На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект постановления Правительства России, предусматривающий конкретизацию мероприятий при проведении строительного контроля, а также цифровизацию документов, подготавливаемых по итогам проведения процедуры. Один из ключевых разработчиков акта – Министерство строительства и ЖКХ РФ. Замглавы этого ведомства Сергей Музыченко дал такой комментарий:
Большая часть участников строительного процесса и рынка сходится во мнении, что правила проведения строительного контроля уже устарели. Они не менялись больше 10-ти лет и не позволяют осуществлять процедуру эффективно. Для решения этой проблемы требуется их актуализация с учётом особенностей современных процессов в строительстве, а также используемых строительных материалов и оборудования. Принятие разработанного постановления повысит качество возводимых объектов и оптимизирует проведение государственного строительного надзора.
Подготовленный Минстроем России проект постановления направлен на оптимизацию посредством чёткого определения мероприятий, осуществляемых заказчиком и подрядчиком в процессе проведения строительного контроля. Такое разграничение, к примеру, позволит органам государственного строительного надзора проводить проверки по конкретным и однозначно определенным требованиям.
Проектом постановления предлагается не устанавливать на уровне акта Правительства России нормативы затрат на проведение строительного контроля и использовать для их определения новую методику, учитывающую сложность самой процедуры и необходимость осуществления дополнительных лабораторных исследований и испытаний.
Кроме того, действующий порядок предусматривает возможность подготовки документации по результатам строительного контроля только в бумажном виде. Принятие постановления позволит перевести её в цифровой формат.
Также в указанном нормативно-правовом акте предлагается оптимизация лабораторного контроля, уточнение объёма его исследований, плюс закрепление проведения процедуры за заказчиком для устранения возникновения ситуаций с её дублированием, увеличивающих издержки при строительстве.
В результате утверждения акта будет создан интуитивно-понятный для всех участников строительства оптимизированный порядок проведения строительного контроля.
Проект постановления разработан во исполнение плана мероприятий «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты», утверждённого заместителем председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным. Публичное обсуждение документа продлится до 4 августа 2022 года.
А что получится если контролировать контроль контролируемого?..... Интересно.....
Вот сколько не меняй правила строительного контроля - ничего не изменится. Причина простая - нет заинтересованности.
Повторю коротко свое предложение - строительный контроль надо передать в СРО полностью!
Строительный контроль надо отдавать на законодательном уровне исключительно строительным лабораториям и их специалистам по отдельному контракту/договору, чтобы подрядчик не занимался вообще приемочным контролем, а качество материалов при входном контроле подтверждало третье лицо. Лаборатории должны быть аккредитованные, с сотрудниками, которые прочитали ГОСТ и СП, и понимают утвержденные научные методики, как правильно считать и оценивать; используют поверенные и калиброванные инструменты, оборудование и приборы. Потому что сущность строительного контроля - это своевременные контроль качества скрытых работ, оценка получившихся ответственных строительных конструкций объекта капитального строительства и приемочный контроль с заказчиком (а не докапывание к временным, внутриплощадочным и подготовительным работам). Произвести это возможно только с применением специальных инструментов и приборов. А если стройконтроль начинает контролировать вещи, к его компетенции не относящиеся (типа охраны труда, складирования материалов, пожарную безопасность, наличие и прочее), начинаются дебильные и бесконечные предписания, а также коррупционная составляющая и "выпрашивание с намёками" всякой херни и лишних бумаг в исполнительной. Некоторые "представители" стройконтроля даже ГрК РФ не читают и считают скрытыми работами/ответственными конструкциями установку сарая под складирование материалов на объекте. Ну и полный запрет работы с колёс, а также обязанность заказчика предусматривать в проектах устройство специальных площадок складирования материалов без дебильной 10кратной оборачиваемости, когда количество плит умножают на 0,1 и оплачивают 10% от реальной стоимости.