, чуть-чуть осталось ;)
Сквозь всю статью просматривается упор на мнение всего проектного сообщества. А точно ли повсеместно пользуются им, а не мнением представителей, преследующих свои личные интересы?