В последние пару месяцев строительное саморегулирование снова сделалось предметом обсуждения в коридорах власти и общественных организациях. Есть мнение, что сказать за это спасибо нужно не кому-нибудь, а бузотёру Михаилу Богданову. «Инфант террибл» изыскательского сообщества, прорвавшись со своей обличительной речью пред очи Главы государства, как ни странно, сделал нужное и полезное дело. А именно – всколыхнул основательно застоявшееся саморегулируемое болото и заставил столпов сложившейся системы активно работать и рассказывать о том, чем они, собственно, занимаются, и какую пользу обществу приносят.
Началось бодрое движение, как и следовало ожидать, в Российском союзе промышленников и предпринимателей, затем продолжилось в Российском союзе строителей, «Опоре России», в НОПРИЗ и НОСТРОЙ. А вскоре подключилась и Торгово-промышленная палата РФ, где прошло заседание комитета по предпринимательству в сфере строительства на тему «Саморегулирование строительной отрасли: оценка состояния, существующие проблемы и их решения». Очень интересно, конечно, почему не в профильном Совете по саморегулированию, который, вроде бы, пережил период обновления и обещал всерьёз взяться за работу…
Открыл заседание председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, первый и почётный президент Национального объединения строителей Ефим Басин. В своём докладе Ефим Владимирович отметил, что целью встречи является выработка единой позиции профессионального сообщества и органов государственной власти по механизму саморегулирования в строительной отрасли.
Как известно, 30 декабря 2021 года Президентом России был подписан федеральный закон № 447-ФЗ о совершенствовании системы саморегулирования в строительстве, часть его положений вступают в силу с 1 сентября 2022 года.
Так что обсуждение проходит не просто так, а как бы по мотивам поручения Владимира Путина. Которое, напомним, предписывает главе Правительства РФ провести мониторинг правоприменительной практики в сфере саморегулирования и внести свои предложения по совершенствованию деятельности СРО к 1 июля 2022 года. Исполнителями поручения определены Минстрой, Ростехнадзор, Минтруд и РСПП. Перечисленные структуры готовы работать как напрямую с саморегуляторами, так и с общественными организациями, которые имеют отношение к проблематике СРО. В том числе и с ТПП РФ.
Господин Басин, что называется, поставил ребром ряд острых вопросов:
- Что эффективнее лицензирование или саморегулирование?
- Какова правоприменительная практика законодательства о саморегулировании?
- Как проходит подготовка кадров и повышение квалификации?
- Какие контуры должна иметь система независимой оценки квалификации специалистов?
Председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства привёл безусловные доводы в пользу саморегулирования в сравнении с лицензированием. Вместе с тем, по его мнению, не все ещё сделано и совершенствование сферы саморегулирования необходимо.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин также нашёл несколько добрых слов в адрес саморегуляторов, хотя и оговорился, что сфере саморегулирования присущ широкий круг проблем не только в строительстве, но и в других отраслях. Претензий особенно много к законодательству. Глава ТПП России также отметил кадровую проблему, которая ощущается на любых предприятиях от малых до крупнейших.
Господин Катырин подчеркнул, что вопросу саморегулирования уделяется большое внимание в Торгово-промышленной палате. Он отметил эффективность и результативность работы комитета ТПП по предпринимательству в сфере строительства и вручил благодарность от имени Палаты председателю комитета Ефиму Басину, а также Геннадию Шмалю, заместителю комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, заместителю председателя Общественного совета при Ростехнадзоре. А вот деятельность «кружковцев», что в старом составе, что в новом, почему-то в доклады и на страницы пресс-релизов так и не попала.
О том, как будет проходить процесс выполнения президентского поручения, рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Сергей Музыченко. Он объяснил, что исполнители будет сосредоточены на трёх направлениях:
- эффективность системы допуска на строительные рынки;
- эффективность Национального реестра специалистов;
- эффективность системы ответственности членов СРО.
Сергей Григорьевич отметил колоссальную разницу саморегулирования в сравнении с лицензированием и подчеркнул в этой связи важность налаженной обратной связи с представителями отрасли и СРО. Господин Музыченко также обратил внимание на тему развития цифровизации в сфере саморегулирования.
А далее прошёл парад представителей от общественных организаций, с заявлениями о том, что саморегулирование у нас развивается и хоронить его рано. В таком роде высказался президент Российского союза строителей Владимир Яковлев, назвав строительную отрасль лидером российской экономики. И заявивший, что расцвет строительной активности пришёлся как раз на годы саморегулирования, а не лицензирования. Его поддержал вице-президент РСПП Александр Мурычев, сказавший, что «альтернативы саморегулированию не существует», и на повестке дня стоит дальнейшее совершенствование и развитие этой темы.
В общем, диалог о достижениях, проблемах и задачах саморегулирования предстоит ещё долгий и увлекательный. Конечно, хотелось бы увидеть, как беседы становятся всё более предметными и вслед за несколько абстрактными лозунгами об «отсутствии альтернативы» приходит более основательный анализ на основе цифр и фактов.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
На мой взгляд, необходимо найти ответ на самый острый вопрос. Кто, конкретно, и с какой целью провоцирует членов СРО на покупку персональных данных лиц, включенных в НРС.
Я уже неоднократно говорил и повторю ещё раз. У членов СРО, у которых отсутствуют действующие договоры генподряда, не может быть специалистов по организации выполнения работ, предусмотренных этими (отсутствующими) договорами. Ни одна вменяемая организация не будет платить зарплату "живым" работникам, которых она не знает, чем занять. Равно как ни один нормальный работник не согласится получать зарплату за ничего-не-деланье.
Сегодня контроль со стороны СРО за наличием специалистов НРС на конкретных объектах, де-факто, подменен контролем за наличием у членов СРО фиктивных документов, якобы подтверждающих, что суъекты указанных в них персональных данных являются работниками этих членов СРО. О наличии рынка подобных "фантиков" намного раньше, чем Михаил Богданов рассказал в своем интервью одному из федеральных СМИ Виктор Прядеин.
То, о чем я пишу, должно быть давно известно и понятно сегодняшим руководителям Нацобъединений. Непринятие ими адекватных мер, в том числе внесения соответствующих предложений по поправкам в законодательство може свидетельствовать только об одном - что они являются прямыми или косвенными выгодоприобретателями от торговли вышеуказанными "фантиками". Иного объяснения процветанию этой торговли я не нахожу. Если я не прав, то, возможно, кто-нибудь меня поправит.
Вы что-то путаете! Сколько лоботрясов ходит по миру и мечтают получать деньги за ничего неделание?
Иван Трышкин, Вы полагаете, что в НРСе сплошные "лоботрясы"? Как Вы думаете, их туда включили с умыслом или по принципу "хотелось как лучше..."?
Очередная порция карантовских предположений... Усилиями Евгения Давидовича, эта сова на глобус не то, что не натягивается, а залетает на него в вираже, безо всяких усилий...)))
Советник, а предположения-то в чем?
В том, что любому вменяемому предпринимателю легче купить "фантики", чем платить зарплату работникам, которых ему нечем озадачить?
Или в том, что провоцировать предпринимателей на покупку "фантиков" кому-то выгодно?
Или Вы сомневаетесь в том, что наличие спроса на "фантики" со стороны членов СРО не порождает предложение?
Или не знаете, что на жестких дисках компов операторов НРС зафиксированы персональные данные, которые через них прошли прежде чем были отправлены в НОСТРОЙ?
Или, может быть, Вы думаете, что Виктор Прядеин, будучи одним из архитекторов института операторов, не понимал, о чем говорил в своем интервью?
Так в чем же состоят мои предположения?
А какие конкретно достижения присваивают саморегулированию?