Норма одна, а вопросов много
Разбираем 309-ФЗ. Обязательное уведомление саморегулируемой организации об исках к члену СРО – это, конечно, хорошо. Но всё ли так однозначно?
Как известно, недавно был принят Федеральный закон от 31 июля 2025 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», которым фактически с 1 марта 2026-го будет изменена система саморегулирования в строительной сфере. Одной из положительных для СРО норм данного нормативного правового акта является дополнение части 10 статьи 55.13 ГрК РФ об обязанности членов СРО уведомлять её о предъявлении к ним исков о взыскании причинённого вреда и (или) ущерба, возмещение которых предусмотрено статьями 60 и 60.1.
Предполагается, что указанная норма направлена на защиту компенсационных фондов СРО, то есть, если своевременно у саморегулируемой организации появилась информация о таких спорах, она включается в судебный процесс и помогает своему члену.
Но всё ли так однозначно и будет ли так, как видят это законодатели и в Национальных объединениях? Именно в этом вопросе пытались разобраться наши эксперты, практикующие юристы, выделив два самых важных аспекта.
1. Как видим из сложившейся судебной практики, под вредом (ущербом) на сегодня понимается практически всё! Это и убытки, неустойки, штрафы, пени. Это и вред имуществу или здоровью, причём не важно, каким образом он был причинён. Это и проценты по коммерческим кредитам. И так далее, и тому подобное.
До иска, как правило, подаётся судебная претензия, в которой и обозначаются требования заинтересованного лица о возмещении вреда (ущерба). Вот тут очень странным является то, что СРО получает информацию уже на стадии, когда иск подан, а не когда появляется досудебная претензия. В ряде случаев требования истца можно аргументированно купировать и тем самым не довести до судебного спора. А что делать, если член СРО уже дал ответ на претензию, в которой чуть ли не открыто признаётся в причинении вреда (ущерба)? Да и не обязательно признаваться, иногда любая переписка может пойти только во вред без чётко выстроенной стратегии и линии защиты.
Таким образом, мы видим, что саморегулируемая организация не сможет участвовать на самом первом этапе предъявления требований. А уже в судебном споре позиции подрядчика и СРО могут быть кардинально разными. С одной стороны, это хорошо, но с другой – это может быть и плохо, особенно если конкретные факты будут трактоваться сторонами защиты по-разному и противоречить друг другу. И что в таком случае прикажете делать суду? Он, скорее всего, примет позицию истца.
Наши эксперты начали обращать внимание на то, что СРО, вроде как, уже зашла в процесс третьим лицом на стороне подрядчика. Но и тут не всё однозначно. Как известно из той же судебной практики, даже при наличии двух аргументированных ходатайств о привлечении саморегулируемой организации в качестве третьего лица – суд их отклоняет. И как тогда быть? Да можно оспаривать такое решение суда, но это только затянет судебный спор, и к моменту его окончания и вынесения решения член СРО уже может быть не платёжеспособен. То есть все присужденное в виде вреда (ущерба) подлежит возмещению из компенсационных фондов СРО.
Ещё один минус участия саморегулируемой организации в качестве третьего лица. Суды в последующих исках к СРО считают решения судов, принятые в отношении подрядчиков преюдициальными. Основания простые – СРО участвовала в данном судебном споре и пользовалась всеми процессуальными правами или по крайней мере могла. Однако если же саморегулируемая организация не участвовала в споре заявителя и подрядчика, суды критично смотрят на преюдициальность таких решений, и у СРО остаются, так сказать, «процессуальные маневры» и представление новых доказательств. Такая практика уже есть, и она довольно эффективна.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ:
СРО необходимо будет разработать эффективный механизм взаимодействия со своими членами в случаях предъявления к ним исков о взыскании причинённого вреда и (или) ущерба, возмещение которых предусмотрено статьями 60 и 60.1 ГрК РФ.
2. Круг заинтересантов, желающих получить возмещение из компенсационных фондов настолько широк, что даже не представляется возможным описать его полный перечень. Именно эти заинтересанты сначала хотят получить в виде возмещения от членов СРО.
А теперь давайте представим, какое количество объектов строит каждый член СРО, относящийся к субъектам среднего и крупного бизнеса в год. Представили? Тогда всё это умножим на гарантийный срок (а он разный) и на срок исковой давности, да минимум умножим ещё на 2 – само количество заинтересантов, в зависимости от ситуации. В итоге получаем количество возможных исков к подрядчику и в последствии к саморегулируемой организации.
Также хорошо известно, что количество исков к СРО только растёт и будет расти. Это связано со многими факторами, в том числе и с повышением юридической грамотности заинтересантов. Надеется на посланное свыше послабление в части выплат из компенсационных фондов – не приходится, это показал принятый 309-ФЗ.
И что делать саморегуляторам? Уже стали поступать предложения: увеличить штат юристов, осуществлять контроль за деятельностью членов на строительных площадках, более сурово применять меры дисциплинарного воздействия к членам СРО и так далее.
Но всё это ведёт к существенному увеличению объёмов выполняемой работы в саморегулируемой организации, к увеличению квалифицированных специалистов и, как следствие, к существенному повышению членских взносов, которые потребуются не только на оплату труда спецов. Даже если всё это внедрить, нет никакой гарантии, что ситуация с выплатами из компфондов уменьшится или хотя бы стабилизируется.
И вот почему. Меры дисциплинарного воздействия СРО применяет к своему члену уже после довольно длительного периода совершения нарушения. Исправление допущенного членом нарушения в редких случаях приводит к отсутствию причинённого ущерба, подлежащего возмещению из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. То есть это не работает. Постоянный контроль – тоже не представляется возможным, так как получается, что на стройплощадке ежедневно должен быть контролёр от СРО.
А как быть с членами, которые поназаключают контрактов, понабирают авансов по ним, денежки куда-то «спустят», а потом начинают строить за счёт аванса, полученного от нового заключённого контракта? У нас, как уверяют специалисты, 80% объектов строят именно так. Проводить анализ финансовой деятельности такого члена СРО? Для этого как минимум нужен хороший финансист и полная бухгалтерия члена саморегулируемой организации. Будет ли это в СРО – вопрос открытый.
А что если застраховать риски членов по КФ ВВ и КФ ОДО? Да, такой вариант возможен, но и он пока имеет минусы: не по всем рискам будут выплаты страховыми компаниями, также придётся судиться за страховую выплату, нет гарантии, что члены СРО примут решение о страховании ответственности на общем собрании, так как это дополнительная финансовая нагрузка.
И это далеко ещё не все вопросы, связанные с применением СРО только одной нормы в нового 309-ФЗ, хотя, как видим, их и сейчас более, чем достаточно…
P. S.
Оставляем пока за рамками сказанного свою точку зрения об эффективности данного механизма, но в то же время было бы интересно услышать или прочитать в комментариях на нашем форуме мнения профессионалов саморегулирования.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Если это будет выполняться, то это уже хорошо. Никто не обязывает СРО участвовать во всех судебных делах. Если готов платить, то подшиваешь в папку входящие и забываешь. Не хочешь - и так и так придётся наращивать штат.
А как на Диком Западе? Говорят, что там нет системы государственного саморегулирования, а есть просто добровольное саморегулирование по "цеховому" принципу. и объекты страхуются страховыми организациями, которые имеют специалистов, контролирующих строительство объектов. Неужели так просто и мудро можно все отстроить? И что России мешает делать так же?