Для комфортной жизни в Арктике
Вице-президент НОСТРОЙ рассказал о роли мастер-планов в реализации проекта «Инфраструктура для жизни» на территориях Крайнего Севера
Недавно на площадке международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Развитие устойчивой инфраструктуры в арктических регионах: интеграция национального проекта «Инфраструктура для жизни» в мастер-планы опорных территорий». Одним из спикеров мероприятия, организованного комиссией Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам совместно с Торгово-промышленной палатой РФ, стал вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз.
В своём выступлении Антон Михайлович отметил, что Арктика – это уникальный и стратегически важный регион, требующий особого подхода к проектированию и строительству инфраструктурных объектов, поскольку климатические условия, географическое расположение и особенности местного населения накладывают дополнительные ограничения на осуществление строительства в этой северной территории. Для её развития нужно эффективное взаимодействие властей, бизнеса и представителей строительной отрасли:
Для эффективной реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в арктических регионах важна координация действий на всех уровнях власти – от федерального до муниципального. Это возможно обеспечить посредством создания межведомственных рабочих групп, включения в них представителей бизнеса, в том числе крупных строительных компаний и технологических разработчиков.
Спикер напомнил слушателям, что в 2023 году Президент России Владимир Путин поручил обеспечить разработку мастер-планов развития опорных населённых пунктов Арктической зоны РФ на период до 2035 года в целях улучшения условий проживания граждан, повышения доступности социальных услуг и создания возможностей для самореализации жителей этого региона. В декабре того же года Правительство России определило 16 важнейших населённых пунктов Арктики, для которых началась разработка мастер-планов.
В 2024 году были подготовлены мастер-планы следующих опорных населённых пунктов Арктики: города Полярные Зори (Мурманская область), города Билибино и города Певек (Чукотский автономный округ). Также была проведена масштабная работа по разработке мастер-планов опорных агломераций Мурманской области (Мурманской, Мончегорской и Кировско-Апатитской), а также Архангельской агломерации.
Отдельно Антон Михайлович коснулся разработки мастер-планов городов Дальнего Востока, которая также ведётся по поручению Президента России. Так, свои мастер-планы получили Хабаровская агломерация и территория, сопредельная с городом Комсомольск-на-Амуре. Всего же разработаны мастер-планы двадцати пяти дальневосточных городов, являющихся важной основой для последующего развития Арктической зоны:
Говоря об опорных территориях, стоит отметить, что они являются фундаментом Арктики и имеют стратегическую значимость для устойчивого социально-экономического развития и поддержания национальной безопасности, а потому их развитие является особенно важным. В Арктике мастер-планы развития таких территорий должны учитывать особенности сурового климата, удалённости городов и нехватки ресурсов. Ключевой приоритет здесь – создание энергоэффективных объектов инфраструктуры, а также обеспечение транспортной доступности посредством развития транспортной сети для улучшения связей между удалёнными населёнными пунктами. Многие годы застройка арктической зоны осуществлялась точечно, но сейчас необходима комплексная модернизация, предполагающая обновление жилых, социальных, культурных объектов, инженерных коммуникаций.
Интеграция этих приоритетов в мастер-планы опорных территорий, подчеркнул вице-президент НОСТРОЙ, требует комплексного подхода, включающего анализ климатических, социальных и экономических факторов, а также координацию действий на всех уровнях власти и участия местного населения:
Вместе с тем успех реализации мастер-планов в арктических регионах напрямую зависит от участия местных жителей, включая представителей коренных малочисленных народов. Для разработки адаптированных мастер-планов необходимо учитывать не только экономические и социальные факторы, но и культурные особенности. Вовлечь жителей можно через проведение общественных обсуждений либо публичных слушаний, где представители местных сообществ смогут внести свои предложения.
Сейчас же одним из основных препятствий в формировании комфортной среды и реализации проектов жилищно-коммунального хозяйства являются суровые климатические условия, влияющие на сроки строительства, а также на эксплуатацию объектов:
Не секрет, что и строительство, и эксплуатация объектов в арктической зоне – это достаточно хлопотная процедура, она требует дополнительного внимания проектировщиков, строительных компаний и к уровню безопасности этих зданий, и к уровню комфорта в них. Кроме того, строительство на арктических территориях характеризуется высокой стоимостью из-за удалённости региона, необходимости доставки материалов и техники. Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40-70-ти процентов, а стоимость завозимой продукции может быть выше на 80 процентов.
Существенной проблемой является недостаток квалифицированных кадров в отдалённых и труднодоступных районах. Буквально на днях министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил о нехватке рабочих кадров практически во всех отраслях промышленности, а в строительстве, подчеркнул Антон Мороз, это особенно актуально: на сегодняшний день, если отойти от арктических зон, на строительных площадках не хватает свыше миллиона человек. Эта проблема, по мнению эксперта, очень существенна в целом для развития строительной отрасли, а в арктическом регионе стоит ещё более остро.
Преодолеть эти барьеры можно через внедрение передовых технологий, улучшение логистики и развитие системы подготовки специалистов в северных территориях:
Сейчас поднимается вопрос о том, чтобы специалисты, которые заканчивают среднеспециальные и высшие учебные заведения, отрабатывали пять лет в отрасли. На мой взгляд, это очень важное предложение. В арктической зоне существует ряд технических вузов, которые могут обеспечить свои территории кадрами по направлениям строительства, проектирования и инженерных изысканий, но более 40 процентов этих кадров не доходит до фактической работы на площадках по полученным ими специальностям. Если меру о необходимости пятилетней отработки примут, я думаю, нам будет гораздо проще удержать специалистов на местах, в первую очередь в арктической зоне. Потому что, отработав пять лет в определённых условиях, человек привыкает, понимает, каким образом развивается отрасль, каким образом он может расти в данной структуре и, скорее всего, предпочтёт остаться на этой работе.
Одной из основных проблем в арктическом регионе является подвижность грунтов из-за таяния вечной мерзлоты. Поэтому строителям придётся внедрять инновационные технологии и материалы для создания комфортного и надёжного жилья в экстремальных условиях Крайнего Севера.
Один из возможных подходов состоит в использовании CLT-технологии для массового строительства жилья в Арктике. Они в пять раз легче железобетонных конструкций, что значительно упрощает логистику и имеет важное значение при строительстве на мерзлоте. Также эти панели имеют высокие показатели по энергоэффективности.
Высказал господин Мороз и ряд других идей касательно арктических инноваций:
Кроме того, в целях развития производства строительных материалов и удешевления стоимости строительства предлагается способствовать внедрению перлита, шунгизита и пемзы на Крайнем Севере и приравненных территориях. В перспективе их внедрение позволяет существенно расширить линейку эффективных, недорогих, но высокотехнологичных продуктов для огнезащиты, строительства в экстремальных природных условиях, ликвидации разливов нефтепродуктов, химических загрязнений. Наличие огромных запасов пемзы, как материала для лёгкого бетона и теплоизоляции, больших запасов перлита на Камчатке, а также в Арктике позволяют возродить необходимую промышленную базу для развития этого производства на местах.
Таким образом, подытожил эксперт, развитие устойчивой инфраструктуры в арктических регионах является стратегически важной задачей для обеспечения не только комфортных условий жизни местного населения, но и для укрепления национальной безопасности и социально-экономической стабильности региона:
Мы понимаем, что арктическая зона сейчас является объектом пристального внимания не только со стороны Российской Федерации, но и других стран, далеко не являющихся партнерами нашей. И от того, каким образом мы будем себя продвигать и отстаивать свои интересы в арктической зоне, зависит не только экономическая безопасность, но и безопасность страны в целом с точки зрения сохранения её национальных приоритетов и тех границ, которые существуют сегодня на мировой карте, где Российская Федерация в арктических зонах представлена достаточно серьезно.
Доклад вице-президента НОСТРОЙ вызвал живой интерес у аудитории, и после своего выступления спикер развернуто ответил на множество вопросов из зала. Касаемо вопроса о том, достаточны ли уже разработанные мастер-планы для реализации проектов строителей, Антон Мороз сообщил, что в основном они отвечают потребностям отрасли, и в рамках этих мастер-планов уже можно начинать планомерное строительство в арктической зоне на вечной мерзлоте с масштабным применением новых технологий.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Оврагов будет много, но освоение Крайнего Севера действительно стратегически важно.
а Мароз не хочет переехать в Арктику? ;)
@Анфиса, из СПб то???? Сомнительное удовольствие…
А вот офис НОСТРОЙ можно было бы перевести))) Там снимать тут сдавать….
А может ли вообще в Арктике быть комфортная жизнь…???