Своими идеями о ходе импортозамещения в строительстве поделился технический директор ООО «Данфосс» Виктор Грановский. Большая статья под названием «Стратегия импортозамещения инженерных систем в условиях санкций» была опубликована на сайте «АВОК» – Некоммерческого Партнёрства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике». Предлагаем вниманию уважаемых читателей выдержки с основными мыслями из этого текста.
***
Специалисты, занимающиеся проблемой импортозамещения, определяют это понятие следующей фразой:
Импортозамещение – это стратегия ведения экономики и промышленной политики государства, которая заключается в замене импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами собственного производства.
На первый взгляд, не очень понятно, почему «импортный товар, пользующийся спросом» нужно заменять, а не противопоставить ему на выбор потребителя отечественный товар аналогичного назначения. Критерий потребительского выбора достаточно известен – соотношение цены и качества. При этом в понятие качества включается и логистика, и сервис, и ряд других показателей.
Кроме того, в приведённом определении естественное беспокойство вызывает слово «замена», которое в менее деликатной форме синонимично слову «запрет» или «ограничение».
Запреты и история
Запрет на импорт может быть как со стороны государства, потребляющего импортную продукцию, так и со стороны государства-экспортёра.
При введении запрета или ограничения на импорт со стороны государства – потребителя импортной продукции преследуются следующие основные цели:
- стимулирование развития промышленности путём создания для неё благоприятных условий;
- защита национальных экономических интересов путём сокращения зависимости от импорта для снижения политических и валютных рисков.
То есть, в данном случае речь должна идти не о замене импортной продукции, а о создании адекватного конкурентного поля товаров, включая мероприятия по поддержке отечественного производителя.
При введении запрета или ограничений со стороны экспортёра основными целями являются:
- предотвращение передачи технологий двойного назначения;
- защита приоритета той или иной продукции или технологии на мировом рынке;
- нанесение экономического ущерба потенциальному импортёру.
В этом случае импортозамещение носит квазимобилизационный характер, требующий применения от государства-импортёра экстренных мер по защите рынка.
Запрет импорта как инструмент для защиты национальной безопасности применяется достаточно давно. Так, по информации из ряда источников, в XVIII веке в Англии, с целью наладить собственное производство, на определённое время был введён запрет на ввоз шёлковых тканей, лент и кружева, оружия, обуви, посуды и других изделий. При этом отмечается, что практически всегда удавалось обойти закон за счёт контрабанды или получения разрешения на импорт путём коррумпирования соответствующих служб.
В нашей стране запретительные меры стали широко применять примерно с конца XVII века. При появлении какой-либо новой отечественной мануфактуры с рынка, через запреты на импорт, исчезали соответствующие зарубежные товары. В результате, по данным статистики, в 1821 году (начало бурного развития мануфактур и ремесленничества) под запретом импорта находилось порядка 170-ти наименований продукции, а к 1867 году под запретом оставались только соль и руда, поскольку уже активно работали российские фабрики и мануфактуры.
Актуальная ситуация
Сегодня наша страна оказалась в ситуации, когда импортозамещение приобрело характер мобилизационной стратегии. Необходимо чётко представить размер проблемы и выработать стратегию действий.
Рынок современной России претерпел значительную турбулентность. В постперестроечный период при попытках вписаться в глобальный рынок – достаточно неумелых, а порой заведомо невыгодных для страны – произошло катастрофическое падение отечественного производства. На российский рынок хлынул ничем не сдерживаемый поток иностранной продукции, что привело к повышению зависимости нашего промышленного и финансового сектора от любых изменений на мировой арене.
В частности, по данным статистики, к середине 2014 года доля импорта по разным оценкам составляла:
- в станкостроении – более 90%;
- в тяжёлом машиностроении – 60-80%;
- в лёгкой промышленности – 70-90%;
- в электронной промышленности – 80-90%.
Данные на 2022 год показывают, что за прошедшие шесть-семь лет ситуация практически не изменилась. Импортозамещение в России находится в пределах 30%. Это значит, что все товары, продукты, а также услуги, производимые в стране, составляют всего 30%, остальное приходится закупать за рубежом.
Однако не всё так мрачно. Значительное количество креативных российских производителей увидели «передовые зарубежные образцы» и технологии, проанализировали их технические и рыночные достоинства и занялись созданием новых или модернизацией существующих технологических линий и изделий, чтобы соответствовать уровню иностранных компаний и отвоевать себе место на рынке.
Так что, несмотря на указанные сложности, в целом приход иностранных изделий и технологий на российский рынок – это позитивный процесс, мотивирующий к развитию.
И как жить дальше?
В настоящее время политика импортозамещения в России проявляется в основном в поддержке отечественных предприятий в виде льгот, субсидий, сниженных процентных ставок по кредитам и других преференций. Так, начиная с 2017 года законодательство предусматривает приоритет российских товаров, работ и услуг перед иностранными при осуществлении тендеров. В частности, при наличии конкуренции с отечественными товарами победитель, предложивший иностранный товар, должен снижать цену своего предложения на 15%, а на некоторые виды продукции – на 30%.
Сегодня наша страна оказалась в ситуации, когда импортозамещение приобрело характер мобилизационной стратегии. Необходимо чётко представить размер проблемы и выработать стратегию действий.
Если обратиться к ситуации в нашей строительной сфере, то она, по данным ряда специалистов, на 90% оснащена импортным оборудованием или зависит от импортных составляющих, используемых в погрузчиках, кранах, экскаваторах, бетононасосах, станках горизонтального бурения, горнопроходческих щитах и прочее. Вся эта техника требует ремонта и замены в процессе износа. А ремонтировать нечем и менять не на что. Нет заводов по производству строительной техники и машин.
Инженерные системы и оборудование для зданий различного назначения как минимум на 50% оснащены импортным оборудованием, трубами, системами автоматики и «умными» технологиями. Часть поставщиков импортной продукции уходит с рынка, другая часть пытается оперативно реструктуризироваться и найти или самостоятельно произвести альтернативу оборудованию, изделиям и комплектующим, попавшим под санкции. Но нужно трезво понимать, что этот процесс займёт значительное время.
А сейчас время для отечественных производителей и креативных иностранных компаний, которые организовали своё производство в России. Вместе, мобилизовавшись и дополняя друг друга, они обеспечат устойчивое развитие строительной отрасли.
ОТ РЕДАКЦИИ. Вот так познавательный экскурс в перипетии мирового и российского импортозамещения от уважаемого эксперта. Взгляд вполне взвешенный – просто не будет, работы предстоит много, но и ничего совсем уж трагического и непоправимого не происходит. Процесс импортозамещения является не уникальным российским изобретением, а широко применяемой мировой практикой, направленной на защиту собственного производителя. Ну, а мы традиционно ждём комментариев и мнений от Вас, уважаемые читатели!
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Как не назови, а на деле мы имеем запрет и потуги к замене!